Рекомендованное

Смысл и значение 5-й Недели Великого поста

5 неделя (18 апреля) — преподобной Марии Египетской. История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост ...

Читать далее

Что такое Суббота Акафиста?

Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, ...

Читать далее

Сельские будни Новосветловского благочиния

О жизни приходов и как протекают приходские будни – об этом вниманию дорогого читателя мы предлагаем беседу с благочинным Новосветловского ...

Читать далее

Можно ли быть хорошим человеком без веры в Бога?

«Я  в Бога не верю, но ничего плохого  не делаю» - знакомая фраза, не правда ли? Не менее известна и другая: ...

Читать далее

Все о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение в 2021 году празднуется 7 апреля. Дата этого праздника постоянная, в отличии, скажем от даты празднования Пасхи. В этот ...

Читать далее

Легендарный атаман Матвей Платов

Среди самобытной природы Слобожанских степей, в Антрацитовском районе ЛНР расположено село Боково-Платово. Его жители, а особенно старожилы, могут рассказать немало ...

Читать далее

Устоять против чужого влияния! (СОЦОПРОС)

День мученической смерти святого Иоанна Предтечи вспоминается Православной Церковью 11 сентября (29 августа ст. ст.) и называется днем Усекновения главы ...

Читать далее

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, - гласит пятая ...

Читать далее

Архимандрит Иоанн: Надеюсь, монастырь станет духовным оплотом православия нашей епархии

В дни Великого поста об истории и жизни единственного в Республике мужского монастыря ЛИЦ рассказывает игумен Свято-Вознесенской обители архимандрит Иоанн ...

Читать далее

Природа смеха: во благо или на погибель

Есть «время сетовать» и «время плясать» (Еккл.3:4). Гомерический смех. Смех сквозь слезы. Неумеренный смех  - потакание человеческой падшей природе. И ...

Читать далее


 Пожалуй, притча о добром самарянине выделяется среди прочих, приводимых Лукой. Ее можно рассматривать в двух плоскостях. Прежде всего Иисус хотел сказать, что человек, подобно этому самарянину, должен помогать другим в нуждах их (стих 37). Но притчу эту можно трактовать и в свете отвержения Иисуса; известная параллель видится в «отвержении» религиозными вождями человека, попавшего в беду. Единственный, кто помог ему, — самарянин, сам «отверженный» в глазах иудеев.

Иисус был подобен этому самарянину. Отвергаемый вождями Израиля, Он был Тем, Кто стремился помочь погибающим людям. Идея притчи в известном смысле перекликается со словами, сказанными Христом Симону фарисею (7:44-50). Отсюда и далее тема Христа, приходящего на помощь ко всем нуждающимся в Нем, звучит все более явственно.

И вот, один законник спросил Его: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос задавали Иисусу неоднократно (Матф. 19:16-22Лук. 18:18-23Иоан. 3:1-15). В данном случае подоплека его не была искренней, что видно из: 1) законник искушал Иисуса (стих 25); 2) у Луки записано, что, получив ответ, он попытался оправдать себя (10:29).

Христос ясно дал понять, что «ближним» для человека должен быть любой нуждающийся в его помощи.

В самом деле, законник, оказывается, знал ответ (на встречный вопрос Христа — стих 26 — он ответил правильно, процитировав из Втор. 6:5 и Лев. 19:18, — что для этого следует любить Господа Бога и ближнего своего), и все-таки спрашивал. Иисус его ответ подтвердил: так поступай и будешь жить. Тогда-то, «оправдывая себя», законник ставит другой вопрос, как бы намекая, что в ответе, известном Иисусу и ему самому, есть нечто не объясненное до конца. А кто мой ближний? — спрашивает он. Господь отвечает ему притчей о добром самарянине.

Фердинанд Ходлер: Добрый самарянин

Дорога из Иерусалима в Иерихон круто спускается вниз, примерно на 1000 метров, имея протяженность около 30 км. В те времена это была опасная дорога, так как в извилистых петлях ее прятались разбойники, нападавшие на путников. Священник, который, казалось бы, должен являть любовь к людям, прошел, однако, мимо брошенного на дороге человека, ограбленного и израненного разбойниками, хотя человек этот был, вероятно, евреем и, значит, согласно Моисееву закону, в первую очередь, «ближним» его.

Левиты были потомками не Аарона, как священники, а Левия; они помогали священникам в храме. Левит тоже прошел мимо несчастного.

Самарян евреи презирали, потому что те были евреями лишь частично, а частично — язычниками. Но именно самарянин помог этому полуживому еврею, не только перевязав ему раны, но и доставив его в гостиницу, где заплатил за уход за ним. Своим вопросом: Кто из этих троих, ты думаешь, был ближний попавшемуся разбойникам? — Христос ясно дал понять, что «ближним» для человека должен быть любой нуждающийся в его помощи. В конечном счете Ближним для всех был и остается Сам Иисус, Который, в отличие от книжников и фарисеев, сострадает («имеет милость») всем погибающим людям. Его, завершающие притчу слова: иди, и ты поступай так же (как поступил самарянин), в сущности адресованы всем Его последователям (стих 37).

Источник: otveti.org