Могут ли муж и жена быть крестными у одного и того же ребенка?

Рекомендованное

Церковь вспоминает Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме

В субботу 26 сентября Православная Церковь вспоминает торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, построенного равноапостольным Константином Великим и его матерью ...

Читать далее

Икона

Икону принесли вечером. С утра звонили, потом в храм пришли. Все уши прожужжали рассказами о древности образа, ее красоте и ...

Читать далее

Живица

Отец Стефан прекрасно знал, что такое ладан. Более того он даже помнил, как древние Святые Отцы каждение определяли, что огонь ...

Читать далее

«Гражданский брак – иллюзия или суровая реальность?»

В последнее время явление так называемого «гражданского брака» стало довольно масштабным. С каждым годом увеличивается число пар, живущих в «гражданском ...

Читать далее

Письмо «от Ванги»

Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что каждый из нас стремится к счастью. И каждый человек в понятие «счастье» ...

Читать далее

Нет лучше службы, чем служение Богу

Храм в честь Святых равноапостольных Константина и Елены, что в поселке Юбилейный, появился семнадцать лет назад. Для истории храма это, ...

Читать далее

«Придите ко Мне все». ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Мф. 22, 1-14)

Сегодня мы слышали притчу о царе, устроившем пир, позвавшем всех на это великое торжество. Но вместо того, чтобы откликнуться, вместо ...

Читать далее

Александр Невский: только факты

+Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы ...

Читать далее

11 сентября: Усекновение главы Иоанна Предтечи

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», — писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. ...

Читать далее

Многоточие отсчета

О том, что в Александровске образован мужской монастырь в честь благоверного Александра Невского, говорить еще рано. Хотя помещение выделено, идут ...

Читать далее


Могут ли муж и жена быть восприемниками (т.е. крестными родителями) у одного и того же ребенка?

Вопрос этот является актуальным и сегодня, т.к. восприемничество – важная и неотъемлемая составляющая современной церковной практики в крещении младенцев.

Сделаю сразу оговорку, что очень многие однозначно считают, что муж и жена не могут быть восприемниками у одного ребенка или, если они таковыми стали, то соответственно не должны между собой вступать в брачные отношения. Объясняется это наличием духовного родства, установившегося при Таинстве Крещения.

С точки зрения Правил Православной Церкви данное предположение не выдерживает никакой критики и, кроме того, совершенно не логично. Церковные каноны практически ничего не говорят о двух или более восприемниках при Крещении (это уже более поздняя, хотя логически оправданная, традиция) и тем более об их брачных отношениях.

Поэтому, не выходя из понимания канонического пространства, можно четко констатировать, что муж и жена (действительные или будущие) могут быть восприемниками у одного ребенка.

   Для большего понимания отметим, что древние церковные Правила вообще говорят об одном восприемнике для ребенка, причем соответствующего пола: для мальчика – мужчина, для девочки – женщина.

Когда в церковной практике стало появляться смешанное восприемничество, то Правила строго-настрого воспретили брак между восприемником и его духовной дочерью или восприемницей и ее духовны сыном, т.к. по аналогии с кровным родством, через Крещение устанавливается духовное родство, которое однозначно важнее, чем родство по крови (см. Правило 53 VI Вселенского собора). Это же правило предписывает, чтобы «восприемник не смел вступать в брак и с вдовой матерью крещенного ребенка… Воспрещается, таким образом, канонически брак в духовном родстве между восприемником и его дочерью (первая степень), равно брак между восприемником и вдовой матерью крещенных детей (вторая степень)» /1, с. 539/.

В Греческой Церкви позднее возникла традиция, подобно кровному родству, наличие духовного родства до седьмой степени и соответствующие запреты на брачные отношения. «Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого (т.е. крещенного – авт.), а по восходящей линии лишь в первой степени – мать воспринятого и восприемника» /2, с. 566/. Хотя в Русской Церкви Указом Святейшего Синода от 19 января 1810 года отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым. «Синод находит непреодолимое препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и отцом ее крестницы, а также между восприемником и матерью крестника» /там же/. Епископ Далматинско-Истрийский Никодим в своем толковании на 53 правило вышеупомянутого VI Вселенского собора также указывает: «Но так как ни в этом трулльском, ни в другом каком-либо общецерковном правиле не упоминаются, кроме 2-й степени, дальнейшие степени духовного родства, в которых бы брак запрещался, то и воспрещение или разрешение браков в дальнейших степенях предоставлено законодательствам поместных церквей и усмотрению подлежащих епископов» /1, с. 540/.

Таким образом, никакого духовного родства собственно между восприемником и восприемницей (т.е. между т.н. «крестными родителями»), согласно церковных канонов, не устанавливается, следовательно между собой они могут вступать в брачный союз. Духовное родство устанавливается между восприемниками и их духовными чадами вместе с их плотскими родителями, вследствие чего между этими степенями духовного родства воспрещаются брачные союзы.

Однако, справедливости ради стоить отметить, что в истории канонического права есть прецедент, гласящий о запрете на брак (или расторжении такового) вследствие кумовства (211 статья Номоканона при Большом Требнике). Но при всем этом, «в настоящее время приведенная 211-я статья Номоканона не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною» /3, с 50/. Святейший Синод Русской Церкви дает следующее заключение, неоднократно потом повторяемое им и по другим делам: «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, и тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, того не напечатано и весьма неизвестно» /там же/. Святейший Синод оставлял без расторжения браки между восприемниками. В синодальном циркуляре от 31 декабря 1837 г. указано, «что так как при крещении, как показано в Требнике пред последованием о крещении, довлеет быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет основания считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою. … Тем более, конечно, не должно быть возброняемо мужу и жене быть восприемниками разных детей, хотя бы и одних и тех же родителей» /3, с. 51/.

Литература:

  1. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского. Перевод с сербского. Т.I. М.: Изд-во «Отчий дом», 2001.
  2. Владислав Цыпин, протоиерей. Курс церковного права. Учебное пособие. Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной Церкви. Фонд «Христианская жизнь», Клин. 2002.
  3. Григоровский С.П. Препятствия к Венчанию и восприемничеству при Крещении. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.

 

Статью составил

архимандрит Дионисий (Тивяков),

настоятель Свято-Николаевского собора г. Стаханова

 

НеплохоНормальноХорошоЗамечательноПревосходно (голосов: 1, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Ждем Ваш комментарий

Яндекс.Метрика