Рекомендованное

Смысл и значение 5-й Недели Великого поста

5 неделя (18 апреля) — преподобной Марии Египетской. История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост ...

Читать далее

Что такое Суббота Акафиста?

Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, ...

Читать далее

Сельские будни Новосветловского благочиния

О жизни приходов и как протекают приходские будни – об этом вниманию дорогого читателя мы предлагаем беседу с благочинным Новосветловского ...

Читать далее

Можно ли быть хорошим человеком без веры в Бога?

«Я  в Бога не верю, но ничего плохого  не делаю» - знакомая фраза, не правда ли? Не менее известна и другая: ...

Читать далее

Все о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение в 2021 году празднуется 7 апреля. Дата этого праздника постоянная, в отличии, скажем от даты празднования Пасхи. В этот ...

Читать далее

Легендарный атаман Матвей Платов

Среди самобытной природы Слобожанских степей, в Антрацитовском районе ЛНР расположено село Боково-Платово. Его жители, а особенно старожилы, могут рассказать немало ...

Читать далее

Устоять против чужого влияния! (СОЦОПРОС)

День мученической смерти святого Иоанна Предтечи вспоминается Православной Церковью 11 сентября (29 августа ст. ст.) и называется днем Усекновения главы ...

Читать далее

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, - гласит пятая ...

Читать далее

Архимандрит Иоанн: Надеюсь, монастырь станет духовным оплотом православия нашей епархии

В дни Великого поста об истории и жизни единственного в Республике мужского монастыря ЛИЦ рассказывает игумен Свято-Вознесенской обители архимандрит Иоанн ...

Читать далее

Природа смеха: во благо или на погибель

Есть «время сетовать» и «время плясать» (Еккл.3:4). Гомерический смех. Смех сквозь слезы. Неумеренный смех  - потакание человеческой падшей природе. И ...

Читать далее


В последнее время явление так называемого «гражданского брака» стало довольно масштабным. С каждым годом увеличивается число пар, живущих в «гражданском браке», т.е. в союзе, не зарегистрированном государством, и не освященном Церковью. Казалось бы, у общественности это должно вызывать тревогу. Но никто не спешит бить в набат. Не потому ли, что «гражданские браки» проще воспринимать, как одну из реалий повседневной жизни?

Причин для отказа от регистрации брака в органах ЗАГСа или венчания в церкви высказывается достаточно много. «Гражданский брак» стал некоей данью современной моде.  Кинозвезды, певцы, актеры, многие другие публичные люди без всякого стеснения рассказывают то, как они живут друг с другом в неофициальных, свободных отношениях. Причем некоторые из них даже гордятся тем, что именно такая форма отношений между полами наиболее близка их «творческим натурам», постоянно находящимся в поиске чего-то нового. Печален тот факт, что внебрачное сожительство становится заразительным примером для молодежи. Часто приходится слышать, что молодые люди, перед тем как пойти в ЗАГС для подачи заявления, стараются пожить вместе в «гражданском браке», который иногда называют «пробным».

Что думают по этому поводу представители духовенства? Каково отношение к «гражданскому браку» у молодых людей? Все эти непростые вопросы интересовали корреспондента газеты «Православие Луганщины».


«Суррогат брачных отношений»

(Беседа с благочинным Центрального Луганского городского округа, настоятелем храма в честь иконы Божьей Матери «Умиление» протоиереем Александром Пономаревым)

— Отец Александр, дайте определение «гражданскому браку».

— «Гражданский брак» есть суррогат законного брака, его подделка, иллюзия. Конечно, нынешним молодым людям удобно жить  свободной жизнью, которую предоставляет им такой союз. Но, как правило,  «гражданские браки» не перерастают в светлые чистые отношения. Люди тратят года, некоторые живут в гражданском браке по 5 – 6 лет, а потом расстаются.

— Как Вы считаете, почему так происходит?

-Во-первых, молодые люди, особенно мужчины, стали инфантильными и безответственными. Большинство живёт в поиске временного партнера, игнорируя то, что диктует жизнь. Но ведь человек рождается, чтобы созидать. Возникает вопрос: если он не созидает, не живет по заповедям Божьим, ради чего тогда он пришел на землю?  Вольная праздная жизнь, завуалированная понятием « гражданский брак» — не что иное, как проявление инфантильности молодых людей, которые, выйдя из юного возраста, не хотят тем не менее брать на себя ответственность настоящих мужчин, а именно мужьями, отцами. Некоторые и на гражданский брак с трудом решаются. Куда там отвести любимую женщину в ЗАГС или венчаться в церкви.

— А как Вы объясните позицию женщин? Ведь многих устраивает жить в «гражданском браке»…

— Эта причина также является нежеланием мужчин вступать в законные узы брака. Вы посмотрите на наших молодых барышень. Они ведут себя вульгарно, одеваются по-мужски, работают на мужских работах. Вот вам и парадокс: женщины стали похожи на мужчин, а мужчины на женщин. Прекрасная половина человечества должна вдохновлять сильный пол. Женщина должна быть нежной, доброй… Она должна быть музой! По моему мнению, лучший образ девушки – Татьяна из «Евгения Онегина». Она не была красавицей, но она умела слушать, поддержать. А наших девочек с детства одевают, как кукол, красят, наряжают в яркую одежду. То есть позиционируют их, как товар. Подобный подход рождает потребительские отношения. С другой стороны, если женщина будет вести себя, как мужчина, то и отношение к ней будет соответствующим.

— Но всё – таки, получится ли настоящая семья из «гражданского брака»?

—   Если в отношениях между людьми присутствует  ответственность за судьбу любимого человека, то и «гражданский брак» может стать прообразом крепкой семьи. Но если при решении серьезного вопроса следует отговорка: «Я тебе ничего не должен (должна)», ничего стоящего из такого сожительства  не получится. Между тем, «суррогатные» или несерьезные  отношения, нередко приводят к вполне серьезным последствиям. Например, рождению ребенка, растить которого никто из инфантильных родителей  не собирается. Возникает конфликт, в результате которого больше страдает женщина. Поэтому прежде чем вступить, так сказать, в «гражданский брак», следует хорошо подумать,  нужны ли вам суррогатные отношения.

— Какой Вы можете дать совет молодым людям? В чём основа крепкой семьи и глубоких отношений?

— Основа в том, что женщина должна оставаться женщиной, а мужчина мужчиной. Люди не должны видеть в партнёре выгоду. Если мужчина чувствует любовь к женщине, и если хоть на каплю это чувство взаимно, нужно непременно действовать. Созидать.

Радует то, что есть среди молодых ребята, которые нацелены на создание настоящей православной семьи. 24 февраля в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе г. Луганска состоялся круглый стол на тему: «Семья и инфантильность». Я как настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Умиление» также принимал участие в проведении круглого стола. Меня порадовало, что среди моих собеседников были представители  молодежной православной организации, поддерживающей идеалы Православия, в том числе создания православной семьи. Круглый стол прошёл очень позитивно. Мы обсуждали различные аспекты института семьи и брака, пути преодоления инфантильности со стороны части современного молодого общества. Думаю, подобные полезные мероприятия будут проводиться и в дальнейшем.

Корреспонденту «Православия Луганщины» удалось узнать мнение одного из участников круглого стола.

«Мы представляем новое молодёжное движение, которое выступает за духовное развитие общества, — сказала член молодежной православной организации Ирина. — Наши ребята участвуют во встречах, поездках, которые несут в себе смысл развития личности. Нам не хочется тратить своё время на бары, дискотеки, пиво и наркотики. Мы видим свое призвание в том, чтобы возродить православные традиции, в том числе традиции православного брака среди молодых юношей и девушек».

Можно сказать с уверенностью: если бы так считали все молодые люди, проблема «гражданского брака» исчезла бы сама собой. Но есть, как и говорилось выше, иная позиция, оправдывающая «свободные» взаимоотношения. По вопросу о «гражданском браке» корреспондент газеты  провела соцопрос среди молодых людей, которые не ходят в церковь (категория №1) и среди  православной молодежи (категория №2). Как и предвидел журналист, мнения разделились.

Категория №1

Татьяна (студентка):

— Обязательства появляются независимо от того, находятся ли партнеры в законном браке, гражданском, или просто встречаются. Просто, на каждой ступени отношений ответственность разная. Для меня, к примеру, все же нет принципиальной разницы между гражданским и законным браком. Как говорится, штамп в паспорте ничего не меняет.

Ирина (продавец):

— Очень многое можешь себе позволить в таком «браке» и при этом без последствий.

Олег (таксист):

— Брак он и есть брак, как его ни назови. Но в «гражданском» браке, на мой взгляд, есть выбор — сегодня ты можешь быть «замужем», а завтра нет. Т.е. нет строгих обязательств перед партнером.

Игорь (менеджер – консультант):

— Для меня «гражданский брак» – это удобно. Я вроде бы и живу с девушкой семейной жизнью, но на мне не висит бремя ответственности.

Категория №2:

Анастасия (работник библиотеки):

— «Гражданский брак» для меня не допустим. Я видела много примеров, когда люди жили вместе по два – три года, и потом оставались ни с чем. Они тратили свою энергию впустую. Вместо того, чтобы создать православную семью, родить детей и продолжить свой род, они жили жизнью подростков, которые игрались в мужа и жену. Результат плачевен. Я православная, и  точно знаю, что  создам семью по Божьим заповедям. Мой брак будет благословлён небесами.

Сергей (продавец):

— У меня был печальный опыт «гражданского брака», и я это не отрицаю. Но он закончился ничем. Я прожил с девушкой два года. Мы думали, что живём правильно, и нам было плевать на мнение окружающих. Но в один прекрасный момент я понял, что разрушаю и её и свою жизнь. Мы разошлись. Я начал ходить в церковь, познакомился с понятием «православная семья», и через год встретил свою  единственную с большой буквы Любовь. Мы повенчались. У меня двое прекрасных малышей. И я очень счастлив.

Кристина (актриса):

— Моя профессия предполагает достаточно свободную жизнь. Я гастролирую, каждый день в другом городе. Многие мои подруги состоят в свободных отношениях, некоторых дома ждёт «гражданский муж». Но я вижу, как эти девушки живут во грехе. Когда спрашиваю: «Почему ты изменяешь своему молодому человеку?», то слышу довольно легкомысленный ответ: «Он мне не муж». Видя со стороны всю порочность таких отношений, я для себя решила, что никогда не буду состоять в «гражданском браке». Я – православная и хочу Господом данную мне семью, законного мужа, детей.

Наверное, дорогие читатели, вы заметили, что словосочетание «гражданский брак» мы взяли в кавычки. А все потому, что по своей сути он – ложь в камуфляже. Вам решать: хотите ли вы настоящую семью, или  суррогат. Только помните историю о неплодной смоковнице, которая засохла, по словам Господа. Потому как – это сказал Спаситель в своей Нагорной проповеди – « Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Матф.7:19).

Редакция «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2013, Март