Храмы-объединители

Рекомендованное

ЧТО ТАКОЕ СУББОТА АКАФИСТА?

Суббота Акафиста — это суббота пятой недели Великого поста. Она называется так, потому что, по Уставу, Великим постом в храме ...

Читать далее

Защитница от недоброжелателей

"Аз есмь с вами, и никтоже на вы" или «Леушинская» – это икона Божией Матери, которая является одной из самых ...

Читать далее

МАРИИНО СТОЯНИЕ В ПУСТЫНЕ НАШЕГО ДОМА

Что такое пустыня в понимании святых отцов? Как сохранить мир в семье во время изоляции? И почему для христианина любой ...

Читать далее

Престольный день в селе Фрунзе

С самого утра завьюжило, стало заметать дороги снегом. Машина благочинного уверенно следует по заданному маршруту. Въехали в населенный пункт с ...

Читать далее

СТОЯНИЕ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ «ГРЕШНОЙ ЖИЗНИ ПУСТОТУ»?

На пятой неделе Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской, или ...

Читать далее

ПСАЛОМ, ПОБЕЖДАЮЩИЙ СТРАХ

ПСАЛОМ, ПОБЕЖДАЮЩИЙ СТРАХ, УТВЕРЖДАЮЩИЙ ВЕЛИКУЮ РАДОСТЬ Митрополит Антоний (Паканич) советует читать псалом, побеждающий всякий страх и панику. 95-й псалом – это обращение ко ...

Читать далее

Грех – это измена. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Мк. 9, 17-31)

Преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня празднуем, говорит в одном из своих писаний: Мы не будем судимы, братия, мы ...

Читать далее

Счастье детей – наше счастье жить во Христе

Зачастую, когда по традиции, мы желаем своим ближним счастья, мы обыкновенно разумеем под ним здоровье, облегчение  материального положения, какие-то земные ...

Читать далее

Обитель добра и понимания…

   10 августа 2001 года в день престольного праздника иконы Божией Матери «Умиление» на территории Детской областной клинической больницы г. ...

Читать далее

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Православные светила Луганска

«Жизнь благочиний» - эта рубрика, появившаяся на страницах «Православной Луганщины» еще в 2011 году,  сразу была тепло встречена читателями. В ...

Читать далее


  У Луганской области несколько сот километров  государственной границы с Россией. В зоне пропускных пунктах  границы оборудованы по всем правилам пограничной службы. Но есть места, где граница между двумя государствами теряет свои очертания. Именно там стоят  православные храмы с той и с другой стороны, которые одним только видом своим говорят: нет границ между братскими православными народами. С особой силой там звучат слова Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века».  В двух таких храмах – Свято-Никольском храме в с. Кружиловка и Свято-Троицком храме в с. Давыдо-Никольское —  побывал корреспондент «Православная Луганщина».

Издали Свято-Никольский храм напоминает потемневший от времени медный колокол. Продуваемый со всех сторон ветрами, он гордо  возвышается почти на самой границе с Россией и, кажется, перемигивается, золотым глазом своего нового купола с храмом, находящимся в пределах Ростовской области: мол, что брат, послужим еще православным людям…

В феврале 2012 года Свято-Никольскому храму исполнилось 215 лет. Сооружена церковь была на средства помещика сербского происхождения, надворного советника Степана Божедаровича (отсюда пошло первоначальное название села – Новобожедаровка). При ней построили на четырех столбах колокольню. Существовала также каменная ограда с деревянною решёткой. В 1892 году открыли церковно-приходскую школу, которая содержалась на средства общины, попечительницы и училищного совета. К приходу  Свято-Николаевского храма относились четыре деревни, а именно Новониколаевка-Белая, Давыдовка-Белая, Ивановка-Камышеваха, Петровская-Разсыпная. Население деревень составляло 365 дворов с 3022 прихожанами (по материалам  Справочной книги Екатеринославской Епархии. – Екатеринослав: Типография Братства Святого Владимира, 1908 год).

  О том, что церковь строилась на века и могла при необходимости служить в качестве крепостного сооружения, говорят ее стены полутораметровой толщины.  Наверное, так оно и было.  В ХVIII веке храм служил своеобразным форпостом рубежей Российской империи. С колокольни можно было увидеть, что происходит на расстоянии десятков километров. А в нескольких километрах от церкви сохранился холм, на котором когда-то  разжигали сигнальные огни.

    Храм находился в страшном запустении.  Но я помолился Богу и сказал себе: «Нельзя опускать руки».

Можно только догадываться о том, что происходило в этих местах два столетия назад. Но то, что Великая Отечественная война оставила шрам на каменном челе церкви – факт неоспоримый. До сих пор еще под самым верхом церковного свода зияет пробоина от артиллерийского снаряда. По рассказу местного священника, немецкий снайпер вел огонь по нашим перешедшим в наступление войскам, заняв позицию под самым куполом храма. Чтобы его уничтожить, пришлось выстрелить из пушки…

Закрытый в середине тридцатых годов, приход Свято-Никольского храма возобновил свою деятельность в годы Великой Отечественной войны.  Богослужения велись вплоть до 1960 года, когда  здание храма у общины опять отняли и отдали под склад местного совхоза им. Пархоменко. Вновь церковная община была зарегистрирована 24 мая 1993 года. С этого момента, собственно говоря, и  началось возрождение одного из старейших храмов Луганской епархии…

— Когда в 1993 году я впервые переступил порог храма, — рассказывает бывший настоятель храма отец Геннадий Кравчук (ныне он — настоятель храма свв. равноап. Константина и Елены г. Луганска) — мне стало не по себе: изнутри ударил тяжелый смрадный дух гниющего зерна и коровьих шкур. Храм находился в страшном запустении.  Но я помолился Богу и сказал себе: «Нельзя опускать руки». В первые же дни мы приступили к очистке храма. Не поверите: мусора вывезли десять прицепов! В храме  закипела работа: старые десятилетней давности леса разобрали, поставили новые кованные ворота, заменили окна,  по всему храму сделали бетонную стяжку. Сейчас внутри храма стоят новые строительные леса: идут отделочные работы.  До конца года батюшка планирует над алтарем перекрыть крышу, чтобы  и в непогоду можно было проводить богослужения.

   Наших дедов и прадедов объединяла святая Православная Вера, — сказал отец Сергий Синельник. – Они не знали границ между собой, общались свободно друг с другом и заботились друг о друге. И кто бы, что мне не говорил, но я знаю твердо: нельзя провести границу  по сердцу братских народов, народов исповедующих одну Православную Веру.

 Как говорится, мир не без добрых людей. Раб Божий Дмитрий помог установить новый купол, раб Божий Юрий – поставить пластиковые окна. На средства благотворителей были изготовлены кованные ворота  – точь в точь такие, какие установили в храме 215 лет назад. Проведению реставрационных работ способствовало то, что отец Геннадий являлся тогда одновременно и настоятелем Свято-Константино-Еленовского храма в поселке Юбилейный. Приход в поселке Юбилейном большой, в нем много людей, охотно помогающих Церкви.  Есть также в этом приходе немало таких, кто  своими руками готов потрудиться во славу Божью. Кстати, двое строителей Анатолий Леонтьев и Владимир Чалко приехали в Кружиловку помогать  из поселка Юбилейный. В настоящее время они ремонтируют крышу над церковным алтарем.

Есть в окрестностях Кружиловки несколько целебных источника. Старожилы говорят, что вода в них имеет необыкновенные  свойства – помогает от катаракты. Источники  замусорены да и добираться к ним нелегко. Но, по мнению батюшки, раз дорогу к Кружиловке отремонтировали, то и к целебным источникам можно проложить тропу.

«Все, что дал Бог, должно служить на радость людям» — уверен протоиерей Геннадий Кравчук.

Далее, направляемся в село Давыдо-Никольское, где  настоятелем Свято-Троицкого храма служит иерей Сергий Синельник.

       Свято-Троицкий храм значительно моложе Свято-Никольского храма: церковь  освящена в 1916 году. Однако и о ее истории можно написать целую книгу. Вкратце же история церкви следующая. В 1934 году в храме была совершена кража. Президиум Луганского горсовета обвинил общину в нарушении договора о сохранности культового имущества и постановил снять церковь с регистрации, а здание передать под «культурные» потребности села.  Богослужения возобновились в 1942 году. Во время Великой Отечественной войны произошел случай, когда храму довелось в прямом смысле послужить ради  Победы над врагом. Во время  переправы наших войск понадобились лаги, чтобы переправлять танки на противоположный берег Северского Донца.  В качестве  лаг было принято решение использовать церковные дубовые полы, которые  отправили на переправу.

    «Все, что дал Бог, должно служить на радость людям»

Официально община Троицкой церкви возродилась в 1945 году. Однако  в ноябре 1959 года под предлогом материальной маломощности ее сняли с регистрации, а здание  передали под сельский клуб. Передали под клуб, а использовали под склад каких-то агро-химикатов, из-за чего сильно пострадала настенная роспись храма.

— Когда в 1992 году я принял приход, — рассказывает отец Сергий, — в церкви не было ни куполов, ни крыши, ни окон, ни дверей. С Божьей помощью мы начали все восстанавливать: возвели купола, перекрыли крышу, частично сделали ограду.  Как-то раз — это было на Троицу в 2008 году — помолиться к нам приехал один глубоко верующий человек. Его звали Леонид Павлович Журавлев. Походил, посмотрел, что в храме нет пола и сказал: «Все не могу, но это могу».  И профинансировал бетонирование пола. Дай Бог этому человек и его семье здоровья! В настоящее время мы планируем положить на бетонный пол плитку. Уже приобрели порядка 90 кубов.

Как рассказал отец Сергий, приход у них дружный. Прихожане все стараются делать сообща. Появилась копейка – на собрании приходской громады решают, куда ее потратить. Поэтому и в день завтрашний настоятель храма смотрит с уверенностью.

   Особая забота батюшки – сохранение уцелевших уникальных фресок.  По словам отца Сергия, их вскоре должны осмотреть специалисты, чтобы принять квалифицированное решение о дальнейшей реставрации.

Также в планах прихода строительство часовни в честь преподобного  Сергия Радонежского.

— На это благое дело мы будем просить благословения у правящего архиерея, — сказал отец Сергий.

Свято-Троицкий храм, столетний юбилей которого состоялся в 2016 году,  безусловно, храм уникальный. Освященный на третий год Первой мировой войны, он был призван служить своеобразным связующим звеном в духовной жизни двух братских народов – русского и украинского. Так сложилось исторически: одно  село было русским,  другое — украинским.

— Наших дедов и прадедов объединяла святая Православная Вера, — сказал, прощаясь с нами, отец Сергий Синельник. – Они не знали границ между собой, общались свободно друг с другом и заботились друг о друге. И кто бы, что мне не говорил, но я знаю твердо: нельзя провести границу  по сердцу братских народов, народов исповедующих одну Православную Веру.

Редакция «Православной Луганщины»

НеплохоНормальноХорошоЗамечательноПревосходно (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика