Среди дней Страстной седмицы Великий четверг занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками – апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное церковное Таинство – Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.
Без причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.
Тайная Вечеря была совершена Христом за день до празднования ветхозаветной Пасхи. Евреи совершали этот праздник в память о чудесном исходе из Египта, где они находились в рабстве в течение четырёхсот лет.
Как и многие другие события ветхозаветной истории, праздник иудейской Пасхи имел прообразовательное значение. Он готовил людей к принятию истинной Пасхи, истинного спасения от рабства греху и смерти. Такое спасение должен был принести людям Сын Божий – Новозаветный Пасхальный Агнец, закланный за грехи мира. Так велико и глубоко было падение людей, что только Сам Бог, добровольно приняв на Себя падшую человеческую природу, мог спасти человека.
Господь преподает нам Себя в Таинстве Евхаристии, дабы каждый верующий в Него мог достичь главной и единственной цели своей жизни – приобщиться Божественной любви, приобщиться Самого Божества.
Тайная Вечеря началась с омовения. Сын Божий, Творец мира совершает обряд, который традиционно совершали рабы: Он омывает апостолам ноги. Ученики были поражены действиями их Божественного Учителя. Они молча принимали омовение. Только апостол Пётр, человек горячий, не мог сдержать овладевших им чувств.
«Господи! – воскликнул Пётр, – Тебе ли умывать мои ноги?» На это Христос ответил: «что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Своим примером Господь показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению – чтобы они не считали за унижение для себя служить ближнему.
После омовения и прощальной беседы с учениками Христос преломил хлеб и, благословив его, подал апостолам со словами: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Взяв чашу и благословив её, сказал: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
В четверг Страстной седмицы в храмах совершается Божественная литургия. В этот день каждый верующий, по примеру апостолов, стремится соединиться со Христом в Таинстве Причащения. За богослужением несколько раз произносится молитва «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Эту молитву поёт хор, читает священник, повторяют все верующие. В ней христианин просит у Бога соделать его причастником Тайной Вечери, ныне совершающейся в храме…
По традиции в этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси освящает миро – оливковое масло с примесью разных ароматов, – которое варится в первые дни Страстной седмицы. Освящённое миро рассылается по епархиям и приходам. Святое миро используется в Таинстве Миропомазания. Оно совершается над человеком один раз в жизни сразу после Таинства Крещения, через миропомазание новокрещённый обретает полноту даров благодати Святого Духа.
Иуда – раб и льстец
Образ Иуды предателя занимает центральное место в службе Великого Четверга (парадоксально: не кому-нибудь из достойных апостолов, но негодяю посвящено наибольшее количество песнопений Великой Среды и Четверга). Одна из заметных характеристик Иуды – «раб и льстец»; это – столь звучное и яркое выражение, что на него невольно обращают внимание многие люди, даже те, кто не может «похвастаться» хорошим знанием Триоди.
Фраза «раб и льстец» встречается в трех песнопениях: кондак, икос и 4-я хвалитная стихира. Интересно, что в греческом оригинале это выражение является игрой слов: δοῦλος καὶ δόλιος (дулос кэ долиос). Видимо, честь авторства принадлежит преподобному Роману Сладкопевцу (VI век): он использовал эту фразу как рефрен (заключительный припев) своего кондака. А преподобный Иоанн Дамаскин, автор 4-й стихиры уже, видимо, воспользовался готовой фразой
При анализе текста песнопений выясняется, что эта звучная фраза имеет разные смыслы в песнопениях. В кондаке и икосе оба слова, скорее всего, имеют отрицательный смысл: Иуда характеризуется как раб страстей и коварный обманщик.
Однако в стихире смысл иной; ее начальное предложение звучит так: «Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол от дел явися…». Видно, что в каждой из 3-х пар первая характеристика – положительная, вторая – отрицательная. Слово «раб» означает в данном случае «близкий человек, член семьи» (мы, воспитанные коммунистической идеологией, считаем по умолчанию, что господа всегда рабов эксплуатировали, а рабы господ ненавидели; на самом деле хорошие хозяева заботились о рабах и считали их частью своего большого дома). Иуда как «раб и льстец» предстает перед нами как «близкий человек и обманщик», тот, который пользовался любовью и благами своего Господина (Христа), но оказался подлым предателем.
Кашкин А.С.
О значении призвания в жизни человека
В РПЦ призвали обратить внимание на лоббистов абортов
СМИ: сторонники ПЦУ захватили храм канонической УПЦ на западе Украины
Митрополит Пантелеимон возглавил престольное празднование храма иконы Божией Матери Киево-Печерской
Митрополит Пантелеимон поздравил митрополита Никодима с 50-летием
Между Wi-Fi и молитвой: жизнь в потоке новостей
Сергей Худиев: «Если бы Бог постоянно вмешивался в нашу жизнь, у нас бы не было выбора»
Почему не ходят в Церковь люди, которые хотели бы пойти на богослужение или исповедь?
Каждый ли может стать святым?
Митрополит Пантелеимон принял участие в открытии Центра русской духовной культуры «Благовест»
В день Преполовения Пятидесятницы, митрополит Пантелеимон совершил Литургию в кафедральном соборе
Колокольный звон пасхальный. ХIХ Международный фестиваль славянской духовной поэзии и музыки
Митрополит Пантелеимон с представителями Народного Совета ЛНР возложил цветы к памятнику «Они отстояли Родину»
9 мая, в храмах и монастырях Луганской Епархии были совершены Благодарственные молебны
О правильном смысловом (логическом) ударении в пасхальном приветствии «Христос Воскрес!»
Благословение: как сделать его духовной опорой и можно ли сомневаться в нём?
Современный мукбанг: безобидное хобби или реклама чревоугодия?
Митрополит Пантелеимон совершил соборное пение акафиста Воскресению Христову
В кафедральном соборе прошел первый пасхальный фестиваль «Пасха Красная, Пасха Великая»
В храме иконы Божией Матери «Умиление» состоялся благодарственный молебен за Победу в Великой Отечественной Войне