Главная » Проповеди » Неделя о Закхее: освободиться от того, что обладает нами. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк.19; 1-10)

Неделя о Закхее: освободиться от того, что обладает нами. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк.19; 1-10)

Рекомендованное

Церковь вспоминает Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме

  26 сентября Православная Церковь вспоминает торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, построенного равноапостольным Константином Великим и ...

Читать далее

Что нужно знать о празднике Рождества Пресвятой Богородицы?

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей ...

Читать далее

Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой

Александр Невский — великий русский правитель, полководец, мыслитель и, наконец, святой, особо почитаемый в народе.  Александр Невский 5 апреля 1242 года Александр ...

Читать далее

«Православная Луганщина», СПЕЦВЫПУСК, 2021, №5(69) (Читать номер полностью)

Дорогие друзья, СПЕЦВЫПУСК газеты Луганской епархии "Православная Луганщина", посвященный почившему Архипастырю Луганской епархии митрополиту Митрофану, теперь целиком находится в общем ...

Читать далее

«Православная Луганщина» Июнь-Июль, 2021, №4(68) (Читать номер полностью)

Дорогие друзья, номер газеты Луганской епархии "Православная Луганщина" за Май-Июнь 2021г., теперь целиком находится в общем доступе. Кому нужно посмотреть ...

Читать далее

Что нужно знать о празднике Успения Божией Матери

Успение — один из двенадцати важнейших праздников в годовом богослужебном круге, который он и завершает. Он относится к Богородичным, то ...

Читать далее

Современно ли Евангелие?

«Вы хорошо делаете, что ищете успокоения в Евангелии, ибо оно есть неиссякаемый источник всех истин, которых нигде нельзя найти в другом месте»   ...

Читать далее

Медовый Cпас: история и традиции праздника

Летний медосбор – самый обильный: из разноцветья и разнотравья получаются богатые вкусом сорта меда. На Руси начинался медосбор в июне и ...

Читать далее

Как не заиграться в «великий смысл»?

«Во всем ищите великого смысла» - мне нравятся эти слова преп. Нектария Оптинского по причине их простоты и всегдашней актуальности. ...

Читать далее

12 июля: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь ...

Читать далее


Имя «Закхей» значит «праведность», «справедливость». Как несуразно это имя в контексте его жизни, с какой горькой насмешкой, должно быть, люди думали о том, как этот человек назван и как он живет. Как все люди, которые были им унижены, обездолены, окрадены, притесняемы, должно быть, произносили его имя, принимая его как оскорбление, как насмешку: как можно такого человека назвать таким святым именем, сделать его знаком таких великих, святых вещей, как праведность и справедливость, когда вся его жизнь — глумление над справедливостью, когда вся его жизнь — служение мамоне неправды?


Но вот, пришел какой-то час, и этот человек, жизнь которого была так уродлива, была в таком противоречии с его именем и как бы с его глубинным призванием, вдруг оказался лицом к лицу с Спасителем Христом. Он хотел Его видеть, и для этого он не побоялся подвергнуться глумлению, насмешкам своих сограждан. Человек, вероятно, пожилой, по земному достойный, богатый, взбирается на дерево, потому что он слишком мал ростом, чтобы через головы других людей увидеть Спасителя. И Спаситель, проходя мимо, как говорит Евангелие, его видит… Разве Он не видел других людей? Конечно, видел! Но в тот момент Христос заглянул в глубины этого человека и увидел, что не напрасно он назван святым именем справедливости, святым прозвищем праведности. И Христос его подозвал к Себе; Он поверил самому святому, что в этом человеке было где-то зарыто, зарыто всей его жизнью, затуманено всем. Он вошел в его дом, и когда Закхей вгляделся в своего Спасителя, увидел в Нем полноту человеческого величия, бесконечную крепость и бесконечное милосердие, любовь до креста, жалость и сострадание, и вместе с этим неумолимую правду и праведность — он сломился. Годы и годы недостойной жизни вдруг, как пыль, разлетелись, и остался перед Христом человек, настоящий, подлинный человек, способный на покаяние, способный сказать, что если он чем обидел кого бы то ни было, он четверицею ему возвратит, и если он кого-нибудь унизил или отнял клеветой — он все ему сполна отдаст…

Он поверил во Христа, он поверил в себя самого, он поверил в человеческое величие, в святость и дивность человеческого призвания, он почувствовал, что быть таким, каким он прожил все годы своей жизни, — недостойно. Он захотел вырасти, как говорит сегодняшнее Послание, в полную меру роста Христова, вырасти в стать человека. Он стал действительно через веру сыном Авраама.

Годы и годы недостойной жизни вдруг, как пыль, разлетелись, и остался перед Христом человек, настоящий, подлинный человек, способный на покаяние, способный сказать, что если он чем обидел кого бы то ни было, он четверицею ему возвратит, и если он кого-нибудь унизил или отнял клеветой — он все ему сполна отдаст…

Что же нам мешает пройти тем же путем? В прошлое воскресенье нам был представлен образ слепого Вартимея, который не мог видеть ни сияющего солнца, ни осиянного мира, ни проходящего Христа, ни ближнего своего, ни себя, ни пути перед собой, и Христос открыл ему очи на все. Закхей представляется нам примером человека, который способен преодолеть другое зло, удерживающее нас на пути жизни. Да, мы тоже слепы, мы тоже неспособны видеть мир, осиянный благодатью, Христа, действующего в нем царственно, ближнего своего, и пути своего. Но мы еще ослеплены иным образом: тщеславием, страхом перед судом человеческим. Мы видим, мы не совершенно слепы, но Бога мы не видим, а видим только насмешливые, пугающие нас лица людей, читаем на этих лицах осуждение и насмешку, когда так часто на них написана жалость, боль о том, что мы так унижены, так недостойны себя самих. Лицемерный человек, по слову Иоанна Лествичника, это человек, который Бога не боится, а перед людьми дрожит и пресмыкается: разве мы не таковы? Кто из нас для того, чтобы лицом к лицу предстать перед Спасителем своим Христом, способен, как Закхей, поставить себя в такое положение, в котором все его осмеют? Разве мы способны на это? Как редко мы бываем достаточно мужественны, чтобы лицом к лицу встретить насмешку и поругание!

…мы тоже слепы, мы тоже неспособны видеть мир, осиянный благодатью, Христа, действующего в нем царственно, ближнего своего, и пути своего. Но мы еще ослеплены иным образом: тщеславием, страхом перед судом человеческим.

Закхей этого не побоялся, и вот о чем он нам говорит: не бойся человеческого суда, не бойся его насмешки, не бойся!.. Не будь ослеплен лицами, множественными лицами людей, посмотри на единственный лик, который есть подлинно человеческий Лик, Лик Христа, твоего Бога и твоего Брата по человечеству, твоего Спасителя; забудь все, вглядись в Него и открой Ему дверь в свою жизнь, в свое сердце, в свой ум! Откройся Ему до конца! Открой свой дом, свое сердце, свой ум — но дорогой ценой. Закхей не только преодолел страх перед людьми, но он дал слово, которое он выполнил, выправить свою жизнь. Вот второе его нам наставление: если мы хотим стать детьми Авраама, т.е. детьми веры, мы должны быть готовы выправить жизнь ценой чего-то, как сделал это Закхей.

Не будь ослеплен лицами, множественными лицами людей, посмотри на единственный лик, который есть подлинно человеческий Лик, Лик Христа, твоего Бога и твоего Брата по человечеству, твоего Спасителя; забудь все, вглядись в Него и открой Ему дверь в свою жизнь, в свое сердце, в свой ум! Откройся Ему до конца!

Вдумаемся в этот образ, как мы вдумались в прошлое воскресенье в образ Вартимея слепца, и приступим в эту неделю по-новому, смело, радостно к тому, чтобы, открыв глаза, преодолев слепоту, теперь увидеть единственное на потребу и стать свободными людьми. Не будем рабами своей слепоты, рабами своего страха, рабами любого человека, который захочет нас взять в плен, рабами того, что нам принадлежит, что мы приобрели, чем мы обладаем и что нами на самом деле обладает. Станем свободными и пойдем одним шагом дальше в глубины Царствия Божия, в радость полноты жизни, полноты меры роста Христова. Аминь!

Митрополит Антоний Сурожский

Ждем Ваш комментарий

Go to Top