Рекомендованное

Смысл и значение 5-й Недели Великого поста

5 неделя (18 апреля) — преподобной Марии Египетской. История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост ...

Читать далее

Что такое Суббота Акафиста?

Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, ...

Читать далее

Сельские будни Новосветловского благочиния

О жизни приходов и как протекают приходские будни – об этом вниманию дорогого читателя мы предлагаем беседу с благочинным Новосветловского ...

Читать далее

Можно ли быть хорошим человеком без веры в Бога?

«Я  в Бога не верю, но ничего плохого  не делаю» - знакомая фраза, не правда ли? Не менее известна и другая: ...

Читать далее

Все о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение в 2021 году празднуется 7 апреля. Дата этого праздника постоянная, в отличии, скажем от даты празднования Пасхи. В этот ...

Читать далее

Легендарный атаман Матвей Платов

Среди самобытной природы Слобожанских степей, в Антрацитовском районе ЛНР расположено село Боково-Платово. Его жители, а особенно старожилы, могут рассказать немало ...

Читать далее

Устоять против чужого влияния! (СОЦОПРОС)

День мученической смерти святого Иоанна Предтечи вспоминается Православной Церковью 11 сентября (29 августа ст. ст.) и называется днем Усекновения главы ...

Читать далее

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, - гласит пятая ...

Читать далее

Архимандрит Иоанн: Надеюсь, монастырь станет духовным оплотом православия нашей епархии

В дни Великого поста об истории и жизни единственного в Республике мужского монастыря ЛИЦ рассказывает игумен Свято-Вознесенской обители архимандрит Иоанн ...

Читать далее

Природа смеха: во благо или на погибель

Есть «время сетовать» и «время плясать» (Еккл.3:4). Гомерический смех. Смех сквозь слезы. Неумеренный смех  - потакание человеческой падшей природе. И ...

Читать далее


Наполненный множеством глубочайших смыслов Праздник Преображения Церковь отмечает уже практически на излете лета, 19 августа. По-древнегречески «преображение» –   μεταμόρφωσις (metamorphōsis), т.е. «превращение», «изменение». Отсюда, кстати, и известное слово «метаморфозы». По латыни то же слово – transfiguratio, т.е. тоже перемена образа, фигуры, вида.

Это день «света без пламени», потому что в преддверие осени лето уже не такое жаркое, как в июле. Как писал Борис Пастернак, 

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!

Что же это было за изменение или превращение, которое вспоминается в этот праздник? О нем рассказывают три евангелиста, Матфей, Марк и Лука.

После того как Иисус предсказал, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царства Божия, пришедшего в силе» (Мк.. 9, 1), Он берет с собой на высокую гору Фавор (в Галилее, к югу от Назарета) апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Предсказание Его указывает как на Его Преображение, так и на Его будущее Воскресение и Вознесение.

На горе Фавор Он является апостолам в нетварном Свете. Как описывают евангелисты, лицо и одежды Его сделались белыми и сияющими. Также рядом с Иисусом оказываются Моисей и пророк Илия, которые беседуют с Ним «о Его исходе, который предстояло совершить Ему в Иерусалиме» (Лк. 9, 31)

Бог явился апостолам в Своей Славе, преобразившись. Символика света крайне важна для Священного Писания. Например, в Ветхом Завете Бог ведет иудеев за собой по пустыне, днем – в столпе облачном, ночью – в стопе огненном. Или псалмопевец про свет говорит: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться?» (Пс. 26, 1).

Христос просиял на Фаворе и явился в Свете, потому что Он и есть Бог: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).

Однако там, на Фаворе это был лишь краткий миг истины, в свете которого надо потом пытаться держаться и устоять. Апостолам так стало хорошо на горе в момент Преображения перед лицом Славы Христа, что Петр сказал Иисусу: «Наставник, хорошо нам здесь быть, сделаем три шатра: один Тебе, и один Моисею, и один Илии» (Лк. 9, 33). И дальше евангелист прибавляет очень важные слова про Петра – «не зная, что он говорит» (Лк. 9, 33). Дело в том, что Иисус повел апостолов на Фавор в преддверие Своей крестной муки, чтобы укрепить их перед самыми страшными днями, которые им предстояло пережить. Он на краткое время показал Cвоим ученикам, что Он не просто новый учитель добра и великий проповедник, а настоящий Сын Божий, о чем и засвидетельствовал голос Бога из облака: «Это Сын Мой Возлюбленный, на Ком Мое благоволение: Его слушайте» (Мф. 17, 5). Но потом Христос сошел с Фавора, чтобы идти на Голгофу.

Что же касается того, почему праздник Преображения еще называется у нас Яблочным Спасом, то объяснение этому следующее. В Греции и Италии этот праздник приходился на окончание сбора винограда, и Преображение стали совмещать с благодарственным молебном Богу за дарование «плодов земных», принося на освящение в храмы виноград. В северной же России, где виноград не растет, его заменили яблоки.

Источник