Православные светила Луганска

Рекомендованное

Что такое Вознесение

Вознесение Господне — это один из двенадцати двунадесятых праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. Это переходящий праздник: его дата зависит от даты празднования Пасхи. Он ...

Читать далее

«Духовность – это не роскошь, а необходимость…» (Ч.1)

  Продолжение цикла публикаций «История   больничных   приходов  Луганщины» проекта епархиального отдела «Миссия Церковь и медицина» Луганской епархии, «Исцеляющая вера». Часовня ...

Читать далее

Апостол любви: Иоанн Богослов

Святой апостол и евангелист Иоанн - покровитель всех, кто занят в информационной сфере: издателей, писателей, работающих в сети Интернет. Святой еще ...

Читать далее

Об иконе Божией Матери Неупиваемая Чаша

Икона Божией Матери Неупиваемая Чаша – одна из чудотворных икон, явленная во Владычнем монастыре в городе Серпухове в 1878 году. ...

Читать далее

Человек слишком глубок для материальности. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Ин. 4, 5-42)

Когда самарянская женщина спешно вернулась в свой городок и стала звать соседей пойти и посмотреть на Христа, она говорила: Пойдем! ...

Читать далее

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ: ЖИТИЕ

16 мая Церковь празднует день памяти игумена Святой Успенской Киево-Печерской Лавры преподобного Феодосия Печерского. Он был руками своего учителя, преподобного Антония, ...

Читать далее

Святые благоверные князья Борис и Глеб: житие

Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти ...

Читать далее

Быть богатым на всякое доброе дело

Социальное служение, исполнение заповеди любви (диакония)  - один из важнейших аспектов жизни  Святой Православной Церкви.  Выполняя свою спасительную миссию, Она ...

Читать далее

Преполовение. Источник свщмч. Антипия

Преполовение Пятидесятницы (Преполовение Господне) или Преполовение  — малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Отмечается всеми Православными ...

Читать далее

Что такое Преполовение?

Название праздника – Преполовение – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, ...

Читать далее


«Жизнь благочиний» — эта рубрика, появившаяся на страницах «Православной Луганщины» еще в 2011 году,  сразу была тепло встречена читателями. В этот раз мы расскажем о трех  ярких звездах наших городских благочиний — трех крупнейших православных светилах Луганска – Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе,  Свято-Николо-Преображенском соборе, Свято-Владимирском кафедральном соборе.  И, наверное, будет справедливо, если  вначале мы расскажем о старейшем соборе нашего города, а в конце – о самом молодом.   

 Возраст собора – два с половиной столетия

Свято-Петро-Павловский собор по праву является украшением не только города, но и всей Луганской епархии. Это храм, в котором верующие два с половиной столетия  возносят к Богу свои молитвы. Величаво возносятся к небу  шпили и купола Свято-Петро-Павловского кафедрального собора. Далеко видно их и со стороны реки Лугань, в которой они отражаются, как в голубом зеркале, и со стороны кварталов Каменного Брода.  И просто не верится, что до 1793 года это была деревянная церковь, которую согласно указу Бахмутского духовного Правления от мая 1793 года перестроили и сделали каменной. Из материалов Справочной книги Екатеринославской епархии следует, что в 1905 году Свято-Петро-Павловская церковь представляла собой каменное здание. Престолов три: во имя святых апостолов Петра и Павла, Покрова Пресвятой Богородицы и Сретения Господня.

Два с половиной столетия – срок немалый.   Много испытаний выпало на долю Свято-Петро-Павловского собора за это время. И, пожалуй, самые тяжелые пришлись на богоборческие  20-е и 30-е годы прошлого столетия.  Решением президиума ВУЦИК от 13 декабря 1929 года храм был закрыт, а 20 декабря опечатан.   Иконостас и многие иконы, «пригодные лишь как материал для топлива» — были сгружены во дворах окрисполкома и горсовета. 30 декабря 1929 года «Рудмателторгу» были сданы колокола, общим весом более трех тонн.  21 декабря 1935 года президиум Луганского горсовета принял решение о переоборудовании здания Свято-Петро-Павловского храма под кинотеатр «Бебожник».

Но Бог поругаем не бывает! Правда восторжествовала. В 1942 году церковь возвратили прихожанам. Богослужения в храме проводил отец Иосиф Сухошин- Сухомлинов. Активную помощь в возрождении православной общины, которая была официально зарегистрирована в октябре 1944 года, оказали монахини во главе с матушкой Ниной (Портной).

В послевоенные годы в церкви регулярно проходили архиерейские службы. 6 марта  1950 года архиепископ Никон (в миру Александр Порфирьевич Петин) распорядился перевести кафедральный собор из Свято-Николо-Преображенского собора  в Свято-Петро-Павловский.

В 70-е годы прошлого столетия были выполнены значительные работы по упорядочению усадьбы собора, улучшению внешнего вида и внутреннего убранства. В 1991 году собор украшен колокольней. В 1993 году в помещении крестильной освящен престол в честь священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, устроен иконостас.  При Свято-Петро-Павловском соборе работают воскресные школы для взрослых и детей.

С декабря 1989 по 2012 г. неизменным настоятелем Свято-Петро-Павловского собора был протоиерей Василий Сомик (ныне – почетный настоятель). Несмотря на весьма почтенный возраст, батюшка много общается с прихожанами. Отец Василий нашел «окошко», чтобы пообщаться, и для корреспондента «Православной Луганщины». Уже по установившейся традиции, просим отца Василия несколько слов сказать о себе, о своей дороге к храму.

Родился Василий Сомик в 1939 году в Херсоне в семье рабочего. Родители были глубоко верующими. Особенно мама.  В числе людей, оказавших на него  духовное влияние, батюшка называет отца Иоанна Конюха,  привлекавшего Василия для службы в алтаре и отца Бориса старца, образованнейшего человека своего времени, истинного сердцеведца, открывшего для Святой Православной Церкви многих будущих священников. Отцу Василию не было еще и 18-ти, когда он поступил в Одесскую духовную семинарию.  Одно время был иподиаконом у митрополита Бориса ( в миру Бориса Ивановича Вика), в 1962 году женился, в этом же году принял сан диакона и иерея. А в феврале 1963 года получил указ и благословение на служение в Луганщине. За плечами отца Василия служба в Свято-Георгиевском храме в Большой Вергунке, в Свято-Николаевском храме в Станице Луганской,  в Свято-Покровском храме в Новоастрахане, в  Свято-Троицком храме г. Кременная. В середине 80-х годов протоиерей Василий Сомик – благочинный Лисичанского округа и настоятель Свято-Николаевского храма в г. Лисичанске.  В конце 1989 года батюшка был переведен в Луганск и назначен настоятелем Свято-Петро-Павловского собора.  За 23 года службы отца Василия ведущий храм города претерпел много изменений. То, что в 1991 году собор украсился колокольней – только часть выполненной архитектурной работы. По благословению владыки Иоанникия и по его планам была сделана пристройка к собору. В ней расположились ризница, комната отдыха, ряд подсобных помещений. Во исполнение завещания митрополита Бориса  над собором водрузили величественный купол. Торжественный вид приобрели главный вход и два боковых входа, написаны наружные иконы: Богоматери и Спасителя, Иоанна Крестителя и Святителя Николая,  спасение апостола Петра и беседа Спасителя и Самарянки. Многое в благоустройстве собора было сделано к его 250-летнему юбилею.

Несколько слов о святынях Свято-Петро-Павловского собора.  «Неупиваемая Чаша», «Скоропослушница», «Всех скорбящих радость» — к этим иконам Пресвятой Богородицы шли и идут десятки людей.  С 1992 года  установлено почитание иконы Пресвятой Богородицы «Луганская».  Образ Матери Спасителя, украшенный драгоценными приношениями, пребывает в соборе вот уже более 20 лет.

«Храм торжествует и ликует»

В середине 30-х годов прошлого века всех православных людей Луганщины постигла тяжкая утрата: богоборческой властью был разрушен величественный Свято-Николаевский собор, сооруженный в 1841 году на средства казны и прихожан. Но это было бы противоестественно, чтобы верующий народ надолго остался без любимого своего заступника и ходатая пред Господом святителя Николая Чудотворца.

15 февраля 1951 года в память о разрушенных Николаевском и Преображенском храмах  Высокопреосвященным  архиепископом Никоном была торжественно освящена  новая Николо- Преображенская церковь. На торжествах присутствовало около 2000 человек верующих, священнослужители Ворошиловградской епархии и церковный хор, прибывший из Одессы. Открытие нового храма, как и торжества по его освящению раздражали власть.  В то время действовала установка, что храм не может превосходить по высоте частное строение. И потому владыка Никон распорядился вести строительство церкви не в высоту, а глубину земли. Многие прихожане, особенно те, кто приезжал издалека, поражались разницей между неказистым внешним видом храма и величественностью его внутренних размеров.  В 50-е годы прошлого века храм стал кафедральным собором Луганска. Его первым настоятелем был отец Евфимий Качан. Батюшка, а также священники, которые пришли после него,  приложили много сил для умножения благолепия  храма. Достойным продолжателем их дел  стал протоиерей Богдан Федькив. В 1981 году батюшку назначили настоятелем Свято-Николо-Преображенского собора.

Беседуем с отцом Богданом в просторном помещении трапезной, которая располагается в административном корпусе собора. На батюшке – подрясник и камуфляжные брюки – признак того, что он занимался какой-то хозяйской работой и не успел переоблачиться. Несмотря на то, что отцу Богдану исполнилось 70 лет, его редко можно застать отдыхающим от дел…

Родился Богдан Федькив на Львовщине в селе Задеревач в очень красивой и живописной местности.  Проложить свою дорогу к храму будущему священнику помогли мама Евдокия и тетка Анастасия. Детство и юность  Богдана внешне ничем не отличались от детства и юности тысяч и тысяч советских ребят. Работал трактористом. Поднимал целину. В 1961 году был призван в ряды Вооруженных Сил. А внутренне… В сердце юноши ровным пламенем горела свеча Святой Православной Веры. Не случайно и работу он выбирал в той местности, где были открыты двери православного храма. В 1962 году, работая  в Мелитополе, юноша впервые услышал слово «семинария». И с той поры у него зародилось горячее желание поступить в это духовное учебное учреждение.  К мечте шел почти три года. В конце концов, в 1964 году его мечта сбылась, и Федькив был зачислен в Одесскую духовную семинарию. Но жажда духовного знания   не была удовлетворена полностью. По окончании семинарии последовала учеба в Ленинградской духовной академии. У будущего священника были достойные учителя. В годы учебы в семинарии Богдан слушал лекции, которые по предмету «Новый Завет»  читал будущий Предстоятель УПЦ МП  Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, а, учась в академии, познакомился с будущим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

В 1972 году Богдан Федькив был рукоположен во диакона и в этом же году, на Успение Пресвятой Богородицы стал иереем.

В 1976 году отца Богдана направили служить в Луганск. До того, как принять Свято-Николо-Преображенский собор, батюшка был настоятелем Свято-Петро-Павловского собора. В 1981году отец Богдан стал настоятелем Свято-Николо-Преображенского собора…

— О владыке Никоне я слышал только добрые отзывы, — рассказывает отец Богдан. – Хотелось быть достойным этого человека, который похоронен в кафедральном соборе города Одессы, том самом соборе, в нижнем храме которого меня рукополагали в священство…  И сотворить хотелось дело, достойное его светлой памяти…

Когда владыка Никон строил храм, он все предусмотрел и под крышей сделал колокольню, чтобы, когда схлынет богоборческая волна установить, на нее купол. Отец Богдан знал об этом и ждал удобного  часа.  У батюшки был достойный помощник – церковный староста Николай Батарчуков, ветеран Великой Отечественной войны. Когда гонения на церковь официально прекратились староста, надев боевые награды пошел в горисполком и попросил разрешения разобрать крышу и установить церковный купол. Ему не отказали. Так в Луганске было пробито еще одно окошко в новую эру торжества Православия. Однако кардинально храм преобразился к 2000 году. И все самые значительные изменения произошли всего за один год.

— К нам в храм приходили замечательные прихожане, которые искренне желали помочь в благоустройстве собора, — рассказывает отец Богдан. –  Был в их числе и предприниматель Игорь Кузич. «Батюшка, — не раз он ко мне обращался с такими словами, — давайте наш собор сделаем самым красивым в округе. Не ради себя это сделаем, а ради людей, чтобы в храм они шли молиться, как на большой праздник». Я благословил Игоря и он вскоре нашел прекрасных зодчих. За один год храм сделался таким, каким мы видим его сегодня – величественным и прекрасным…

Многие святыни в Свято-Николо-Преображенский собор, как по наследству, перешли от ушедшего в вечность Никольского собора. Гордость собора – старинный иконостас, который, вполне вероятно, старше нашего Каменного Брода.

— Когда в богоборческие времена, — рассказывает отец Богдан, — закрыли Святогорскую обитель, а вместе с нею находящийся на ее территории Покровский храм, владыка Никон сберег этот иконостас в разобранном виде.  Когда же построили наш храм, этот иконостас собрали и установили. Теперь это наша главная святыня…

Взошедшая в начале 50-х годов прошлого века,  звезда Свято-Николо-Преображенского собора ярко горит на церковном небосводе Луганской епархии.  «Храм торжествует и ликует», —  сказал о

намоленном  соборе батюшка Богдан.

Осененный Божественным светом

После всенародного празднования 1000-летия Крещения Руси, когда рухнули сдерживавшие ликование Православной Веры плотины, у луганчан зародилось горячее желание иметь храм, стены которого смогли бы вместить  всех желающих помолиться,  храм, где высоко и торжественно могла бы звучать молитва правящего архиерея.

24 декабря 1991 года по благословению владыки Иоанникия была зарегистрирована община во имя святого равноапостольного великого князя Владимира-крестителя и просветителя Руси.  Создание общины, как и равно строительство Свято-Владимирского кафедрального собора самым непосредственным образом связано с именем его настоятеля протоиерея Владимира Конончука. Почему именно отца  Владимира Господь сподобил строить  главный храм Луганской епархии? Ответить на этот вопрос помогут вехи биографии батюшки. Родом Владимир Конончук из Хмельницкой области. Родился он в 1952 году в крестьянской глубоко верующей православной семье.  Папа Владимира после окончания Одесской духовной семинарии был рукоположен в священники. Когда отец учился в семинарии, сын часто приезжал на летние каникулы к нему в гости и жил неподалеку в мужском монастыре. Там мальчик увидел и даже познакомился с  Патриархом Московским и всея Руси Алексием I. Неоднократно Володя  подходил под Патриаршее благословение, а однажды из рук Предстоятеля получил в подарок крестик из Святой земли и плитку шоколада. Истинное наслаждение Володе доставляла общая молитва с монастырской братией, участие в выпечке просфор или задушевная беседа с кем-то из священников. Так и зародилось у юноши желание самому ступить на дорогу служения Господу.

 

Юноша твердо решил для себя поступать в Одесскую духовную семинарию. Но прежде чем осуществить свою мечту, он отслужил в рядах Вооруженных Сил, женился, а в 1974 году успешно сдал вступительные экзамены.

В 1976 году Владимира Конончука рукоположили во диакона, в этом же году, в июле, возвели в сан иерея и направили служить в Свято-Петро-Павловский собор в г. Луганске.

-Это был мой первый приход, — вспоминает отец Владимир. – По тем временам я служил там долго – целых шесть лет… Познакомился с отцом Богданом Федькивым, который на ту пору был настоятелем собора, а потом и с отцом Василием Сомиком…

В судьбе каждого человека наступает время, когда жизнь как бы проверяет все его нравственные, духовные и деловые качества. Наверное, такой период в жизни отца Владимира наступил, когда он, будучи благочинным Краснолучского района, занимался восстановлением, а лучше сказать, строительством Свято-Троицкого храма в  пгт. Фащевка (храм в  поселке был построен в 1786 году; разрушен богоборческой властью в 30-е годы прошлого столетия).  Строительство нового храма началось  4 мая 1990 года и велось два года. Стройку неоднократно посещал владыка Иоанникий и выражал свое удовлетворение темпами работ.  3 сентября 1992 года строительство церкви завершилось. 4 октября 1992 года Свято-Троицкий храм был освящен.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Видимо, то горение и упорство, проявленные отцом Владимиром при строительстве храма, его умение разговаривать с людьми, вдохновить их на труд не остались не замеченными.  Правящий архиерей благословил отца Владимира на строительство в г. Луганске храма, где архиерейские торжественные богослужения могли бы  совершаться при большом стечении народа. Таким храмом должен был стать новый кафедральный собор. Владыка издал указ о том, что настоятелем этого собора является протоиерей Владимир Конончук.

— Вместе с владыкой мы поехали выбирать место под строительство собора, — рассказывает отец Владимир. – Нам приглянулся участок на пересечении  улиц Херсонской и Станкостроительной, где  располагался ничем не привлекательный сквер. Остановились. Вышли из машины. Пропели  молитву, и владыка благословил это место под строительство собора….

После обсуждения  вопроса о строительстве храма духовенство Луганской епархии вышло с предложением  к городским властям о передаче выбранного участка  под строительство нового собора в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Владимир Александрович Пантюхин, на ту пору председатель Луганского городского совета, человек глубоко верующий, отзывчивый, предложение епархии поддержал, и земля  была выделена.

Строительство собора началось с оборудования временного  храма.

Забегая вперед, отметим, что с учетом того,  что строительство собора будет делом дорогостоящим и весьма трудоемким, по благословению правящего архиерея было принято решение  о строительстве в первую очередь административного здания с внутренним храмом в честь святой великомученицы Екатерины. Строительство завершилось  в 1997 году.  Первую Божественную литургию в храме совершили  в престольный праздник в честь святой великомученицы Екатерины, а именно 7 декабря…

9 апреля 1993 года на месте бывшего сквера при  великом стечении народа и при большом числе духовенства Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром было освящено место возведения Свято-Владимирского кафедрального собора. Здесь же был установлен памятный крест. Отец Владимир вспоминает, что во время церемонии тучи, нависавшие над городом, неожиданно расступились и поток света хлынул на место, выбранное под строительство собора. Все присутствовавшие восприняли это как Божественное благословение на благое дело.

В мае 1996 года  был вынут первый ковш грунта из котлована под фундамент собора, а 25 сентября состоялся торжественный молебен с закладкой капсулы с указанием имен строителей, благотворителей и священнослужителей, принимавших участие в строительстве.

 

Только случайному прохожему, возможно, могло показаться, что стены храма растут сами по себе. Те же, кто принимал непосредственное участие в строительстве, знали подлинную цену каждому кирпичику или шлакоблоку и сколько сил необходимо затратить, чтобы стройка не останавливалась ни на сутки.

— Время было очень тяжелое. – Вспоминает отец  Владимир. – В стране не хватало наличных денег. Предприятия занимались бартером. И нам приходилось это воспринимать как норму. Так, к примеру, Алчевский меткомбинат пожертвовал нам долги Воронежского  цементного завода.  То есть, руководство предприятия пожертвовало нам цемент, которым за металл с ним рассчитывались воронежцы. Чтобы забрать этот цемент, мне пришлось ехать в Воронеж…

И все же отец Владимир вспоминает время строительства собора как, наверное, самое счастливое в его жизни.

Сегодня Свято-Владимирский кафедральный собор – это целый храмовый комплекс, который включает себя сам собор,  а также административный корпус, в котором расположены внутренний  храм в честь  святой великомученицы Екатерины и Богословский университет.

Несколько слов хочется сказать о святынях кафедрального собора. Это ковчег с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира – драгоценную святыню собору передал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.  Не мелеет людской поток к иконе Божьей Матери  «Скоропослушница», представляющей точный список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, написанный на святой горе Афон.  Всегда много прихожан перед иконой преподобной Ксении Петербургской и вышитой бисером большой иконой блаженной старицы Матроны Московской, другими почитаемыми в народе образами Спасителя, Богородицы, православных святых…

 Вместо эпилога. Слово о батюшках

Отец Василий Сомик, отец Богдан Федькив, отец Владимир Конончук…. Как много общего в  судьбах этих людей! Все трое вышли из глубоко верующих православных семей,  получив в детстве по образному выражению отца Богдана «закладку», которая впоследствии стала фундаментом твердой веры. Характеры всех трех  закалились во время службы в рядах вооруженных сил. Все трое получили духовное образование. У всех трех были мудрые духовные пастыри и наставники. Возмужав, они не сбились на скользкие тропинки светских искушений,  не погнались за  «смыслом жизни», в поисках которого проходит жизнь некоторых людей,   а твердо встали на дорогу служения Богу. Они видели цель и решительно шли к ее достижению. Эти люди всю свою жизнь посвятили  Святой Православной Церкви, и во многом благодаря им так ярко на небосклоне Луганской епархии засияли  три самых крупных ее звезды, три ее бесценных бриллианта: Свято-Петро-Павловский кафедральный собор, Свято-Николо-Преображенский  собор, Свято-Владимирский кафедральный собор.  И сегодня, в праздник Рождества Христова от всей души хочется пожелать этим батюшкам: дай вам Господь, дорогие наши, здоровья, бодрости, сил на многие, многие  и благая лета!

Редакция «Православной Луганщины»

НеплохоНормальноХорошоЗамечательноПревосходно (голосов: 2, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Ждем Ваш комментарий

Яндекс.Метрика