Рекомендованное

Этот человек не умер – задремал. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк. 8, 41–56)

Мы сегодня вновь слышали рассказ о двух дивных чудесах Христовых: об исцелении женщины и о возвращении к жизни умершей девочки. ...

Читать далее

Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных празднует Православная Церковь в четверг 21 ноября 2019 года. Однажды Люцифер, что в переводе означает «светоносный», ...

Читать далее

«…Нужно смотреть на немощи людей снисходительно, если мы хотим быть более совершенными в своей проповеди»

О чём могут поговорить два священника за чашкой ароматного чая? Конечно, о многом. Предлагаем нашим читателям одну из таких бесед. ...

Читать далее

14 фактов о жизни и борьбе патриарха Тихона

18 ноября - день памяти святителя Тихона, годовщина избрания его патриархом в 1917 году 18 ноября исполнится 101 год со дня избрания на ...

Читать далее

Кто даст добрый ответ на Страшном Суде?

 За что, согласно православному учению, будут осуждены грешники? Когда мы слышим Евангелие, мы слушаем Слово Божье. Что же мы слышим в ...

Читать далее

Алчевской духовной лечебнице — 10 лет!

Трогательный юбилей отпраздновала Алчевская духовная лечебница 19 июля 2020 года — 10 лет со дня своего основания. После совершения молебна ...

Читать далее

Как там в Раю?

Третий антифон литургии – Блаженны. Своего рода условия, при которых ранг «Блаженных» станет реальностью для каждого в веке будущем. Да вот беда, ...

Читать далее

Нельзя одновременно «налаживать отношения» и с Богом, и с демоном. К Воскресному чтению (Лк. 8, 26-39)

Многие знают старую сказку Бабуля, ставила по праздникам свечку перед образом Георгия Победоносца,  а змею, изображенному на иконе, показывала завсегда кукиш ...

Читать далее

Цель темных сил - овладеть нами. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк. 8, 26-39)

Рассказ, который мы только что слышали, ставит нас лицом к лицу с тремя различными и несовместимыми положениями. Мы видим, во-первых, ...

Читать далее

Радость, которую никто не отнимет

  Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». День ее празднования ...

Читать далее


Был у нас прихожанин, который постоянно на каждой исповеди, да в беседах на церковном дворе вздыхал и, кивая в сторону недалеко расположенного кладбища, повторял:

— Скоро домой.

Ему никто не возражал. Соглашались. Сочувственно и горестно поддакивали и переводили разговор на иную тему. Оно и понятно, далеко не каждый о собственной смерти рассуждать любит, разве только старенькие, прожившие жизнь верующие, к подобным рассуждениям спокойно относятся.

Так бы и остался наш мужичок со своим, не опровергнутым, минорным утверждением, если бы не соседка его, годами помоложе. Услышав в очередной раз философствование о неизбежном для каждого событии с определенной вечной пропиской, она возмутилась:

— И чего это ты соседушка, все причитаешь, страдаешь и всех нас не туда поселяешь?

— Чего это не туда? – возмутился прихожанин. – Там наш дом будущий.

— Может, для тебя и дом, — тут же заявила женщина, — а для меня, да и для них, — она обвила рукою вокруг собравшихся и с интересом прислушивающихся к разговору прихожан, — вокзал!

Это простодушное народное богословие, четко и конкретно подтверждающее, как евангельское «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26), так и все учение Православной Церкви о участи душ верующих после смерти, постоянно вспоминается в дни поминальных суббот и в пасхальную Радоницу. Ведь в эти дни Церковь в богослужениях концентрирует внимание наше не только на тех, кто был нам близок, дорог и любим, но на всех преждепочивших православных христианах.

Внутренняя вера в загробную жизнь и в то, что усопшие пребывают рядом с нами, не обязательно появляется только со знанием православных истин. Она практически у всех всегда присутствует. Посмотрите на контингент (уж, простите за определение), стоящий со свечами на панихиде, да и на погребениях. Многие из них никогда не были под священнической епитрахилью и вряд ли правильно прочитают даже «Отче наш».

Но ведь они пришли! Спрашивают, как свечу держать и когда ее зажигать. Неловко крестятся и очень боятся сделать что-то «не так».

Это далеко не «стадный рефлекс», не пресловутое «так положено», а внутренняя, пусть и не осознанная вера в будущую, неизвестную, оттого и страшную, новую жизнь.

…все учение Православной Церкви о участи душ верующих после смерти, постоянно вспоминается в дни поминальных суббот и в пасхальную Радоницу. Ведь в эти дни Церковь в богослужениях концентрирует внимание наше не только на тех, кто был нам близок, дорог и любим, но на всех преждепочивших православных христианах.

Отчего столь много всяческих суеверий, примет и откровенных глупостей, связанных со смертью? Да все оттого же: хочется в веке следующем, после последнего вздоха, жить (именно жить!) правильно и счастливо, хоть это «правильно и счастливо» понимается пока лишь в земных категориях и определениях. Даже в песнопении заупокойном просьба определить нашу душу там, где: «идеже несть болезнь, печаль и воздыхание».

Правда, один из моих давних знакомых, до своего реального воцерковления, пропел мне данный кондак немного по иному: «там, где нет, болезней, печалей и воздержания», но все же самостоятельно понял, что, что-то тут не «сходится» и мое замечание насчет «воздержания» принял правильно.

В поминальные дни в храмах всегда многолюдно. И если внимательно всмотреться в присутствующих, то не трагичны лица. Не убитые горем взгляды, а слезы не от неудержимой тоски. Иное явственно видно и реально происходит: радость встречи, радость общения. Поэтому не удивительно, когда слышишь: «Постояла, помолилась на поминальной, как поговорила со всеми».

Никуда не делись наши усопшие родные и близкие. Если бы исчезали умершие в какой-то астрономической дыре, если бы мы практически не ощущали, что молитва нас с ними соединяет, то давно бы в лету канули все наши поминальные богослужения.

Без объяснений и доказательств это прекрасно понимается. Поэтому вновь и вновь, каждый год, идем перед Пасхой на кладбище могилки поправлять, а на Радоницу ушедших родных и близких поминать. Другой вариант собственной земной жизни даже не представляется.

Никуда не делись наши усопшие родные и близкие. Если бы исчезали умершие в какой-то астрономической дыре, если бы мы практически не ощущали, что молитва нас с ними соединяет, то давно бы в лету канули все наши поминальные богослужения.

Праздник Радоницы – это еще и день радости новому рождению своих родных в другой, вечной жизни. Победа над смертью и воскресение Христа вытесняют мысли о печали и временной разлуке. Стенания, громкий плач с причитаниями никак не уместны у могил тех, кого любили и без кого жизнь не представляли.

Сегодня от нас усопшие иного ждут — нашего радостного и искреннего «Христос Воскресе!», и если со всей душой и разумом с ними именно так поздороваетесь, то в сердце обязательно услышите ответ: «Воистину Воскресе!»

Так что очень верно наша прихожанка сказала:

— Кладбище – вокзал.

Заехал, отчитался, и дальше, вслед за Христом.

Где продаются билеты, вы сами знаете…

Протоиерей Александр Авдюгин