Рекомендованное
KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Семья как Малая Церковь

В книге одного умного и доброго батюшки недавно прочитала, что «...на темы, связанные с семьей, говорить трудно, но и молчать ...

Читать далее

«НЕПРЕСТАННО ПОБУЖДАТЬ СЕБЯ К ЛУЧШЕМУ»

Станично-Луганский благочиннический округ… Если из иллюминатора самолета посмотреть на территорию, которую он охватывает, увидишь расстилающееся внизу зеленое море лесов с ...

Читать далее

Большая душа маленького храма

Луганский храм Киприана и Иустины. На первый взгляд, это миниатюрное сооружение приютилось «на галерке» внушительного храма искусства – Луганского украинского ...

Читать далее

КОтовасия отца Стефана

У отца Стефана кот есть. Вислоухий. Прихожанки подарили. Так как вислоухие коты считаются британского (или шотландского?) происхождения, батюшка и имя ...

Читать далее

Добрые дела и просветительские планы Свято-Казанского прихода

  На исходе Великого поста я приехала в Свято-Владимирский храм — наш новый деревянный терем — для беседы с архимандритом ...

Читать далее

Берегись, не согрешай больше! ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Ин. 5, 1–15)

Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первое: как страшно слышать, что этот человек 38 лет ...

Читать далее

Церковь празднует перенесение мощей святителя Николая Чудотворца

Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из малоазийских Мир Ликийских в итальянский Бари в 1087 году празднует Православная Церковь 22 мая. Купцы ...

Читать далее

Церковь чтит икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икону Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», к которой обращаются с молитвами об избавлении от страстей алкоголизма, наркомании и курения, чтит Православная ...

Читать далее

В свет выходит очередная книга протоиерея Александра Авдюгина

В издательстве Сретенского монастыря г. Москвы, в "Зеленой серии надежды", выходит очередная книга известного писателя и публициста, клирика Ровеньковской епархии ...

Читать далее

Текст акафиста Луганской иконе Божией Матери

Утверждено для богослужебного использования На заседании Священного Синода 12 мая 2021 года. АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЕ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ИКОНОЮ ЕЯ, ИМЕНУЕМОЙ «ЛУГАНСКАЯ»   Кондак 1 Избра́нней ...

Читать далее


Станично-Луганский благочиннический округ… Если из иллюминатора самолета посмотреть на территорию, которую он охватывает, увидишь расстилающееся внизу зеленое море лесов с желтыми островами полей. Кажется, сама природа своими животворящими соками питает землю, отданную церковным приходам и обителям. С деревом, под широкой кроной отдыхают усталые путники, можно сравнить Станично-Луганское благочиние. Деревом, растущим в высь…

С благочинным Станично-Луганского округа  протоиереем Георгием Денисовым мы не встречались больше полугода. Между тем за это время произошло много событий– событий, свидетельствующих о большой  строительно-реставрационной, миссионерской, благотворительной деятельности округа. Благочиние активно  участвовало в торжествах, связанных с празднованием 90-летия Станично-Луганского района, достойно отметило 1025-летие Крещения Руси. Факты говорят сами за себя. Так, 2 июня, в неделю 5-ю по Пасхе, в преддверии торжеств, посвященных 1025-летию Крещения Руси, Высокопреосвященный Митрофан, архиепископ Луганский и Алчевский, возглавил богослужение в Свято-Николаевском соборе Станицы-Луганской. После литургии в преднесении «Луганской» иконы Божьей Матери архипастырь вместе со священством, казачеством и паствой совершил Крестный ход к центру поселка, где состоялась закладка камня в основание  будущего храма-часовни в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Еще пример. 23 июля в Станично-Луганской районной библиотеке состоялся круглый стол на тему: «1025-летие Крещения Киевской Руси в историческом аспекте формирования духовности славянского народа». В мероприятии участвовали благочинный Станично-Луганского округа  протоиерей Георгий Денисов, председатель райгосадминистрации Г.И. Черноусов, заместитель председателя райсовета А.А. Васильченко, священнослужители, представители казачества и общественности.

В Станично-Луганском округе много старинных храмов, как, например, Свято-Троицкий храм в с. Великая Черниговка, строительство которого началось в 1808 году, или Свято-Вознесенский храм в с. Камышное, построенный в 1892 году. Но есть  храмы, построенные в местах, где  раньше никогда не было церкви. Например, Свято-Покровский храм в Новой Кондрашовке или Свято-Варваровский храм в с. Широкое.  1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского чудотворца, Высокопреосвященный Митрофан, архиепископ Луганский и Алчевский, возглавил богослужение в храме-часовне во имя Дивеевской Божией Матери «Умиление» при Свято-Серафимовском храме п. Ольховое. Послушание настоятеля Свято-Серафимовского храма уже много лет несет протоиерей Геннадий Шевляков.   В гости к отцу Геннадию мы и направляемся вместе с благочинным округа протоиереем Георгием Денисовым.

По дороге я прошу отца Георгия хотя бы несколькими штрихами нарисовать портрет батюшки.

— Большой труженик,  неустанно трудится по благоустройству храма, подворья,- говорит отец Георгий, — супруга отца Геннадия  матушка Елена – его правая рука и неустанная помощница во всех делах. За усердие в служении на ниве Христовой, за неутомимость в трудах, отзывчивость и доброту отец Геннадий пользуется у прихожан большим уважением…

   «Я ощутил холодные шляпки гвоздей и горячие капли крови Спасителя»

У каждого священника свой путь к Вере Христовой. Кто-то впитал ее буквально с молоком матери, воспитываясь в благочестивой верующей семье, кого-то на путь служения Господу подтолкнули жизненные обстоятельства… Что касается Геннадия Шевлякова, переломным моментом в его судьбе стало как бы случайное (известно: у Господа не бывает случайностей) посещение церкви накануне Пасхи. Но предоставим слово самому батюшке, которого мы попросили несколько слов сказать о себе.

— Я сам из Луганска, из рабочей семьи, — начал свой рассказ отец Геннадий. — 20 лет проработал  в тепловозо-сборочном цехе №1 Луганского завода ОЭР. Был членом партии. Даже в течение года исполнял обязанности секретаря партийной организации цеха, в котором, между прочим, работало полторы тысячи человек. Как   поверил в Бога?  Это было в конце 80-х годов. Приближалась Пасха, Светлое Христово Воскресение. Меня уговорили пойти в церковь. Мол, ничего что партийный, самое главное – крещеный, и партийные иногда в церковь заглядывают. Я согласился. Пришел в храм. По левую руку стояло распятие. Мне одна матушка объяснила: два раза перекрестишься, поклонишься, потом  третий раз перекрестишься и приложишься к ногам Спасителя.  Я подошел к распятию. Два раза перекрестился, а когда, перекрестившись в третий раз, стал целовать ноги Спасителя… Верите: такое ощущение возникло, как будто я целую живые ноги Господа, ощущаю холодные железные шляпки гвоздей и горячие капли Его крови… Дальше было все, как в тумане.  Все в душе моментально перевернулось. Я едва дошел до своего дома, чтобы успокоиться. Но после этого уже не мог дождаться воскресенья, чтобы не пойти в церковь. Какая-то неведомая сила меня туда влекла…

Что было дальше? Геннадий Никитович  стал часто бывать в молитвенном доме в Станице-Луганской, где  в ту пору служил священник Николай Маковецкий.  Батюшка обрадовался новому прихожанину, и когда Геннадий объявил о желании обвенчаться со своей супругой  Еленой, сказал: «Вы будете у меня первой парой, которую я венчаю». Также отец Николай сказал: «Геннадий, давайте я вас благословлю и Вы будете мне прислуживать в алтаре». Затем поставил на клирос, стал учить читать на церковно-славянском языке… — В то время я еще работал на заводе, — рассказывает отец Геннадий. – И мне, человеку, который уже стал воцерковляться, пришлось по душе работать ночью, в третью смену: народу мало, никто не мешает, выпадет свободная минутка – я читаю Псалтырь или жития святых угодников Божьих. Приезжаю в Луганск Чеботовским поездом (легендарная электричка, на которой на работу в Луганск ездили из России) – до начала смены еще полтора часа. Иду в Свято-Николо-Преображенский храм, который расположен неподалеку от завода ОЭР, становлюсь за колонну и смотрю, как  дьякон с кадилом ходит, как идет богослужение. Смотрю и стараюсь все запоминать…

8 октября 1992 года, в день памяти преп. Сергия Радонежского, всея Руси чудотворца, Геннадий Шевляков был рукоположен в дьяконы.  Батюшка вспоминает, что в то время начиналось строительство Свято-Владимирского кафедрального собора, и протоиерей Владимир Конончук  забрал его к себе служить дьяконом. В течение четырех месяцев отец Геннадий исполнял это послушание, а в январе 1993 года был рукоположен в священнический сан.

Я спросил отца Геннадия, как отпустили его с завода. Батюшка ответил, что проблем не было. Все знали: Геннадий Шевляков – верующий человек, собирается стать священником. Когда Геннадий написал заявление об увольнении по собственному желанию, администрация отреагировала спокойно – видимо, пришло осознание того, что времена изменились.

1 августа 1993 года в Ольховом в здании школы состоялось собрание жителей поселка, на котором было принято решение об открытии прихода в честь преп. Серафима Саровского.  На собрании присутствовал  секретарь епархии  протоиерей Василий Сомик.

Отец Геннадий принял приход  9 ноября 1993 года, в день памяти преп. Нестора Летописца. А 21 ноября, в день чествования Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных батюшка впервые возглавил  богослужение, которое прошло в частном доме.

-Вначале богослужения велись в доме жительницы поселка Ольховое, — вспоминает отец Геннадий. —  Мы решили так: перезимуем, а уже весной будем строить временный храм…

Своими руками

Богослужения шли своим чередом, а отец Геннадий все думал: где выбрать место под строительство временного, а может и постоянного здания будущей церкви. Он не раз проходил мимо пустыря по ул. Толстого. « Хорошо было бы так, чтобы и жителям села Валуйское (там живет отец Геннадий) было удобно  посещать храм, и ольховичане не были обижены», — размышлял священник, глядя на зеленую щетину весенней травы, покрывающую пустырь. И однажды его осенило: «Это же и есть то самое место!».  С  предложением о выборе земельного участка отправился к председателю сельсовета Владимиру Александровичу Попову, а он, выслушав батюшку,  ответил: «Это самое место мы и хотели предложить Вашему приходу». На том и решили…

Листаем страницы фотоальбомов – этой летописи Свято-Серафимовского прихода, которую ведет матушка Елена.

На одной из фотографий – портретный снимок, и подпись под ним: «1995 г. Свято –Серафимовский храм». Первые служащие храма: Козютенко  Антонина Васильевна (кассир), о. Федор Милокост (клирик храма), Марченко Людмила  Николаевна, о. Геннадий Шевляков (настоятель), Милокост  Александра Ивановна (первая псаломщица, организовала первый  в истории прихода церковный хор), Зиновкина Наталья (прихожанка)…

    — Отец Федор Милокост… Он был Вашим помощником, батюшка?

Из слов благочинного отца Георгия и настоятеля храма отца Геннадия узнаю, что батюшка Федор был не рядовым священником, а духовником всего Станично-Луганского благочиннического округа – такое право ему было дано не только потому, что был старейшим из клириков (упокоился отец Федор  на девятом десятке жизни), а потому, что был и среди священства и среди мирян самым уважаемым человеком —  воевал в Великую Отечественную войну, командовал взводом, имел несколько ранений, а, вернувшись с этой самой страшной в истории человечества войны, сохранил, доброту, отзывчивость, любовь к ближнему. Умел и пожурить, умел и слезу утереть из глаза человека скорбящего.  Помнят его жители Ольхового. А память людская дорогого стоит!

   -Как же все-таки строился храм?

-Храм был построен в течение одного года, — отвечает батюшка,-   точнее, за лето 1994 года.

Отец Геннадий  вспоминает, как помолившись с отцом Федором, они вместе вбили колышки, выкопали ров, а там глянь – люди несут, кто кирпичик, кто шлакоблок, кто доску или пакет с цементом. Колодец с водой находился далеко. Что делать?  Одна женщина пожертвовала тачку, другая пластмассовый бак.  На тачке и в пластмассовом баке и таскали воду…

В разговор вступает матушка Елена:

— Люди видели, что батюшка трудится, не покладая рук,  и им хотелось помочь. Почему так быстро построили? Вы поймете, когда я приведу пример о том, как мы штукатурили стены….

Шел сентябрь 1994 года. Как часто бывает на Луганщине, теплая погода неожиданно сменилась на  холодную и дождливую.  Накануне батюшка Геннадий договорился с одними людьми, что они замесят «толоку»  — смесь глины с соломой, —  но эти люди подвели. Что оставалось делать? Отец Федор сказал: «Ты, отец Геннадий, служи, а прихожан, которые подойдут, я буду просить делать «толоку». А надо заметить, что «толоку» обычно месят ногами. «Так ведь простудятся, отче,- запротестовал было отец Геннадий». «Не простудятся, Господь не попустит», — веско ответил отец Федор. Люди, действительно, вскоре пришли на службу. И без лишних упрашиваний включились в работу. Но, как вспоминает матушка Елена, месили не ногами, а руками: катали ком глины и подавали тем, кто штукатурил вверху. В разгар работы, опираясь на палочки, пришла старенькая бабушка Вера Черноморова: «Родимые мои, сердешные, хочу с вами потрудиться. На коленочки стану и внизу буду стены замазывать»…

— «Толока» началась в семь утра, когда только встало солнце,- вспоминает матушка Елена, — а когда село, мы успели загладить все стены и потолок…

«Богородице, Дева, радуйся»

   Если человек чего-нибудь очень хочет и если на то есть воля Божья, обязательно все у него получится. В том, что это так, отец Геннадий убеждался не раз в своей жизни. Строительство часовни  в честь Дивеевской иконы Божьей Матери «Умиление» еще раз подтвердило это.

С самого начала своего служения на приходе батюшке хотелось построить еще один типовой храм.  Место было освящено, крест поставлен. Но что-то не складывалось.

— Сделали для нас один проект типового храма, стали  искать благотворителей, чтобы его построить, но не нашли таких, — вспоминает отец Геннадий. – Прошло несколько лет – снова едем к архитектору. Просим, чтобы  на этот раз уменьшил  размеры. Нам сделали новые расчеты. Однако и на этот раз  дело не сдвинулось с мертвой точки. Я тогда и подумал: «Нет, видимо на строительство новой церкви благословения Господня».

Как рассказал отец Геннадий, все изменилось, когда три года назад вместе с матушкой и группой паломников они отправились в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

— Мы приехали, приложились к мощам преподобного Серафима Саровского, помолились у иконы Дивеевской иконы Божией Матери «Умиление». Потом пошли в иконную лавку и купили иконку Божьей Матери «Умиление», чтобы с ней пройти по канавке Царицы Небесной , 150 раз читая Богородичное правило: «Богородица, Дево, радуйся!» Приложились к кресту перед началом прохождения и пошли. Вот и я иду, читаю Богородичное правило  и уже, спускаясь с канавки вижу  по левую сторону – стоит деревянная часовня. Меня, как током ударило: не типовой храм, а такую часовню надо  строить.  Пошли мы  в собор к настоятельнице монастыря и попросили ее  приложить нашу иконку к иконе Божией Матери «Умиление» и к мощам преподобного. Все было исполнено. А когда вернулись из паломнической поездки, положили икону на центральный амвон…

Выступая с проповедью перед прихожанами,  отец  Геннадий попросил: «Братья и сестры!  Мы привезли святыню из Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.  Подходите к ней  прикладываться с верой и страхом Божьим».

Как рассказал батюшка, среди прихожан была одна женщина,  одержимая, как выяснилось позже,  нечистым духом. Лишь только подошла она к иконе, могучая сила откинула ее.  Храм был полон людей. Все ахнули. Даже священнику стало не по себе. Но батюшка быстро взял себя в руки, распорядился, чтобы женщине дали напиться крещенской воды и настоял на том, чтобы она приложилась к иконе…  Сейчас эта женщина исправно ходит на богослужения.

    -А как же, батюшка, шло строительство  часовни?

Отец Геннадий рассказал, что когда, проснувшись на утро после поездки в Дивеево, батюшка посмотрел в окно, он увидел на песчаном холмике, где стоял поклонный крест, образ часовни, которую надо построить. «Благодарю Тебя, Господи! Ты показал, что Тебе угодно»- подумал священник.

По словам отца Геннадия, работа закипела немедленно. Нашлись и благотворители, и помощники. А строил храм-часовню сын Дмитрий с двумя своими помощниками. «Есть у сына строительный талант, — улыбается батюшка, — небось, в деда Никиту пошел, который был на все руки мастер».  По просьбе батюшки построил Дмитрий и вольеры для глубей: в одном живут голуби-павлины –  на них после службы любуются прихожане, особенно детишки; в другом – почтовые голуби, которых  стало традицией запускать на Крещение Господне и во время заключения брачных союзов…

Правая рука батюшки Геннадия – матушка Елена. Когда-то она работала воспитателем в детском садике. Немалый педагогический опыт – хорошее подспорье в работе с людьми. Живая, энергичная, ей до всего есть дело. Есть и ее немалая заслуга в том, что у прихода много преданных помощников, тех, кто территорию благоустраивают, готовят трапезу на престольные праздники, словом, помогают по хозяйству. Односельчанам известно: самый вкусный борщ готовится в трапезной храма. Его так и называют – «ольховский борщ». Бабушка одного мальчугана рассказывала: дома, мол, внука не заставишь и палкой кушать, а вот когда перед началом учебного года  в приходской трапезной накрыли праздничный стол и угостили всех «ольховским борщиком», внук целую тарелку съел, да еще и добавки попросил.

И вновь листаем альбомы, в которых запечатлена летопись прихода. К примеру,  на одной из фотографий изображены молодые деревца. Подпись  гласит, что в 2007 году здесь посажена первая часть парка. А вот снимки, рассказывающие о том, как проходило 15-летие прихода.

— За 20 лет в нашем приходе выросло много священников, — говорит матушка Елена, — К примеру, раб Божий Евгений  родом из Валуйска. Привели его в наш храм еще ребенком. Сегодня же  он — иеродиакон в Чугинском мужском монастыре. Из нашего прихода вышел и стал священником  отец Тарас Вакуленко. Отец Никон (Бородин) – также наш воспитанник. И подобных примеров предостаточно.

    — Отец Геннадий, в Вашем храме много икон в очень красивых окладах. Чувствуется рука мастера. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Это действительно так, — отвечает батюшка. —  Когда основывался храм, многие из тех, кто участвовал в его устроении, приносил с собой икону. Кто купленную в церковной лавке, а кто свою домашнюю, переходившую по наследству из рук в руки. Среди наших прихожан была женщина, которую звали Мария Морозова. Она обладала искусством  украшения окладов, обновления старых икон. К примеру, много сил Мария потратила, чтобы икона Успения Пресвятой Богородицы засеяла, как новая. Матушка Елена внимательно наблюдала за ее работой, и когда нам принесли икону Знамение Пресвятой Богородицы, она сама выравнивала все цветочки и листики в ее обрамлении. Теперь Вы сами можете видеть, какой красивой стала эта почитаемая в народе икона.

Прощаемся. На душе светло и тихо. Я думаю о том, что приход отца Геннадия, как причал для людей, долго плывших по бушующим морям. Поэтому сюда хочется приезжать снова и снова. И еще, что посещение этого прихода – как заключительный аккорд уходящего года. Нет сомнения: год 2014-й подарит как Свято-Саровскому приходу, так и всему  Станично-Луганскому благочинническому округу много замечательных событий.

Редакция «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2013, Декабрь