Рекомендованное

Как вера в Бога помогает меняться изнутри? (СОЦОПРОС)

Истинно любящий Бога, считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу ...

Читать далее

Легендарный атаман Матвей Платов

Среди самобытной природы Слобожанских степей, в Антрацитовском районе ЛНР расположено село Боково-Платово. Его жители, а особенно старожилы, могут рассказать немало ...

Читать далее

Слепой

Первый раз Сашка просыпался от гула сепаратора и тихого разговора бабушкиных соседок. Они всегда по утрам собирались и молоко на ...

Читать далее

«Православная Луганщина» Март-Апрель, 2021, №2(66) (Читать номер полностью)

⇒ИЛИ ЖМЕМ СЮДА, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ⇐ Уважаемые читатели, братья и сестры, у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни ...

Читать далее

Что такое Лазарева суббота?

Что такое Лазарева суббота Лазарева суббота, или Вербная суббота, — это суббота шестой недели Великого поста. Эта неделя еще называется Неделей Ваий ...

Читать далее

Смысл и значение 5-й Недели Великого поста

5 неделя (18 апреля) — преподобной Марии Египетской. История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост ...

Читать далее

Что такое Суббота Акафиста?

Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, ...

Читать далее

Сельские будни Новосветловского благочиния

О жизни приходов и как протекают приходские будни – об этом вниманию дорогого читателя мы предлагаем беседу с благочинным Новосветловского ...

Читать далее

Можно ли быть хорошим человеком без веры в Бога?

«Я  в Бога не верю, но ничего плохого  не делаю» - знакомая фраза, не правда ли? Не менее известна и другая: ...

Читать далее

Все о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение в 2021 году празднуется 7 апреля. Дата этого праздника постоянная, в отличии, скажем от даты празднования Пасхи. В этот ...

Читать далее


28 июля весь православный мир устремился в древнюю столицу Киевской Руси – град Киев, где широко отмечались исторические события 1025-летней давности, когда святой равноапостольный князь Владимир в благословенных водах Днепра массово крестил русских людей в веру православную.  

Редакции газеты «Православие Луганщины» в лице Вадима Рыбальченко посчастливилось присутствовать на праздничных богослужениях в честь 1025-летия Крещения Руси, которые возглавляли Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Владимир, которым сослужил и наш владыка архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан и многие иерархи Православного мира.

А вот мне, в противовес, довелось в этот значимый для всей Великой Руси праздничный день слышать колокольные звоны в честь 1025-летия Крещения Руси с колокольни Свято-Благовещенского храма села Веселая Гора (Александровское благочиние). И я нисколько не пожалела о принятом решении оказаться в этот день в Луганской глубинке. Давно хотела побывать в одном из самых старых храмов Луганщины. К тому же, в молодости, как работник станкостроительного завода, я частенько отдыхала в заводской турбазе, расположенной на берегу Донца, но даже не подозревала, что главная ценность этого места находилась всего в 200 метрах от пляжа, но была в страшном запустении. В настоящее время ситуация кардинально изменилась. В запустении оказались и турбаза, и заводской профилакторий, и пионерлагерь «Чайка». А вот Свято-Благовещенский трехпрестольный храм после восьмидесяти лет неслужения, слава Богу, стал действующим. Еще при подходе к нему меня поразил контраст – отремонтированные стены парадного входа с колоннадой, сияющий металлическим блеском купол и тут же облупленные стены и неровные колонны из красного кирпича с другой стороны храма. Но ничто не может унизить величие святого храма Божия! Сегодня он гостеприимно распахнул двери, приглашая вместе со всей Святой Православной Церковью отпраздновать 1025-летие Крещения Руси.

В полдень, вместе с прихожанами этого старинного храма, казаками войска Донского, благодаря непосредственному участию которых, храм воскрес к жизни, мы стояли и радовались, что теперь есть такая возможность – влиться в единый, плывущий над русскими просторами, колокольный звон храмов Всея Руси (перезвон начался в полдень и длился 15 минут непрерывно). А ведь еще несколько лет назад услышать настоящий колокольный звон в селе Веселая Гора было невозможно. До этого здесь били в старые газовые баллоны, установленные во дворе дома священника.

Деревянная Свято-Благовещенская церковь была освящена еще в 1776-1777 годах. Ее история тесно связана с историей Свято-Вознесенского храма г. Александровска (г. Луганск), потому как была возведена стараниями одного и того же человека – бригадира Бахмутского гусарского полка серба Константина Николаевича Юзбаша, получившего слободу Лекарскую, в ранговую дачу. Впоследствии, ее переименовали в село Веселая Гора. В дворцово-парковый ансамбль слободы входили церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная на вершине высокого холма, красивый сад, располагающийся у его подножия и панский дом (он находится на территории бывшего пионерлагеря «Чайка», к сожалению, ставшего частной собственностью г-на Игоря Чаплыгина, который снял с памятника старины крышу, чтобы здание быстрее разрушалось).

Согласно клировым ведомостям за 1916 год Веселогоровской помещицей Еленой Родионовной Нилус Свято-Благовещенская церковь в 1839 году была перестроена в трехпрестольный собор из красного кирпича, который сохранился до наших дней. Но в каком состоянии?!

«Это были, практически, руины, – вспоминает настоятель храма протоиерей Димитрий Зубар, – помещение долго использовалось под склад. В левом приделе возвышались горы дуста, а в правом – жужалки. Деревья росли и внутри, и снаружи храма. Большой купол был полуразрушен. По его периметру наверху рос целый лес, разрушая строение еще больше. Сквозь дыры в потолке и куполе легко просматривалось небо. Шпиль колокольни валялся внизу. Страшно было смотреть на такое запустение».

Из статьи Ирины Лисицыной, опубликованной в «Наша Газета» №150 от 14.10.2011 года написано об эпопее закрытия храма в годы Советской власти. Местное начальство негласно сопротивлялось закрытию и осквернению храма, страшась гнева Господнего, уходило от исполнения директив, и только тогда, когда стало понятно, что если не найдется применение помещению, то храм, согласно приказам сверху, придется снести, его превратили в складское помещение. «Старожилы рассказывают, что в пятидесятых годах прошлого века церковь, все-таки, пытались снести, как аварийное сооружение. Не получилось. По мистическим обстоятельствам – с теми, кто посягал на святыню, происходили различные неприятности. Аварийное здание намеревались снести с помощью специальных тракторов-тягачей, а оно прочно стояло на месте. До сих пор на одной из колонн храма есть глубокие трещины – последствия тех попыток. Когда сооружение разрушить не удалось (хотя, как свидетельствуют документы, местной власти нужно было просто договориться с руководством «Донецквзрывпрома» – слава Богу, этого не сделали), появились директивы об использовании культового здания для хозяйственных нужд».

Когда я своими глазами увидела наполовину отремонтированный, наполовину кричащий о ремонте храм, поняла – нелегко настоятелю здесь служится. Если в такой праздник на воскресной литургии чуть более двадцати прихожан, то, понятное дело, пожертвования на ремонт храма невелики. Но ведь сияют же новенькой краской иконостасы всех трех приделов: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, святого Митрофана и святых равноапостольных царей Константина и Елены. И купол отремонтирован, притягивает взор нежной голубизной, с его верхов спускается на цепи большое паникадило. Ковры красных оттенков лежат на добротном кафельном полу. Несмотря на то, что ремонт внутри храма, по всей видимости, будет продолжаться еще не один год, в храме уже сейчас довольно уютно.

После благодарственного молебна в честь Святого равноапостольного князя Владимира, пришло время разговора с настоятелем о. Димитрием.  Я попросила его рассказать о том, как он принял на свое попечение полуразрушенный Свято-Благовещенский храм в селе Веселая Гора.

«В 1998 году это было. Я тогда еще не был священником, а просто подвозил иногда на машине отца Александра Таранова. Однажды приехали мы по делам в село Веселая Гора. Храм недействующий был, казалось, уже и не подлежал восстановлению. Службы в селе проводились в священническом доме. Ранее в нем находилось почтовое отделение, а потом власти отдали его вместо храма. Зашли и в сам храм. Я в ужасе был от увиденного! Не мог никак успокоиться. Но и странное чувство стало во мне расти. Уезжать отсюда не хотелось.

А через неделю были мы с отцом Александром в Малой Вергунке в Свято-Вознесенском храме у отца Вячеслава Анучкина. Он мне и предложил стать диаконом. Такого поворота я не ожидал. Что было делать? Мне тогда еще слова свт. Василия Великого из жития святых на ум пришли о том, что нельзя отказываться от служения Богу, чтобы хуже тебе не было. Подумал, попереживал… и согласился. Ехал на рукоположение бледный, чуть не падал во время хиротонии, до того волновался. Хорошо, что под руки поддерживали. А через неделю уже и в священники был рукоположен. Какое-то время служил в малой Вергунке в Свято-Вознесенском храме и в Большой Вергунке в храме в честь Георгия Победоносца. Ну, служу и служу, опыта набираюсь. Подходит ко мне как-то (все в том же 1998 году), отец Вячеслав и велит принимать церковь в селе Веселая Гора. Вот так я и стал настоятелем недействующего храма. 15 лет с тех пор прошло. До меня тут только два священника служили. Сначала отец Александр, менее года или год, а затем отец Иоанн, тоже недолго.

Первые два года службы проводил в доме священника. Местные жители мне интересный случай рассказали. В 70-х – 80-х годах мальчишки костер палили в храме. Наверное, еще и сквернословили при этом. Вдруг сверху камень упал. Мальчишки в ту сторону головы повернули и обомлели – на них Богородица надвигается. У одного прямо там речь от испуга отняло, другие – тоже тяжело переболели впоследствии.  После этого случая уже никто не осмеливался баловать в святом месте.

В 2000-м году поехал я в Старобельск к схиархимандриту Кириллу за советом, как найти денег на ремонт храма.  Он сказал мне, что переживать не нужно, что местные в этом помогут. Уехал я в удивлении. Два года уже здесь, а не нашел таких местных, которые бы захотели помочь восстановить храм. Дело еще усугублялось тем, что в селе большой процент дачников, которые на летний сезон приезжают только за тем, чтобы на огородах возиться да на Донце отдыхать.

Вскоре после моей поездки в Свято-Скорбящинский монастырь, сижу я прямо на травке, на храм смотрю и думы свои невеселые о его судьбе думаю. Вдруг идет по дороге человек, недавно появившийся в этих местах, и спрашивает у меня:

– Ну, что, батюшка, храм восстанавливать думаете?

– Да как его восстановишь без денег? – отвечаю.

– Ну, пошли, посмотрим, что да как…

Пошли, посмотрели мы с ним вместе на небо сквозь купол. Только с этого дня все изменилось. Вместе с предпринимателем Александром Беркутовым и местными Донскими казаками (атаман Новоайдарского юрта Владимир Ларионенко) не менее 10 лафетов жужалки и дуста вывезли. Долго фундамент чистили. Земля так пропиталась дустом, что пришлось многие пласты ее снимать. И теперь еще в левом углу храма слышен устойчивый запаха дуста.

Иначе не скажешь, сами ангелы помогали казакам в работе. Шпиль на колокольню поднимали на простой лебедке. Сомневались, что получится его без крана поставить. Одно неверное движение и он мог упасть на землю. Но этого не случилось. Казаки все удивлялись: чудесным образом он сам встал на место. А как радовались мы, когда купол отремонтировали. С каким благоговением, любовью к храму, к Господу работы проводились! Но денег на все нужды все равно не хватало! Одна люстра нам обошлась в 38 тысяч гривен. К кому я только не ходил в Луганске с просьбой пожертвовать на восстановление храма. Многие отказывали, высокомерно посмеивались над батюшкой с протянутой рукой, но находились и те, кто вносил посильные вклады. На сегодняшний день – половина восстановительных работ проделана.

С миру по нитке – нищему на рубаху! Эта народная мудрость точна и в нашем случае. И как бы ни было трудно нам в настоящее время, я верю, как верят и те, кто помогает в восстановлении храма – Благовещенский трехпрестольный собор, освященный еще в XVIII веке, будет полностью восстановлен. Старейший храм Луганщины еще не один век будет прославлять Господа Иисуса Христа, Богородицу и святых угодников Божиих».

Светлана Тишкина

Из архивов ПЛ2013, Август