Рекомендованное

Откровение о блудном сыне. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк. 15, 11-32)

Второе подготовительное к Великому посту воскресенье издревле посвящено в Церкви евангельской притче о блудном сыне. Вот как излагает ее Евангелие от ...

Читать далее

Преображенная святыня: 73 года Никольскому храму в Ровеньках 

«где сокровище ваше, там и будет сердце ваше» (Мф. 6,21) 14 августа сего года исполнится 73 года с того дня, когда православные ...

Читать далее

Главная задача священника - привести ко спасению людей

На одной  выцветшей от времени фотографии изображены несколько холмиков свежих могил, а за ними – люди в шинелях. За спинами ...

Читать далее

Студенты ЛГПУ отпраздновали День православной молодежи

Команда студентов из Луганского государственного педагогического университета (ЛГПУ) приняла участие в культурно-образовательном проекте Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных учёных». ...

Читать далее

Колокольный звон Веселой Горы

28 июля весь православный мир устремился в древнюю столицу Киевской Руси – град Киев, где широко отмечались исторические события 1025-летней ...

Читать далее

А настоятель молится

Рядом со строительным вагончиком, переделанным под маленькую церквушку с небольшим куполом и крестом над ним строился большой каменный храм. Долго строился. ...

Читать далее

Что нужно знать о Сретении Господнем?

Праздник Сретения Господня Православная Церковь отмечает 15 февраля. Что значит слово «Сретение»? Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, ...

Читать далее

Вселенские учители (+МОЛИТВА святителям)

 12 февраля Православная Церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Вселенских – имеющих значение ...

Читать далее

Века переживший храм

Самому древнему на луганщине деревянному храму более 230 лет. Деревянная церковь простояла практически в первозданном виде более двух веков. И ...

Читать далее

Да укрепится сила уз духовных!

   Как свидетельствует Священное Писание, Иисус Христос является «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. ...

Читать далее


  Продолжение цикла публикаций «История   больничных   приходов  Луганщины» проекта епархиального отдела «Миссия Церковь и медицина» Луганской епархии, «Исцеляющая вера». Часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», при Луганском республиканском кожно-венерологическом диспансере.

 ***

 О том, что такое современная наука, о возможностях и границах её познания, ну и конечно о том,  могут ли научные открытия опровергать опыт веры и религиозное понимание мира, мы поговорим с главным врачом Луганского республиканского дерматовенерологического диспансера, заслуженным  врачом Украины, доктором медицинских наук, профессором Владимиром Григорьевичем Родионовым.

  С развитием научного знания, современное общество всё чаще и чаще задаётся вопросом о месте в ней религии, о соотношении между собой двух граней познаваемого мира. Научно-технический прогресс открыл перед человечеством невиданные доселе горизонты возможностей, от радиоприёмника до космических кораблей, коснувшись всех сфер нашей жизни,  самых казалось бы обыденных. Для самой же религии и верующих  людей, сам факт науки и её достижений, так же является предметом размышлений, обсуждений, возможно сомнений и испытаний их веры. Однако, как может показаться на первый взгляд, проблема соотношения религии и науки для веры христианской не нова.   Ещё древние отцы и учителя Церкви признавали важное значение, для правильного понимания христианства, даже языческой философии, матери всех наук. Святитель Василий Великий говорил: “В философском учении была тень откровенных истин, предизображение истины, изображенной в Писании, отражение света Христовой истины, подобно отражению солнца в воде”. О взаимоотношении веры и знания святитель утверждал что “В науке вера предшествует знанию”.

…религиозная вера врача способна влиять на этическое отношение к пациенту и, несомненно, на конечный результат его выздоровления.

По словам Климента Александрийского “Древняя философия была делом Божественного промышления (в истории приготовления древнего мира к христианству)… Она необходима была, грекам для руководства в правде… Детоводительствовала эллинов к Христу, представляя  в себе истину, хотя и темно и не всю, но по частям”.

Святитель Григорий Богослов писал: “Полагаю, что всякий имеющий ум, признаёт благом внешнюю учёность, которую многие из христиан гнушаются по худому разуму, как злохудожную и удаляющую от Бога”. Из всего сказанного видно, что отцы Церкви относились с глубоким уважением к честному научному и философскому знанию, но в свою очередь и величайшие ученые с почтением и благоговением относились к вере. Достаточно вспомнить имена самых известных ученых, которые изучая законы окружающего мира и совершая поистине величайшие открытия в науке, были при этом людьми весьма религиозными, полагая источником и  причиной всех открывающихся посредством науки знаний, Божественное начало.

Андрей Дмитриевич Сахаров, физик: “Я не могу представить себе вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной “теплоты”, лежащего вне материи и её законов.

Один из основоположников космонавтики, физик Варнер фон Браун ( 1912-1977 ): ”Я не могу понять учёного, который не признавал бы Высшего разума во всей системе мироздания, равно как и не мог бы понять богослова, который отрицал бы прогресс науки. Религия и наука являются “сёстрами”.

Макс Планк, в 1918 году получивши Нобелевскую премию по физике, основатель квантовой теории: ”Как религия, так и наука в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Религия славит Бога в начале, наука – в конце всех мыслей.   Первая представляет Его как основу, вторая – как конец всякого феноменального представления о мире”.

Первооткрыватель радиоактивности, Анри Беккерель засвидетельствовал: “Именно мои работы привели меня к Богу и вере”.

Один из основоположников электродинамики – физик Ампер сказал: “В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу“.

***

     — Владимир Григорьевич здравствуйте, наш современник, ученый и в то же время глубоко верующий человек святитель  Лука (Войно-Ясенецкий),  утверждал ошибочность мнения о противоречиях между наукой и религией и главной причиной этого он считал поверхностное знание как в области науки, так и в области религии, называя полузнание – бичом нашего времени, в подтверждении  он приводил мысль о том что “Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него”, как Вы считаете,  можно ли предположить, что малообразованность, а порой, возможно, и полное невежество в вопросах как науки, так и веры, являются главной причиной существующего мнения о противоречиях между наукой и религией?

— Считаю, что наш коллега, гениальный врач и священник Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, он же, архиепископ Лука, заслуженно Православной Церковью причислен к лику святых. Да, очевидно и не потому, что он был глубоко верующим человеком, таковых на сегодня не мало, а потому, что по его стойкому убеждению служение Богу и людям, это не взаимоисключающие понятия, а свидетельство высоты духа. Согласно его мнению, люди не способны постигнуть своими научно-познавательными способностями то, что за вещами или сущностью вещей, а ещё более Первосущности, которую он обоготворял, отдавал почести Создателю, то есть Богу, причём как единственному, не имеющему себе подобных и не зависимо от вероисповедания. Интересен сам факт дня смерти Луки, это совпадение или ознаменование Божие. Он умер в воскресенье, 11 июня 1961 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших. К счастью, мне довелось побывать на могиле архиепископа Луки в Симферополе. Касаясь противоречий науки и религии, ничего не могу добавить к словам великого физика Д. Томсона: «Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога и увидите, что наука не враг, а помощник религии».

 — Если утверждение о полузнании верно то, что же такое атеизм, претендующий на звание “научный”, который действительно, в своих главных постулатах  берется утверждать, что именно наука, является той реальностью, которая опровергает и Бытие Бога, и, следовательно, любое религиозное понимание мира, возможно ли вообще, с помощью научных методов опровергнуть существование Высшего Разума, или атеизм является лишь некой идеологической системой, главная философия которой “борьба с Богом” и не о какой “научности” в ней и речи даже не идёт?

— Что касается высказывания архиепископа Луки в отношении полузнаний, я с ним совершенно согласен. Никогда и никому из дилетантов, имеющих только поверхностные знания или знакомства с какой-нибудь областью знаний, не давали возможности прийти к одной из наиболее сложных форм человеческого самосознания, которое называется мировоззрением. В мировоззрении человек в первую очередь должен осознавать себя и свое отношение к миру как целому, частью которого является, и он сам. Но, к сожалению, не всем это дано и формируется оно в сознании конкретных людей. Мировоззрение, это совокупность духовной жизни человека, его мироощущение и миропонимание. «Я считаю необходимым и неминуемым требованием моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума» — так очертил свое мировоззрение великий хирург Николай Иванович Пирогов.

«Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога и увидите, что наука не враг, а помощник религии».

Цитируя по апостолу Павлу: духовные люди — «водимые Святым Духом» или, по св. Григорию Паламе, — «новые люди, это возрожденные благодатью Всесвятого Духа».  Отсутствие духовности – это и есть та самая разруха в головах, как сказал профессор Преображенский из легендарного «Собачьего сердца». В данной ситуации главное, чтобы не было ложной духовности или спекуляции духовностью, где всегда есть какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности.

По-настоящему духовный человек делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. Как бы и что бы нам не внушала современная полузнающая «культура», духовность – это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни, как личной, так и в социуме. Поэтому архиепископ Лука с надеждой, верой и с ноткой оптимизма писал, что «Люди, по духу сродные Богу любви, воспринимают Духа Святого и неуклонно совершенствуются в добре и любви».

По определению, «атеист» — это не тот, кто не знает, существует ли Бог, а тот, кто определенно утверждает, что Его нет. Однако утверждение «Бога нет» является, по крайней мере, не более доказанным фактом, чем утверждение о том, что Он существует.

Касаясь вопросов науки, необходимо отметить, что по значимости (не по сложности) для людей она стоит в том же ряду, что и мифология и религия. Религиозные доктрины и их язык практически не отличаются от языка повседневного общения людей, их идеи близки и понятны нам, чего не скажешь о науке, которая, казалось бы, стремится к простоте и ясности. Более того, вопрос о природе науки самой науке не принадлежит, да и нет той специальной науки, которая могла бы ответить на данный вопрос. В конце концов, наука – это часть глобального познавательного процесса. Поэтому, вся суть заключается в том, что Бог в разумном смысле не является не только формальным объектом, но и вообще объектом. Для верующих людей это ценность, к тому же величайшая, а ценности и знания – знаки принципиально разных типов. Невозможно проверить «несуществование» чего-то, находящегося за пределами, доступными исследованию. Альберт Эйнштейн сказал: «Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем более мы приходим к выводам, которые приводят нас к вере». Именно поэтому наука не может отвергать бытие Бога, так как эта тема лежит вне её компетенции, как и вся область сущностей. Я полагаю, что мы никогда не сможем похвастаться абсолютным пониманием мироздания.

…духовность – это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни, как личной, так и в социуме.

На сегодня мы все прекрасно понимаем, что атеизм – простое отсутствие веры в существование богов и это слово стало означать определённую философскую позицию. Многие из тех, кто считает себя атеистом, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. По определению, «атеист» — это не тот, кто не знает, существует ли Бог, а тот, кто определенно утверждает, что Его нет. Однако утверждение «Бога нет» является, по крайней мере, не более доказанным фактом, чем утверждение о том, что Он существует. В свое время в 50-60-е годы прошлого столетия говорили: «Наука доказала, что бога нет». Апелляция к науке была отчасти наивной, но и убедительной для массового сознания. Когда использовалось слово «атеизм», все понимали, что это что-то из безбожия, а когда еще и прибавилось слово «научный» ― это получило дополнительный смысл.

Невозможно проверить «несуществование» чего-то, находящегося за пределами, доступными исследованию.

Атеизм это всего лишь один из претендентов на истину и никак не лучше других убеждений. Здесь невольно вспоминаем, что Библия велит нам любить наших ближних, а также – наших врагов; вероятно, потому, что по большей части это одни и те же люди. В мире есть немало людей, которые в жизни не задумывались о вере в Бога, не причисляют себя ни к одной из религий и они абсолютно не имеют никакого отношения к атеизму. Вспоминается песня В. Высоцкого «О переселении Душ»: «Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто – в Иисуса, кто ни во что не верит, даже в черта назло всем…». Если вы спросите у таких людей, есть ли в мире Бог – они вам скажут, что не знают и этот вопрос их не тревожит. Ну, и Бог с ними, это их право и их выбор. Кто не верует в Бога, тот принимает всю вину за этот мир на себя. Мы бессознательно думаем, что Бог видит нас сверху – нет, он видит нас изнутри.

— Расскажите, пожалуйста, о своём  собственном религиозном опыте и что лично Вам даёт как учёному и врачу, вера?

— Медицина во все века была связана с религией, а религия с врачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у истоков жизни и смерти. Не случайно выше я привел слова великого хирурга Николая Ивановича Пирогова. Благодарю судьбу за возможность дважды посетить его музей в деревне Вишня Винницкой области. Первый, будучи студентом, вернее субординатором по хирургии, второй, уже, будучи хирургом. Меня поразила глубина его познаний анатомии, его профессиональные рисунки строения органов человека и анатомо-хирургических разрезов, рационализм оперативных вмешательств, а главное, преданность своему ремеслу и служение людям, что было свойственно и великому архиепископу Луке. Хотел бы привести некоторые высказывания и отношение к Богу великих Мира сего. Так, Михайло Ломоносов писал: «Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию». Луи Пастер говорил: я молюсь во время своих работ в лаборатории. Наш земляк В.И. Даль, писатель, учёный, лексикограф, доктор медицины и автор лучшего «Толкового словаря живого великорусского языка» был православным христианином, прекрасно знал Библию и религиозную литературу. Известный учёный Андре Ампер, словно в наставление учёным нашего времени, писал: «Берегитесь заниматься исключительно наукой… Одной рукой исследуй природу, а другой, как за одежду отца, держись за край Божией ризы» и его же восклицанием можно завершить: «Как велик Бог, а наше знание ничтожно!». Как можно не внять всему этому? Какие еще нужны аргументы об общности врачевания, науки и духовности? Все это дает мне силы, веру и надежду в завтрашний светлый и счастливый день. Нельзя сегодня жить без веры!

Вылечить болезнь это половина пути, помочь пациенту найти силы к выздоровлению и жить дальше, вот что самое главное. Считаю, что в этом и заключается основная задача нормального врача.

— Как Вы считаете, имеет ли вообще значение для врача его внутренние духовные ориентиры, могут ли они влиять на лечебный процесс, на отношение с пациентами и вообще на конечный результат его труда?

— Медицинский профессионализм предполагает наличие у врача высоких духовно-нравственных качеств и биоэтических знаний. Вылечить болезнь это половина пути, помочь пациенту найти силы к выздоровлению и жить дальше, вот что самое главное. Считаю, что в этом и заключается основная задача нормального врача. Если тяжелая болезнь не всегда приводит человека к Богу, то, во всяком случае, она всегда дает повод хотя бы задуматься о Нем, создает духовную атмосферу, в которой мысли о Боге становятся актуальными даже для тех, кто до болезни был совершенно равнодушен к религиозным вопросам. Врач это психолог, который лечит не только физическое тело, но и душу. Важная роль в этом процессе принадлежит религиозной вере, не фанатичной, а осмысленной и осознанной. Мы ведь, в нашей практике зачастую беседуя с пациентами, даже порой не задумываясь, говорим: «с Божьей помощью» или «будем просить Господа» и т.д. Выступая основой саморегуляции человека, мне представляется, что религиозная вера врача способна влиять на этическое отношение к пациенту и, несомненно, на конечный результат его выздоровления.

 — В мае прошлого года, митрополит Луганский и Алчевский Митрофан освятил часовню построенную на территории лечебного учреждения, которое Вы возглавляете. Нам известно что часовня воздвигнута по Вашей инициативе и Вашими собственными силам, как давно и почему возникла такая идея и как к появлению на территории больницы-часовни, отнеслись Ваши сотрудники и пациенты?

— Эта идея возникла не спонтанно. Необходимо было время для осмысления и переосмысления происходящего вокруг и внутри себя. Придя более 20 лет назад заведующим кафедрой, будучи уже доктором наук и профессором, а затем одновременно в этот же год и главным врачом, прошел нелегкий путь становления с учетом интриг и закулисной борьбы. Проходил не просто, без «мохнатых лап», блата, на десятках анонимок во все инстанции и, вот тогда внутренне понимал, что какие-то неведомые силы меня ведут и помогают. Тогда же решил облагородить территорию больницы, посадил ели, разбил клумбы для роз, привез крупные камни для формирования альпийской горки. Один из них, самый огромный поставил вертикально (стоит по день сегодняшний) и голос извне мне подсказал – со временем поставь здесь храм-часовню. Все эти 20 лет я ее представлял именно такой, какой и создал. Надеюсь, сотрудники, да и пациенты отнеслись и относятся с пониманием и благодарностью, возможно, не все, но об этом надо спросить у них, а главное, что есть понимание супруги, детей и их семей, которые одобрили мою идею.

 (Продолжение следует)

***

Адрес больницы: г. Луганск ул. Краснодонская, 14 тел.50-70-37.

Часовня: 0990398860; 0721304181:

e-mail: evdanko78gma@gmail.com

 

Материал подготовил

Руководитель епархиального отдела Луганской епархии «Миссия Церковь и медицина»,

 настоятель больничного храма иконы Божией Матери «Млекопитательница»

Протоиерей Евгений Данько