Рекомендованное

Этот человек не умер – задремал. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк. 8, 41–56)

Мы сегодня вновь слышали рассказ о двух дивных чудесах Христовых: об исцелении женщины и о возвращении к жизни умершей девочки. ...

Читать далее

Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных празднует Православная Церковь в четверг 21 ноября 2019 года. Однажды Люцифер, что в переводе означает «светоносный», ...

Читать далее

«…Нужно смотреть на немощи людей снисходительно, если мы хотим быть более совершенными в своей проповеди»

О чём могут поговорить два священника за чашкой ароматного чая? Конечно, о многом. Предлагаем нашим читателям одну из таких бесед. ...

Читать далее

14 фактов о жизни и борьбе патриарха Тихона

18 ноября - день памяти святителя Тихона, годовщина избрания его патриархом в 1917 году 18 ноября исполнится 101 год со дня избрания на ...

Читать далее

Кто даст добрый ответ на Страшном Суде?

 За что, согласно православному учению, будут осуждены грешники? Когда мы слышим Евангелие, мы слушаем Слово Божье. Что же мы слышим в ...

Читать далее

Алчевской духовной лечебнице — 10 лет!

Трогательный юбилей отпраздновала Алчевская духовная лечебница 19 июля 2020 года — 10 лет со дня своего основания. После совершения молебна ...

Читать далее

Как там в Раю?

Третий антифон литургии – Блаженны. Своего рода условия, при которых ранг «Блаженных» станет реальностью для каждого в веке будущем. Да вот беда, ...

Читать далее

Нельзя одновременно «налаживать отношения» и с Богом, и с демоном. К Воскресному чтению (Лк. 8, 26-39)

Многие знают старую сказку Бабуля, ставила по праздникам свечку перед образом Георгия Победоносца,  а змею, изображенному на иконе, показывала завсегда кукиш ...

Читать далее

Цель темных сил - овладеть нами. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк. 8, 26-39)

Рассказ, который мы только что слышали, ставит нас лицом к лицу с тремя различными и несовместимыми положениями. Мы видим, во-первых, ...

Читать далее

Радость, которую никто не отнимет

  Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». День ее празднования ...

Читать далее


(Окончание. Начало здесь

Продолжение цикла публикаций «История   больничных   приходов  Луганщины» проекта епархиального отдела «Миссия Церковь и медицина» Луганской епархии, «Исцеляющая вера».


 Часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», при Луганском республиканском кожно-венерологическом диспансере.

 ***

 «Мир христоцентричен, ибо Слово (Христос – Логос) было Бог (Ин.1,1)… Только вокруг Него может быть собрана центростремительно вся душевная энергия человека и только от Него центробежно может излучатся вся творческая Его сила. Если этот солнечный центр не на месте, то нарушается равновесие в космосе человека — душа ощущает внутреннее шатание, пустоту и затмение так же, как распятие Христа на Голгофе вызвало затмение и землетрясение в природе» (Святитель Лука (Войно–Ясенецкий) апологетический трактат «Наука и религия»).

Для христианина высшей целью и ценностью является Сам Иисус Христос. Другими словами, смыслом жизни христианина является стремление жизни во Христе и обретение этой жизни – жизни, о которой апостол Павел сказал: «И уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

И для христианина иных векторов духовной жизни быть не может, иных ценностей и целей, всю свою жизнь, слова, поступки и мысли, он должен пропускать через призму этих непреложных истин.

Но в Церкви, членами которой являются все верующие во Христа, есть служение, которое особо выделяет призванного к нему  из общего числа христиан, это служение пастырское.

 ***

 О сущности пастырского служения, мы поговорим с настоятелем больничного храма в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» и руководителем епархиального отдела «Миссия Церковь и медицина» протоиереем Евгением Данько.


 — Отец Евгений, расскажите, пожалуйста, прежде всего о пастырском призвании, в чем оно заключается и какие необходимы, так сказать, внутренние условия для христианина, призванного к этому особому служению?

— Святой Григорий Богослов рассуждая о пастырском призвании говорит «надо прежде самому очистится, потом очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом потом просвещать; приблизится к Богу потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать».

Если же  говорить о некой внутренней готовности к пастырскому призванию, о неких чувствах и переживаниях христианина помышляющего о священстве, то конечно известная доля субъективности, всегда будет и здесь особенно необходима внутренняя трезвость для различения «духов», но некоторые признаки призвания к священству, можно определить в следующих  гранях человеческой души, что, разумеется, не исчерпывает всей глубины этой тайны.

1/ Прежде всего, необходимо свободное и бескорыстное влечение сердца к великому и святому делу пастырства.

2/ Готовность к жертвенному служению к ближнему, восприятие пастырства, как ига Христова.

3/ Готовность сострадать каждому приходящему грешнику, больному, скорбящему человеку.

4/ Готовность переносить невзгоды, связанные с исполнением пастырского долга.

5/ Сознание своего личного недостоинства и бессилия без помощи Божией,  стремление к доброжелательности в отношениях с людьми.

6/ Опыт веры, искренней молитвы, опыт жизни по Евангелию.

— Что можно назвать сущностью пастырского служения?

   — Обычно существенную цель пастырского служения полагают в заботах в духовном усовершении пасомых. Таково определение, общим признаком которого признаётся руководство ко спасению людей. Существо христианской жизни состоит в богообщении о Христе, Господе нашем, которое совершается чрез Духа Святого. Без благодати Божией в христианине не может быть ничего доброго, как и апостол Павел говорит: «Благодатию Божией я есмь то, что есмь» (1Кор. 15,10). Для человека всем является Господь постоянно. Человеческие привнесения в дело своего спасения состоит лишь из сознания своей греховности и из немощных усилий выйти из неё. Сообщение людям дароспасающей благодати есть цель служения в Церкви Самого Господа Спасителя нашего.

Исходя из этого, сущностью пастырского служения наиболее правильно усматривать в благодатном посредничестве. Мысль о Божественном, благодатном посредничестве пастырей апостол Павел защищает в первых четырёх главах Первого послания к Коринфянам против ложного взгляда некоторых коринфских христиан, привязывающихся к человеческим преимуществам своих духовных отцов.

Важной особенностью священнического служения в больничном храме, в отличии от обычного приходского, является  то, что священник не должен  ждать, когда к нему придут страждущие, но обязательно должен сам идти в отделения больницы, совершать водосвятные молебны, встречаться  и общаться с болящими, искренне  интересоваться их нуждами и, главное, проявлять к страждущим любовь и сострадание.

По отношению к первому Посреднику, Христу Спасителю, посредничество пастырей – слуг Христовых — вторично и даже третично, если принять во внимание действие ещё и Благодати Духа Святого. Сам по себе всякий священник – ничто, но по благодати священства делается виновником исцеления душевных и телесных недугов людей, единения верующих с Богом в Таинствах и руководителем их ко спасению советами и наставлениями.

 — Отец Евгений, вы несёте послушание руководителя епархиального отдела «Миссия Церковь и медицина» и имеете опыт служения больничного священника, расскажите, пожалуйста, об особенностях пастырского служения в стенах больницы.

  — Да, действительно, для несения пастырского послушания в больнице требуется особое призвание и,   даже, особый склад характера  самого пастыря. Слова Спасителя: «был болен, и вы посетили Меня» (Мф. 25,36) в отношении каждого пастыря сохраняют свою каждодневную актуальность, но для больничного священника больница — это место, где служение больным становится постоянной рутинной деятельностью, пропитанной страданием находящихся на излечении болящих, их ожесточением на жизнь, порой неверием  и агрессивностью. Терпение и ещё раз терпение необходимо пастырю при окормлении больных, так как по причине своих заболеваний они могут оказывать неуважение  священнику, проявлять невежество и суеверие, накопленные за годы своей жизни, впадая часто в откровенное язычество и оккультизм. Врачевать души таких пациентов священнику бывает особенно тяжело. Поэтому вместо раздражения и порой заслуженного укора он должен постоянно испрашивать у Господа терпения и сострадания к физически и духовно больным людям.

Разумеется, священник постоянно, ежедневно  находящийся у одра больного и о нем в молитвах испрашивающий у Бога прощения грехов и телесного здравия, прежде всего, должен  иметь молитвенный настрой духа, и непрестанное покаянное чувство. Пастырь должен нести к постели больного мир, радость, сердечное сочувствие, отеческую любовь, а если на то будет воля Божия, подготовить его к достойной встречи с Господом за порогом этой временной жизни.

…любовь срастворённая с состраданием и милосердием, делает труд лекаря воистину делом Божиим, евангельским.

Важной особенностью священнического служения в больничном храме, в отличии от обычного приходского, является  то, что священник не должен  ждать, когда к нему придут страждущие, но обязательно должен сам идти в отделения больницы, совершать водосвятные молебны, встречаться  и общаться с болящими, искренне  интересоваться их нуждами и, главное, проявлять к страждущим любовь и сострадание. Хочется отметить и еще одну особенность больничного служения православного священнослужителя, это — особое чувство такта и мудрости  в отношениях с медицинским персоналом больницы. Здесь священник должен, порой, выступать в роли искусного дипломата, способного на гибкость и уступчивость в вопросах мирного сосуществовании православного прихода и лечебного учреждения, учитывая то, что в среде сотрудников лечебного учреждения есть и неверующие и иноверцы, а порой и те, кто явно агрессивно настроен против присутствия священника в стенах больницы. Со всеми без исключения, в той или иной мере,  придется общаться пастырю, и от его правильного поведения и тактики будут зависеть границы возможностей пастырского окормления пациентов больницы.

— Кстати говоря, батюшка, вы затронули  очень интересный вопрос, основное внимание  священника несущего своё послушание в лечебном учреждении, разумеется, должно быть обращено к страждущим, находящимся в больнице, но ведь и сами врачи нуждаются в духовном окормлении,  поддержке и наставлении в вере — в чем же заключается миссия Церкви, в отношении медицинского сообщества.

  — Да, действительно, пастырская забота больничного духовенства должна распространяться не только на пациентов, но и на лекарей, они так же нуждаются и в молитвенной поддержке, и в добром  слове, и в духовном просвещении, но,  главная  задача священнослужителя в данном пастырском труде, это  воцерковление людей, чья профессия связанна с жертвенным служением ближнему, в глобальном же смысле, конечная цель миссии Церкви в среде медицинского сообщества, это — евангелизация современной медицины. Врач, это не просто профессия в ряде других профессий, врач является  служителем  любви, этой главной христианской добродетели, а любовь срастворённая с состраданием и милосердием, делает труд лекаря воистину делом Божиим, евангельским. Поэтому задача священника — раскрыть людям в белых халатах, онтологическую  сущность их труда и наполнить его духовным смыслом.

— Отец Евгений, расскажите,  пожалуйста, об истории  больничной часовни, освященной  в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», недавно  открытой при Луганском республиканском кожно-венерологическом диспансере.

— 28 августа 2017 года по благословению митрополита Луганского и Алчевского Митрофана, у поклонного Креста было освящено место под строительство будущей часовни, с этого момента и можно считать начало истории больничного прихода и историю часовни «Взыскание погибших». На этом же месте начинают служиться первые водосвятные молебны о здравии, под открытым небом и всегда при стечении большого количества людей, руководства, сотрудников и пациентов лечебного учреждения. Трудами главного врача больницы Владимира Григорьевича Радионова в 2018 году начинается строительство часовни и уже 7-го мая 2019 года наш владыка Митрофан совершил её освящение. Новопостроенная часовня стала не просто украшением больницы, но стала поистине «частичкой неба на земле», как  для пациентов, так и для медицинского персонала, куда  можно всегда прийти со своими печалями, нуждами, за  духовным и телесным утешением. Часовня открыта в будние дни с 8.00. до 14.00, каждый четверг в 12.00 совершаются водосвятные молебны, пред храмовой иконой «Взыскание погибших», в праздничные дни в 12.00 — молебны чествуемым праздникам, а также совершаются требы по просьбам верующих.

***

Адрес больницы: г. Луганск ул. Краснодонская, 14 тел.50-70-37.

Часовня: 0990398860; 0721304181:

email: evdanko78gma@gmail.com

 

Материал подготовил

Руководитель епархиального отдела Луганской епархии «Миссия Церковь и медицина»,

 настоятель больничного храма иконы Божией Матери «Млекопитательница»

Протоиерей Евгений Данько