Рекомендованное

Смысл и значение 5-й Недели Великого поста

5 неделя (18 апреля) — преподобной Марии Египетской. История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост ...

Читать далее

Что такое Суббота Акафиста?

Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, ...

Читать далее

Сельские будни Новосветловского благочиния

О жизни приходов и как протекают приходские будни – об этом вниманию дорогого читателя мы предлагаем беседу с благочинным Новосветловского ...

Читать далее

Можно ли быть хорошим человеком без веры в Бога?

«Я  в Бога не верю, но ничего плохого  не делаю» - знакомая фраза, не правда ли? Не менее известна и другая: ...

Читать далее

Все о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение в 2021 году празднуется 7 апреля. Дата этого праздника постоянная, в отличии, скажем от даты празднования Пасхи. В этот ...

Читать далее

Легендарный атаман Матвей Платов

Среди самобытной природы Слобожанских степей, в Антрацитовском районе ЛНР расположено село Боково-Платово. Его жители, а особенно старожилы, могут рассказать немало ...

Читать далее

Устоять против чужого влияния! (СОЦОПРОС)

День мученической смерти святого Иоанна Предтечи вспоминается Православной Церковью 11 сентября (29 августа ст. ст.) и называется днем Усекновения главы ...

Читать далее

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, - гласит пятая ...

Читать далее

Архимандрит Иоанн: Надеюсь, монастырь станет духовным оплотом православия нашей епархии

В дни Великого поста об истории и жизни единственного в Республике мужского монастыря ЛИЦ рассказывает игумен Свято-Вознесенской обители архимандрит Иоанн ...

Читать далее

Природа смеха: во благо или на погибель

Есть «время сетовать» и «время плясать» (Еккл.3:4). Гомерический смех. Смех сквозь слезы. Неумеренный смех  - потакание человеческой падшей природе. И ...

Читать далее

Сегодня Святая Церковь открывает перед нами Слово Божие, и снова мы слышим всем нам хорошо известную притчу о милосердном самарянине, притчу о равнодушии людей, притчу о том, как люди проходили мимо. Вы знаете ее, но я напомню вам ее содержание.

Некий человек шел по дороге из Иерусалима в Иерихон, и вот напали на него грабители, все у него отобрали, и тяжело раненный он лежал у дороги, брошенный всеми. Они скрылись, но он был жив, и мог только стонать, ничего не говорил, лежал в таком жалком, несчастном состоянии. И смотрел, может быть кто-нибудь пройдет, может быть кто-нибудь его заметит и окажет ему помощь. В это время проезжал мимо священник, который ехал в Иерусалим, в храм в Иерусалиме. Заметил, увидел, посмотрел, подумал: Что это за человек, и неизвестно, отчего он так лежит, не стану я в это дело впутываться, — и проехал мимо. Вслед за тем проехал церковнослужитель, тоже посмотрел, может быть торопился, а может быть тоже не хотел связываться, и проехал мимо. Только самарянин, человек другой веры и другого племени, увидел несчастного, остановился, не спросил, кто ты такой, увидел, что беда, помог, чем мог, перевязал раны, посадил верхом на своего осла, довез до гостиницы и даже заплатил за него вперед.

…ближний, но кто это такие?.. ближний всякий, кто находится рядом с нами, любой человек.

Эту притчу Господь рассказал на вопрос человека: кто мой ближний? Потому что мы часто говорим это слово: ближний, ближний, но кто это такие? И Господь этой притчей отвечает, что ближний всякий, кто находится рядом с нами, любой человек. И вот это означает для нас, христиан, разрушение всех перегородок, но мы на самом деле об этом забываем. Часто нам кажется, что если человек далек от нас или чужд нам, то он недостоин ни нашей жалости, ни нашей помощи, ни сострадания. Иногда так бывает, что это человек родной и член нашей семьи, но мы говорим, что он недостойный, что он «нехристь», что он неверный человек, и не будем ему помогать, что-либо для него делать. Очень многие из вас так рассуждают. И вы вспомните, что вы не раз слышали это: я не буду никакого оказывать содействия, потому что эти люди не имеют веры, не имеют поэтому к нам касательства, и мы должны от них отвернуться.

Правильно ли такое рассуждение? Спросить надо не у людей, потому что у людей сто тысяч ответов, спросить только у Господа, как же нам поступать, если человек для нас чужой, не имеющий веры, совсем духовно чуждый. Вот вам ответ: всегда, любому человеку, в любой момент, если ты можешь, оказать помощь. Неважно, кто он, подлежит ли вере или он ее не имеет, это Бог будет его судья, а тебе будет судья в том, что ты не захотела или не захотел ему помочь. Вот какое для нас важное слово, если мы хотим услышать Слово Божие.

Господь, рассказав эту притчу, сказал: Иди и поступай так же. — И это Он не только тому человеку так сказал, но и всем нам: иди и поступай так же. И когда у тебя будет момент в жизни и ты поколеблешься — помочь человеку или не стоящий он того — вспомни, пусть в ушах у тебя прозвучит это слово: иди и поступай так же. Великое нам дал Господь в жизни задание: следовать по Его пути. И это счастье, которое может поднять каждого человека из лености, из немощи, из духовного сна, болезни, из всего, потому что если мы идем и поступаем, как Он велел, значит, у нас будет жизнь всегда полной, ясной, благословенной.

И надо это держать крепко, как сокровище, иначе все это будет для нас пустое, иначе все это будет одно название, иначе не будет никакого смысла в нашей вере, хоть мы пол пробьем лбом, хоть мы простоим дыры в храме, все это будет впустую, не нужно Богу, если мы не будем стремиться исполнять заповеди Божьи. Вот слово Господне. Мы часто с вами слышим: а мне сказали, что это можно, а это нельзя; а мне сказала соседка, бабушка или еще кто-то. Как можно эти пустые человеческие слова, вздорные слова, часто невежественные слова, нередко бессмысленные слова променять на Слово Божие, в котором нам дан ясный ответ, как жить, что есть добро и что есть зло, для чего мы родились, для чего мы живем, куда мы идем, что нас ожидает.

Вера без заповедей ничто, вера, как говорит апостол, действующая любовь, твердое основание нашей жизни, здание нашей жизни. Приходят бури, начинают дуть ветры, наступают искушения, немощи, горечь жизни, бури жизни, и вот — дом, который построен на камне, на твердой скале, тот стоит, и вы все это проверили — в любой момент своей жизни, когда вам бывает трудно, если вы действительно держались Слова Божия, как могли, пусть падая, пусть спотыкаясь, но все-таки держались, ваш дом устоит, ничто его не поколеблет, самые страшные испытания.

Слово Божие есть основа нашей жизни. Почти все вы грамотные, всегда держите его перед собой. Почти у всех есть Слово Божие, об этом позаботилась Церковь, чтобы Слово Божие дошло до вас, а у кого нет, тот ведь не в пустыне, не один. Приди к другу и спроси у него: дай мне это Слово Божие, чтобы я мог эту живую воду пить. Вспомните, что у нас бывают дни, когда мы его не раскрывали, одной строки не прочли, как может жить душа, если она живет без Слова Божия. Тогда все оказывается лишенным основания.

Помните, как Господь закончил Свою Нагорную проповедь: твердо стоит лишь дом, построенный на камне, только на камне. А камень — это есть исполнение заповедей и вера. Вера лежит в основании. Вера без заповедей ничто, вера, как говорит апостол, действующая любовь, твердое основание нашей жизни, здание нашей жизни. Приходят бури, начинают дуть ветры, наступают искушения, немощи, горечь жизни, бури жизни, и вот — дом, который построен на камне, на твердой скале, тот стоит, и вы все это проверили — в любой момент своей жизни, когда вам бывает трудно, если вы действительно держались Слова Божия, как могли, пусть падая, пусть спотыкаясь, но все-таки держались, ваш дом устоит, ничто его не поколеблет, самые страшные испытания.

И, напротив, когда все на языке, когда все показное, когда все болтовня, — малейшее искушение, малейшее неудобство, и все рассыпается в прах, и ничего не остается. Итак, перед нами Слово Божие. И каждая икона, каждый образ нам об этом напоминает, ведь все в храме, есть отображение Слова Божия. Оно все время звучит, здесь мы молимся Господу и здесь Его слышим, и силу Его узнаем, и к Нему взываем, Господи, дай нам силу Твоего Слова. И Он перед нами начертывает это слово и заключает: Ты видишь, как Я жил, как Я открываю тебе сегодня Свою тайну, ты видишь, как Я указываю тебе на примеры жизни: Иди и поступай так же. Вот эти слова. Пусть они врежутся в ваше сердце, пускай каждый раз, когда будет какое-либо сомнение, вспомните: иди и поступай так же.

И тогда будет жизнь, и тогда это действительно будет нелицемерная вера, не просто одно название, как у нас часто бывает, а именно дом Божий, храм Божий в сердце, построенный на камне во славу Господню.

Протоиерей Александр Мень