Рекомендованное

Смысл и значение 5-й Недели Великого поста

5 неделя (18 апреля) — преподобной Марии Египетской. История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост ...

Читать далее

Что такое Суббота Акафиста?

Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, ...

Читать далее

Сельские будни Новосветловского благочиния

О жизни приходов и как протекают приходские будни – об этом вниманию дорогого читателя мы предлагаем беседу с благочинным Новосветловского ...

Читать далее

Можно ли быть хорошим человеком без веры в Бога?

«Я  в Бога не верю, но ничего плохого  не делаю» - знакомая фраза, не правда ли? Не менее известна и другая: ...

Читать далее

Все о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение в 2021 году празднуется 7 апреля. Дата этого праздника постоянная, в отличии, скажем от даты празднования Пасхи. В этот ...

Читать далее

Легендарный атаман Матвей Платов

Среди самобытной природы Слобожанских степей, в Антрацитовском районе ЛНР расположено село Боково-Платово. Его жители, а особенно старожилы, могут рассказать немало ...

Читать далее

Устоять против чужого влияния! (СОЦОПРОС)

День мученической смерти святого Иоанна Предтечи вспоминается Православной Церковью 11 сентября (29 августа ст. ст.) и называется днем Усекновения главы ...

Читать далее

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, - гласит пятая ...

Читать далее

Архимандрит Иоанн: Надеюсь, монастырь станет духовным оплотом православия нашей епархии

В дни Великого поста об истории и жизни единственного в Республике мужского монастыря ЛИЦ рассказывает игумен Свято-Вознесенской обители архимандрит Иоанн ...

Читать далее

Природа смеха: во благо или на погибель

Есть «время сетовать» и «время плясать» (Еккл.3:4). Гомерический смех. Смех сквозь слезы. Неумеренный смех  - потакание человеческой падшей природе. И ...

Читать далее


  У Луганской области несколько сот километров  государственной границы с Россией. В зоне пропускных пунктах  границы оборудованы по всем правилам пограничной службы. Но есть места, где граница между двумя государствами теряет свои очертания. Именно там стоят  православные храмы с той и с другой стороны, которые одним только видом своим говорят: нет границ между братскими православными народами. С особой силой там звучат слова Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века».  В двух таких храмах – Свято-Никольском храме в с. Кружиловка и Свято-Троицком храме в с. Давыдо-Никольское —  побывал корреспондент «Православная Луганщина».

Издали Свято-Никольский храм напоминает потемневший от времени медный колокол. Продуваемый со всех сторон ветрами, он гордо  возвышается почти на самой границе с Россией и, кажется, перемигивается, золотым глазом своего нового купола с храмом, находящимся в пределах Ростовской области: мол, что брат, послужим еще православным людям…

В феврале 2012 года Свято-Никольскому храму исполнилось 215 лет. Сооружена церковь была на средства помещика сербского происхождения, надворного советника Степана Божедаровича (отсюда пошло первоначальное название села – Новобожедаровка). При ней построили на четырех столбах колокольню. Существовала также каменная ограда с деревянною решёткой. В 1892 году открыли церковно-приходскую школу, которая содержалась на средства общины, попечительницы и училищного совета. К приходу  Свято-Николаевского храма относились четыре деревни, а именно Новониколаевка-Белая, Давыдовка-Белая, Ивановка-Камышеваха, Петровская-Разсыпная. Население деревень составляло 365 дворов с 3022 прихожанами (по материалам  Справочной книги Екатеринославской Епархии. – Екатеринослав: Типография Братства Святого Владимира, 1908 год).

  О том, что церковь строилась на века и могла при необходимости служить в качестве крепостного сооружения, говорят ее стены полутораметровой толщины.  Наверное, так оно и было.  В ХVIII веке храм служил своеобразным форпостом рубежей Российской империи. С колокольни можно было увидеть, что происходит на расстоянии десятков километров. А в нескольких километрах от церкви сохранился холм, на котором когда-то  разжигали сигнальные огни.

    Храм находился в страшном запустении.  Но я помолился Богу и сказал себе: «Нельзя опускать руки».

Можно только догадываться о том, что происходило в этих местах два столетия назад. Но то, что Великая Отечественная война оставила шрам на каменном челе церкви – факт неоспоримый. До сих пор еще под самым верхом церковного свода зияет пробоина от артиллерийского снаряда. По рассказу местного священника, немецкий снайпер вел огонь по нашим перешедшим в наступление войскам, заняв позицию под самым куполом храма. Чтобы его уничтожить, пришлось выстрелить из пушки…

Закрытый в середине тридцатых годов, приход Свято-Никольского храма возобновил свою деятельность в годы Великой Отечественной войны.  Богослужения велись вплоть до 1960 года, когда  здание храма у общины опять отняли и отдали под склад местного совхоза им. Пархоменко. Вновь церковная община была зарегистрирована 24 мая 1993 года. С этого момента, собственно говоря, и  началось возрождение одного из старейших храмов Луганской епархии…

— Когда в 1993 году я впервые переступил порог храма, — рассказывает бывший настоятель храма отец Геннадий Кравчук (ныне он — настоятель храма свв. равноап. Константина и Елены г. Луганска) — мне стало не по себе: изнутри ударил тяжелый смрадный дух гниющего зерна и коровьих шкур. Храм находился в страшном запустении.  Но я помолился Богу и сказал себе: «Нельзя опускать руки». В первые же дни мы приступили к очистке храма. Не поверите: мусора вывезли десять прицепов! В храме  закипела работа: старые десятилетней давности леса разобрали, поставили новые кованные ворота, заменили окна,  по всему храму сделали бетонную стяжку. Сейчас внутри храма стоят новые строительные леса: идут отделочные работы.  До конца года батюшка планирует над алтарем перекрыть крышу, чтобы  и в непогоду можно было проводить богослужения.

   Наших дедов и прадедов объединяла святая Православная Вера, — сказал отец Сергий Синельник. – Они не знали границ между собой, общались свободно друг с другом и заботились друг о друге. И кто бы, что мне не говорил, но я знаю твердо: нельзя провести границу  по сердцу братских народов, народов исповедующих одну Православную Веру.

 Как говорится, мир не без добрых людей. Раб Божий Дмитрий помог установить новый купол, раб Божий Юрий – поставить пластиковые окна. На средства благотворителей были изготовлены кованные ворота  – точь в точь такие, какие установили в храме 215 лет назад. Проведению реставрационных работ способствовало то, что отец Геннадий являлся тогда одновременно и настоятелем Свято-Константино-Еленовского храма в поселке Юбилейный. Приход в поселке Юбилейном большой, в нем много людей, охотно помогающих Церкви.  Есть также в этом приходе немало таких, кто  своими руками готов потрудиться во славу Божью. Кстати, двое строителей Анатолий Леонтьев и Владимир Чалко приехали в Кружиловку помогать  из поселка Юбилейный. В настоящее время они ремонтируют крышу над церковным алтарем.

Есть в окрестностях Кружиловки несколько целебных источника. Старожилы говорят, что вода в них имеет необыкновенные  свойства – помогает от катаракты. Источники  замусорены да и добираться к ним нелегко. Но, по мнению батюшки, раз дорогу к Кружиловке отремонтировали, то и к целебным источникам можно проложить тропу.

«Все, что дал Бог, должно служить на радость людям» — уверен протоиерей Геннадий Кравчук.

Далее, направляемся в село Давыдо-Никольское, где  настоятелем Свято-Троицкого храма служит иерей Сергий Синельник.

       Свято-Троицкий храм значительно моложе Свято-Никольского храма: церковь  освящена в 1916 году. Однако и о ее истории можно написать целую книгу. Вкратце же история церкви следующая. В 1934 году в храме была совершена кража. Президиум Луганского горсовета обвинил общину в нарушении договора о сохранности культового имущества и постановил снять церковь с регистрации, а здание передать под «культурные» потребности села.  Богослужения возобновились в 1942 году. Во время Великой Отечественной войны произошел случай, когда храму довелось в прямом смысле послужить ради  Победы над врагом. Во время  переправы наших войск понадобились лаги, чтобы переправлять танки на противоположный берег Северского Донца.  В качестве  лаг было принято решение использовать церковные дубовые полы, которые  отправили на переправу.

    «Все, что дал Бог, должно служить на радость людям»

Официально община Троицкой церкви возродилась в 1945 году. Однако  в ноябре 1959 года под предлогом материальной маломощности ее сняли с регистрации, а здание  передали под сельский клуб. Передали под клуб, а использовали под склад каких-то агро-химикатов, из-за чего сильно пострадала настенная роспись храма.

— Когда в 1992 году я принял приход, — рассказывает отец Сергий, — в церкви не было ни куполов, ни крыши, ни окон, ни дверей. С Божьей помощью мы начали все восстанавливать: возвели купола, перекрыли крышу, частично сделали ограду.  Как-то раз — это было на Троицу в 2008 году — помолиться к нам приехал один глубоко верующий человек. Его звали Леонид Павлович Журавлев. Походил, посмотрел, что в храме нет пола и сказал: «Все не могу, но это могу».  И профинансировал бетонирование пола. Дай Бог этому человек и его семье здоровья! В настоящее время мы планируем положить на бетонный пол плитку. Уже приобрели порядка 90 кубов.

Как рассказал отец Сергий, приход у них дружный. Прихожане все стараются делать сообща. Появилась копейка – на собрании приходской громады решают, куда ее потратить. Поэтому и в день завтрашний настоятель храма смотрит с уверенностью.

   Особая забота батюшки – сохранение уцелевших уникальных фресок.  По словам отца Сергия, их вскоре должны осмотреть специалисты, чтобы принять квалифицированное решение о дальнейшей реставрации.

Также в планах прихода строительство часовни в честь преподобного  Сергия Радонежского.

— На это благое дело мы будем просить благословения у правящего архиерея, — сказал отец Сергий.

Свято-Троицкий храм, столетний юбилей которого состоялся в 2016 году,  безусловно, храм уникальный. Освященный на третий год Первой мировой войны, он был призван служить своеобразным связующим звеном в духовной жизни двух братских народов – русского и украинского. Так сложилось исторически: одно  село было русским,  другое — украинским.

— Наших дедов и прадедов объединяла святая Православная Вера, — сказал, прощаясь с нами, отец Сергий Синельник. – Они не знали границ между собой, общались свободно друг с другом и заботились друг о друге. И кто бы, что мне не говорил, но я знаю твердо: нельзя провести границу  по сердцу братских народов, народов исповедующих одну Православную Веру.

Редакция «Православной Луганщины»