Рекомендованное

Крещение Господне. Все, что нужно знать о Празднике

Библия о Крещении и Богоявлении В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось ...

Читать далее

Василий Великий: правила образованности и эрудиции святителя

Какой праздник 14 января 14 января – Обрезание Господне. Церковный праздник совпадает с так называемым Старым Новым годом, но Церковь новый ...

Читать далее

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего митрополита Луганского и Алчевского Пантелеимона

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего митрополита Луганского и Алчевского Пантелеимона Председателя Миссии Синодального отдела УПЦ по делам семьи духовенству, монашествующим и всем верным чадам ...

Читать далее

Семья – это большое искусство

Редакция официального печатного издания Луганской епархии «Православная Луганщина» продолжает публиковать архивные материалы, которые вошли в газету, но не были опубликованы на ресурсах ...

Читать далее

Первый храм

Сейчас, когда церковному служению отдано почти 20 лет, и храм стал неотъемлемой, обязательной частью и будней, и праздников, становится понятным, ...

Читать далее

Кто за Бога, за того Бог

Историческая миссия гетмана Войска Запорожского, полководца и государственного деятеля Богдана Хмельницкого.     21 января 2022 года исполняется 358 лет со дня ...

Читать далее

Глаза бы мои на вас не глядели...

Собственно именно с этого возгласа все и началось. Да и не могло не начаться, потому что я, расстроенный очередной топорной ...

Читать далее

Прошедших годов письмена

Ребриковская Троицкая церковь Нынешний Свято-Духов храм в селе Ребриково приемник закрытой в годы хрущевского лихолетья Троицкого храма, история которого берет начало ...

Читать далее

Алчевск - город со стальным профилем и его храмы

Редакция официального печатного издания Луганской епархии «Православная Луганщина» продолжает публиковать архивные материалы, которые вошли в газету, но не были опубликованы на ресурсах ...

Читать далее

Жить для самого себя — значит погибнуть. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк. 12, 16–21)

Жизнь Иисуса Христа на земле — пример бескорыстного служения людям. А как обстоят дела у современных христиан? Не рассуждаем ли ...

Читать далее


Был у нас прихожанин, который постоянно на каждой исповеди, да в беседах на церковном дворе вздыхал и, кивая в сторону недалеко расположенного кладбища, повторял:

— Скоро домой.

Ему никто не возражал. Соглашались. Сочувственно и горестно поддакивали и переводили разговор на иную тему. Оно и понятно, далеко не каждый о собственной смерти рассуждать любит, разве только старенькие, прожившие жизнь верующие, к подобным рассуждениям спокойно относятся.

Так бы и остался наш мужичок со своим, не опровергнутым, минорным утверждением, если бы не соседка его, годами помоложе. Услышав в очередной раз философствование о неизбежном для каждого событии с определенной вечной пропиской, она возмутилась:

— И чего это ты соседушка, все причитаешь, страдаешь и всех нас не туда поселяешь?

— Чего это не туда? – возмутился прихожанин. – Там наш дом будущий.

— Может, для тебя и дом, — тут же заявила женщина, — а для меня, да и для них, — она обвила рукою вокруг собравшихся и с интересом прислушивающихся к разговору прихожан, — вокзал!

Это простодушное народное богословие, четко и конкретно подтверждающее, как евангельское «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26), так и все учение Православной Церкви о участи душ верующих после смерти, постоянно вспоминается в дни поминальных суббот и в пасхальную Радоницу. Ведь в эти дни Церковь в богослужениях концентрирует внимание наше не только на тех, кто был нам близок, дорог и любим, но на всех преждепочивших православных христианах.

Внутренняя вера в загробную жизнь и в то, что усопшие пребывают рядом с нами, не обязательно появляется только со знанием православных истин. Она практически у всех всегда присутствует. Посмотрите на контингент (уж, простите за определение), стоящий со свечами на панихиде, да и на погребениях. Многие из них никогда не были под священнической епитрахилью и вряд ли правильно прочитают даже «Отче наш».

Но ведь они пришли! Спрашивают, как свечу держать и когда ее зажигать. Неловко крестятся и очень боятся сделать что-то «не так».

Это далеко не «стадный рефлекс», не пресловутое «так положено», а внутренняя, пусть и не осознанная вера в будущую, неизвестную, оттого и страшную, новую жизнь.

…все учение Православной Церкви о участи душ верующих после смерти, постоянно вспоминается в дни поминальных суббот и в пасхальную Радоницу. Ведь в эти дни Церковь в богослужениях концентрирует внимание наше не только на тех, кто был нам близок, дорог и любим, но на всех преждепочивших православных христианах.

Отчего столь много всяческих суеверий, примет и откровенных глупостей, связанных со смертью? Да все оттого же: хочется в веке следующем, после последнего вздоха, жить (именно жить!) правильно и счастливо, хоть это «правильно и счастливо» понимается пока лишь в земных категориях и определениях. Даже в песнопении заупокойном просьба определить нашу душу там, где: «идеже несть болезнь, печаль и воздыхание».

Правда, один из моих давних знакомых, до своего реального воцерковления, пропел мне данный кондак немного по иному: «там, где нет, болезней, печалей и воздержания», но все же самостоятельно понял, что, что-то тут не «сходится» и мое замечание насчет «воздержания» принял правильно.

В поминальные дни в храмах всегда многолюдно. И если внимательно всмотреться в присутствующих, то не трагичны лица. Не убитые горем взгляды, а слезы не от неудержимой тоски. Иное явственно видно и реально происходит: радость встречи, радость общения. Поэтому не удивительно, когда слышишь: «Постояла, помолилась на поминальной, как поговорила со всеми».

Никуда не делись наши усопшие родные и близкие. Если бы исчезали умершие в какой-то астрономической дыре, если бы мы практически не ощущали, что молитва нас с ними соединяет, то давно бы в лету канули все наши поминальные богослужения.

Без объяснений и доказательств это прекрасно понимается. Поэтому вновь и вновь, каждый год, идем перед Пасхой на кладбище могилки поправлять, а на Радоницу ушедших родных и близких поминать. Другой вариант собственной земной жизни даже не представляется.

Никуда не делись наши усопшие родные и близкие. Если бы исчезали умершие в какой-то астрономической дыре, если бы мы практически не ощущали, что молитва нас с ними соединяет, то давно бы в лету канули все наши поминальные богослужения.

Праздник Радоницы – это еще и день радости новому рождению своих родных в другой, вечной жизни. Победа над смертью и воскресение Христа вытесняют мысли о печали и временной разлуке. Стенания, громкий плач с причитаниями никак не уместны у могил тех, кого любили и без кого жизнь не представляли.

Сегодня от нас усопшие иного ждут — нашего радостного и искреннего «Христос Воскресе!», и если со всей душой и разумом с ними именно так поздороваетесь, то в сердце обязательно услышите ответ: «Воистину Воскресе!»

Так что очень верно наша прихожанка сказала:

— Кладбище – вокзал.

Заехал, отчитался, и дальше, вслед за Христом.

Где продаются билеты, вы сами знаете…

Протоиерей Александр Авдюгин