Храмы-объединители

Рекомендованное

Что означает нынешний статус Украинской Православной Церкви?

  27 октября 2020 года исполняется 30 лет с момента подписания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ грамоты, ...

Читать далее

Иверская икона Божией Матери

26 октября православные чествуют Иверскую икону Пресвятой Богородицы. Это день торжественной встречи, когда Афонская Иверская икона появилась в Москве в 1648 ...

Читать далее

Память святых отцов VII Вселенского Собора (787)

25 октября - память святых отцов VII Вселенского Собора (787). В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. ...

Читать далее

Последняя надежда. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк. 7, 11-17)

Сегодняшнее Евангелие представляет нам два образа предельного человеческого горя: вдовства и лишения единственного сына. Женщина, которую встретил Христос во вратах ...

Читать далее

Нужно ли быть христианином? И если нужно, то зачем?

Тут есть, пожалуй, один-единственный ответ. Он заключается в следующем: человек всегда стремится к Богу. Нормальное состояние человека — в той ...

Читать далее

  Батюшкин сон

Всем известно, что каждый наш сон из трех источников происходить может. Первый, который не частый, добрый, раздумья вызывающий и лишь ...

Читать далее

Преподобный Амвросий Оптинский: звезда на небосводе Божьем

23 октября – день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Церковь прославила огромное количество святых, угодивших Богу своей праведной жизнью. Наверное, сколько звезд ...

Читать далее

Причины неверия (Из статьи «Человек с богом, но без Бога»). Ч.3

Ибо любые рассуждения атеистов о Боге или о религиозной идее порождается самой этой идеей, лежащей неизгладимой печатью в глубине их души, ...

Читать далее

Ученик Христа: апостол Иаков Алфеев

Память апостола Иакова Алфеева Православная Церковь чтит 22 октября. Об этом апостоле из числа Двенадцати практически ничего не известно. Мы знаем, ...

Читать далее

Господь строит через наши руки

5 января 2013 года была образована Ровеньковская епархия с более чем ста приходами. Так же,  как и в Луганской епархии, ...

Читать далее


  У Луганской области несколько сот километров  государственной границы с Россией. В зоне пропускных пунктах  границы оборудованы по всем правилам пограничной службы. Но есть места, где граница между двумя государствами теряет свои очертания. Именно там стоят  православные храмы с той и с другой стороны, которые одним только видом своим говорят: нет границ между братскими православными народами. С особой силой там звучат слова Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века».  В двух таких храмах – Свято-Никольском храме в с. Кружиловка и Свято-Троицком храме в с. Давыдо-Никольское —  побывал корреспондент «Православная Луганщина».

Издали Свято-Никольский храм напоминает потемневший от времени медный колокол. Продуваемый со всех сторон ветрами, он гордо  возвышается почти на самой границе с Россией и, кажется, перемигивается, золотым глазом своего нового купола с храмом, находящимся в пределах Ростовской области: мол, что брат, послужим еще православным людям…

В феврале 2012 года Свято-Никольскому храму исполнилось 215 лет. Сооружена церковь была на средства помещика сербского происхождения, надворного советника Степана Божедаровича (отсюда пошло первоначальное название села – Новобожедаровка). При ней построили на четырех столбах колокольню. Существовала также каменная ограда с деревянною решёткой. В 1892 году открыли церковно-приходскую школу, которая содержалась на средства общины, попечительницы и училищного совета. К приходу  Свято-Николаевского храма относились четыре деревни, а именно Новониколаевка-Белая, Давыдовка-Белая, Ивановка-Камышеваха, Петровская-Разсыпная. Население деревень составляло 365 дворов с 3022 прихожанами (по материалам  Справочной книги Екатеринославской Епархии. – Екатеринослав: Типография Братства Святого Владимира, 1908 год).

  О том, что церковь строилась на века и могла при необходимости служить в качестве крепостного сооружения, говорят ее стены полутораметровой толщины.  Наверное, так оно и было.  В ХVIII веке храм служил своеобразным форпостом рубежей Российской империи. С колокольни можно было увидеть, что происходит на расстоянии десятков километров. А в нескольких километрах от церкви сохранился холм, на котором когда-то  разжигали сигнальные огни.

    Храм находился в страшном запустении.  Но я помолился Богу и сказал себе: «Нельзя опускать руки».

Можно только догадываться о том, что происходило в этих местах два столетия назад. Но то, что Великая Отечественная война оставила шрам на каменном челе церкви – факт неоспоримый. До сих пор еще под самым верхом церковного свода зияет пробоина от артиллерийского снаряда. По рассказу местного священника, немецкий снайпер вел огонь по нашим перешедшим в наступление войскам, заняв позицию под самым куполом храма. Чтобы его уничтожить, пришлось выстрелить из пушки…

Закрытый в середине тридцатых годов, приход Свято-Никольского храма возобновил свою деятельность в годы Великой Отечественной войны.  Богослужения велись вплоть до 1960 года, когда  здание храма у общины опять отняли и отдали под склад местного совхоза им. Пархоменко. Вновь церковная община была зарегистрирована 24 мая 1993 года. С этого момента, собственно говоря, и  началось возрождение одного из старейших храмов Луганской епархии…

— Когда в 1993 году я впервые переступил порог храма, — рассказывает бывший настоятель храма отец Геннадий Кравчук (ныне он — настоятель храма свв. равноап. Константина и Елены г. Луганска) — мне стало не по себе: изнутри ударил тяжелый смрадный дух гниющего зерна и коровьих шкур. Храм находился в страшном запустении.  Но я помолился Богу и сказал себе: «Нельзя опускать руки». В первые же дни мы приступили к очистке храма. Не поверите: мусора вывезли десять прицепов! В храме  закипела работа: старые десятилетней давности леса разобрали, поставили новые кованные ворота, заменили окна,  по всему храму сделали бетонную стяжку. Сейчас внутри храма стоят новые строительные леса: идут отделочные работы.  До конца года батюшка планирует над алтарем перекрыть крышу, чтобы  и в непогоду можно было проводить богослужения.

   Наших дедов и прадедов объединяла святая Православная Вера, — сказал отец Сергий Синельник. – Они не знали границ между собой, общались свободно друг с другом и заботились друг о друге. И кто бы, что мне не говорил, но я знаю твердо: нельзя провести границу  по сердцу братских народов, народов исповедующих одну Православную Веру.

 Как говорится, мир не без добрых людей. Раб Божий Дмитрий помог установить новый купол, раб Божий Юрий – поставить пластиковые окна. На средства благотворителей были изготовлены кованные ворота  – точь в точь такие, какие установили в храме 215 лет назад. Проведению реставрационных работ способствовало то, что отец Геннадий являлся тогда одновременно и настоятелем Свято-Константино-Еленовского храма в поселке Юбилейный. Приход в поселке Юбилейном большой, в нем много людей, охотно помогающих Церкви.  Есть также в этом приходе немало таких, кто  своими руками готов потрудиться во славу Божью. Кстати, двое строителей Анатолий Леонтьев и Владимир Чалко приехали в Кружиловку помогать  из поселка Юбилейный. В настоящее время они ремонтируют крышу над церковным алтарем.

Есть в окрестностях Кружиловки несколько целебных источника. Старожилы говорят, что вода в них имеет необыкновенные  свойства – помогает от катаракты. Источники  замусорены да и добираться к ним нелегко. Но, по мнению батюшки, раз дорогу к Кружиловке отремонтировали, то и к целебным источникам можно проложить тропу.

«Все, что дал Бог, должно служить на радость людям» — уверен протоиерей Геннадий Кравчук.

Далее, направляемся в село Давыдо-Никольское, где  настоятелем Свято-Троицкого храма служит иерей Сергий Синельник.

       Свято-Троицкий храм значительно моложе Свято-Никольского храма: церковь  освящена в 1916 году. Однако и о ее истории можно написать целую книгу. Вкратце же история церкви следующая. В 1934 году в храме была совершена кража. Президиум Луганского горсовета обвинил общину в нарушении договора о сохранности культового имущества и постановил снять церковь с регистрации, а здание передать под «культурные» потребности села.  Богослужения возобновились в 1942 году. Во время Великой Отечественной войны произошел случай, когда храму довелось в прямом смысле послужить ради  Победы над врагом. Во время  переправы наших войск понадобились лаги, чтобы переправлять танки на противоположный берег Северского Донца.  В качестве  лаг было принято решение использовать церковные дубовые полы, которые  отправили на переправу.

    «Все, что дал Бог, должно служить на радость людям»

Официально община Троицкой церкви возродилась в 1945 году. Однако  в ноябре 1959 года под предлогом материальной маломощности ее сняли с регистрации, а здание  передали под сельский клуб. Передали под клуб, а использовали под склад каких-то агро-химикатов, из-за чего сильно пострадала настенная роспись храма.

— Когда в 1992 году я принял приход, — рассказывает отец Сергий, — в церкви не было ни куполов, ни крыши, ни окон, ни дверей. С Божьей помощью мы начали все восстанавливать: возвели купола, перекрыли крышу, частично сделали ограду.  Как-то раз — это было на Троицу в 2008 году — помолиться к нам приехал один глубоко верующий человек. Его звали Леонид Павлович Журавлев. Походил, посмотрел, что в храме нет пола и сказал: «Все не могу, но это могу».  И профинансировал бетонирование пола. Дай Бог этому человек и его семье здоровья! В настоящее время мы планируем положить на бетонный пол плитку. Уже приобрели порядка 90 кубов.

Как рассказал отец Сергий, приход у них дружный. Прихожане все стараются делать сообща. Появилась копейка – на собрании приходской громады решают, куда ее потратить. Поэтому и в день завтрашний настоятель храма смотрит с уверенностью.

   Особая забота батюшки – сохранение уцелевших уникальных фресок.  По словам отца Сергия, их вскоре должны осмотреть специалисты, чтобы принять квалифицированное решение о дальнейшей реставрации.

Также в планах прихода строительство часовни в честь преподобного  Сергия Радонежского.

— На это благое дело мы будем просить благословения у правящего архиерея, — сказал отец Сергий.

Свято-Троицкий храм, столетний юбилей которого состоялся в 2016 году,  безусловно, храм уникальный. Освященный на третий год Первой мировой войны, он был призван служить своеобразным связующим звеном в духовной жизни двух братских народов – русского и украинского. Так сложилось исторически: одно  село было русским,  другое — украинским.

— Наших дедов и прадедов объединяла святая Православная Вера, — сказал, прощаясь с нами, отец Сергий Синельник. – Они не знали границ между собой, общались свободно друг с другом и заботились друг о друге. И кто бы, что мне не говорил, но я знаю твердо: нельзя провести границу  по сердцу братских народов, народов исповедующих одну Православную Веру.

Редакция «Православной Луганщины»

НеплохоНормальноХорошоЗамечательноПревосходно (голосов: 1, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Ждем Ваш комментарий

Яндекс.Метрика