Рекомендованное

Откровение о блудном сыне. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк. 15, 11-32)

Второе подготовительное к Великому посту воскресенье издревле посвящено в Церкви евангельской притче о блудном сыне. Вот как излагает ее Евангелие от ...

Читать далее

Преображенная святыня: 73 года Никольскому храму в Ровеньках 

«где сокровище ваше, там и будет сердце ваше» (Мф. 6,21) 14 августа сего года исполнится 73 года с того дня, когда православные ...

Читать далее

Главная задача священника - привести ко спасению людей

На одной  выцветшей от времени фотографии изображены несколько холмиков свежих могил, а за ними – люди в шинелях. За спинами ...

Читать далее

Студенты ЛГПУ отпраздновали День православной молодежи

Команда студентов из Луганского государственного педагогического университета (ЛГПУ) приняла участие в культурно-образовательном проекте Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных учёных». ...

Читать далее

Колокольный звон Веселой Горы

28 июля весь православный мир устремился в древнюю столицу Киевской Руси – град Киев, где широко отмечались исторические события 1025-летней ...

Читать далее

А настоятель молится

Рядом со строительным вагончиком, переделанным под маленькую церквушку с небольшим куполом и крестом над ним строился большой каменный храм. Долго строился. ...

Читать далее

Что нужно знать о Сретении Господнем?

Праздник Сретения Господня Православная Церковь отмечает 15 февраля. Что значит слово «Сретение»? Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, ...

Читать далее

Вселенские учители (+МОЛИТВА святителям)

 12 февраля Православная Церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Вселенских – имеющих значение ...

Читать далее

Века переживший храм

Самому древнему на луганщине деревянному храму более 230 лет. Деревянная церковь простояла практически в первозданном виде более двух веков. И ...

Читать далее

Да укрепится сила уз духовных!

   Как свидетельствует Священное Писание, Иисус Христос является «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. ...

Читать далее


Протоиерей Александр Авдюгин о войне, творчестве и новой книге.

Жанр приходских историй сейчас очень популярен. Милые, трогательные, подчас смешные, порой ироничные. Их герои узнаваемы, оттого понятны и близки сердцу. Протоиерей Александр Авдюгин стоял, что называется, у истоков этого направления. Его книга «Отец Стефан и иже с ним» стала любимой у многотысячной аудитории, которая ждет продолжения приходских историй.


– Отец Александр, в Издательстве Сретенского монастыря готовится ваша новая книга. О чем она?

– Я пока даже не знаю ее названия. Надеюсь на редактора и издательский отдел, на их творческую опытность и умение находить главное и основное во всем многообразии тем, которые поднимаются в этой книге. Хотя цель рассказов, историй, воспоминаний и «размышлизмов» одна: увидеть, как прекрасен человек, в вере пребывающий или к ней стремящийся. Это каждый может увидеть, взглянув в глаза тех, кто отходит после Причастия от Чаши. Даже слов не надо. Все глубины души человеческой откроются, вся красота, Богом созданная, видна, хотя внешне обыкновенность и повседневность.

Каждый молящийся прихожанин или просто заходящий в храм, потому что «душа просит», и даже тот, кто утайкой крестится, проходя мимо храма, особенен и неповторим. Мы стадо Христово, но каждая овечка – полный эксклюзив. Помните притчу евангельскую, когда пастух оставляет все стадо и идет искать заблудшую? Это же нелогично по всем критериям! Но мы, православные, вообще не по логике живем и никогда не превратимся в единую массу, тупо исполняющую команды «свыше». Не будет «скованных одной цепью», как и маршировать в мясорубку, наподобие детей в рок-опере Pink Floyd «The Wall», для нас невозможно. К Богу каждый своей дорожкой топает. Именно об этом книжка.

  – Для меня «Отец Стефан и иже с ним» – это проповедь Христа и призыв к тем, кто еще этого не сделал, прийти в Церковь. Прихожане почти любого храма узнают в ваших героях себя. Для тех, кто пока далеко от Церкви, это документалистика, опровергающая чрезмерную роскошь храмов и богатство попов. Что стало определяющей целью для вас, когда садились за бумагу и брали ручку?

– Ручкой нынче никто не пользуется. Боюсь, что придет время, когда и слово «написал» станет архаичным, будет: набрал или наговорил…

«Отец Стефан» – образ собирательный, но события, в которых ему приходится участвовать, имеют и временную, и географическую привязку. Так что без «баек» обошлось, хотя в некоторых ситуациях «художественный вымысел» имеет место быть. Дабы определить «определяющую цель», надобно небольшое предисловие.

Дело в том, что тяга к изложению того, что увидел, что думаю и как понимаю, – давняя. Со временем появилось желание увидеть написанное напечатанным. Это желание стало особо необходимо после рукоположения в 1990 году. Тогда священники были в диковинку, слово о вере в мирской прессе практически не звучало, даже просто кратенькая информация о церковных событиях и праздниках была востребована, а до интернета в современном его виде было еще далеко.

Так что первые «пробы пера» появились в городских газетах (наш шахтерский городок Ровеньки насчитывал в то время около 80 тысяч жителей), а затем и в луганских изданиях. Первая же «серьезная» книжка вышла в московском издательстве «Лепта» в 2009 году, затем еще несколько, как в Киеве, так и в Москве.

«Отец Стефан» родился из дневниковых заметок о событиях, случившихся как со мной, так и с моими друзьями – священниками-сослужителями. Мне хотелось показать, что священник – это не тот, кто работает, а кто именно служит. Служба же наша, даже со всеми трудностями, преткновениями и искушениями, всегда находится в парадигме Христова призыва: «Радуйся!». Да и как иначе, если даже при трагических обстоятельствах, при, казалось бы, безвыходной ситуации у нас всегда есть надежда и уверенность в помощи Божией. Нам вообще, как это пафосно и ни звучит, вечная жизнь рекомендована.

Мне хотелось показать, что служение наше всегда в парадигме Христова призыва: «Радуйся!»

И еще одна причина «писательства». Прекрасно помню рассказы и исповеди бабушек сельского храма в годы, когда Православие возрождалось. Именно тех прихожанок, которые, в принципе, и сохранили веру в своих градах, весях, кто к закрытому храму молиться приходил, а когда храм сносили, на его месте акафисты читал.

Я тогда, только получивший сан, восхищался образностью, глубиной, а часто и красотой речи прихожанок. В этой речи не было так называемых «церковных стандартных формул», столь ныне распространившихся. Никто не говорил что-то типа «меня, батюшка, искушают» или «согрешил вольно и невольно». Был просто сокрушенный рассказ о собственных горестях и радостях, иногда столь яркий, что картинка сама рисовалась и ответить было проще, если вопрос возникал. Оттого, кроме Стефана, в прошлой книжке много практически документальных рассказов о моих прихожанах.

Мне хотелось показать, что служение наше всегда в парадигме Христова призыва: «Радуйся!»

К сожалению, в связи с нашими нынешними реалиями подавляющая часть моих книг продается в России, причем это связано и с войной, и с реалиями, от нее изошедшими. К примеру, я не смог провезти на территорию Луганщины пару сотен экземпляров «Отца Стефана и иже с ним», так как их просто не пропустила таможня, а «растомаживать» собственную книгу – это не по моему карману.

– Ваша книга стала победителем в номинации «Лучшее художественное произведение» конкурса изданий «Просвещение через книгу» – это особая честь. Ожидали, что так высоко ее оценят?

– Не ожидал. Даже мысли подобной не возникало. Но оказалось, что в столице есть наши православные писатели и пишущие священники, которые прочли, оценили и рекомендовали. На вручении Патриаршей премии в храме Христа Спасителя в Москве митрополит Калужский и Боровский Климент только поблагодарил за книгу и вручил награду, и я понял, что он ее внимательно прочел. Это подтвердилось. Через несколько дней после этого знакового торжественного события в моей жизни вышло интервью владыки в «Вечерней Москве». Сохранил я в памяти – своей и компьютерной – добрые его слова: «В книге протоиерея Александра есть рассуждения о современности, которые автор называет “размышлизмами”. Независимо от возраста, вашему знакомому или родственнику будет интересно прочесть их, возможно – поспорить с автором или согласиться с ним».

– Вот уже 6 лет Украина, ее юго-восточная часть живет в войне. Стала ли молитва жарче у вас, когда понимаешь, что жизнь может оборваться от пули в любой момент? Обострились чувства?

– Слава Богу, наш город война задела «по касательной», лишь в начале открытых военных действий самолет украинский город атаковал, да в августе 2014-го «Точка У» (есть такая ракета баллистическая) к нам летела – не долетела. Сбили ее на подлете, хотя убитые и раненые были, в том числе и ребенок. Но что такое гудящая от взрывов земля, пустой город, не работающая связь и люди с пластмассовыми баллончиками и флягами, надеющиеся хоть где-то воды набрать, запомнится на всю жизнь. У нас это уже рубеж «до войны» и «после войны».

Знаете, что еще страшно, даже если не взрывается и не стреляется? Это когда летним вечером идешь по городу, а в нем тихо. Вообще тишина. Полная. Все с тобой, даже незнакомые, здороваются, а страх не уходит, усиливается… Только позже понял почему. Детей вокруг нет. Никаких. Представьте: город летний, все вокруг благоухает, цветет – а детских голосов и смеха нет.

Представьте: город летний, все вокруг благоухает, цветет – а детских голосов и смеха нет. Вот что страшно!

Сейчас фронт далековато, аж в 60 км от нас, но тревога постоянная, да и много тех, даже среди наших прихожан, кто и сейчас в блиндажах и окопах. Мой же первый сельский приход война задела реально. В прошлой книге есть несколько рассказов о тех событиях, да и в новой будут. Так что не только «чувства обострились» – появились такие, о которых и не предполагал.

 – Можете отметить, что больше людей принимают сейчас Таинство Крещения? Становятся ли захожане прихожанами? На войне ведь нет атеистов…

– Крестились у нас и ранее практически все: край шахтерский, смерть рядышком ходит. Прихожан же стало больше. И главное, даже во время, когда война рядышком, количество молящихся не уменьшалось. Мы в те дни часто крестными ходами по городу ходили, Бога просили войну прекратить, Богородицу умоляли «покрыть нас от всякого зла честным Ее омофором». Так вот, если в мирные дни наши крестные шествия некоторых раздражали, особенно водителей, то в то военное лето они останавливали машины и автобусы, на колени становились и с нами, как умели, молились. Я недавно в facebook небольшое воспоминание выложил. Вот оно:

Представьте: город летний, все вокруг благоухает, цветет – а детских голосов и смеха нет. Вот что страшно!

«В Луганске, в храме преподобного Сергия Радонежского, под обстрелом люди молились в подвальном помещении. Литургия закончилась, к кресту подошли, молитвы после Причастия выслушали, и как только разошлись, прилетает ракета из “Града”, пробивает бетонную крышу, вонзается в половое покрытие храма, шипит и не взрывается. И что? На следующей службе людей в храме намного больше было».

Господь защищает. Да и помирать с Ним легче.

Атеистов же на войне действительно не бывает. Это я ответственно заявляю. Слишком много моих прихожан, друзей и знакомых чрез нее прошли и сейчас на ней находятся.

С протоиереем Александром Авдюгиным

беседовала Наталья Шатова

Другие материалы протоиерея Александра Авдюгина