Рекомендованное

Смысл и значение 5-й Недели Великого поста

5 неделя (18 апреля) — преподобной Марии Египетской. История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост ...

Читать далее

Что такое Суббота Акафиста?

Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, ...

Читать далее

Сельские будни Новосветловского благочиния

О жизни приходов и как протекают приходские будни – об этом вниманию дорогого читателя мы предлагаем беседу с благочинным Новосветловского ...

Читать далее

Можно ли быть хорошим человеком без веры в Бога?

«Я  в Бога не верю, но ничего плохого  не делаю» - знакомая фраза, не правда ли? Не менее известна и другая: ...

Читать далее

Все о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение в 2021 году празднуется 7 апреля. Дата этого праздника постоянная, в отличии, скажем от даты празднования Пасхи. В этот ...

Читать далее

Легендарный атаман Матвей Платов

Среди самобытной природы Слобожанских степей, в Антрацитовском районе ЛНР расположено село Боково-Платово. Его жители, а особенно старожилы, могут рассказать немало ...

Читать далее

Устоять против чужого влияния! (СОЦОПРОС)

День мученической смерти святого Иоанна Предтечи вспоминается Православной Церковью 11 сентября (29 августа ст. ст.) и называется днем Усекновения главы ...

Читать далее

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, - гласит пятая ...

Читать далее

Архимандрит Иоанн: Надеюсь, монастырь станет духовным оплотом православия нашей епархии

В дни Великого поста об истории и жизни единственного в Республике мужского монастыря ЛИЦ рассказывает игумен Свято-Вознесенской обители архимандрит Иоанн ...

Читать далее

Природа смеха: во благо или на погибель

Есть «время сетовать» и «время плясать» (Еккл.3:4). Гомерический смех. Смех сквозь слезы. Неумеренный смех  - потакание человеческой падшей природе. И ...

Читать далее

«где сокровище ваше, там и будет сердце ваше» (Мф. 6,21)

14 августа сего года исполнится 73 года с того дня, когда православные верующие города Ровеньки купили за свои средства домостроение на улице Карла Маркса и обратились в Совет по делам религий при Ворошиловградском облисполкоме с просьбой разрешить им открыть молитвенный дом.


1948 год – время послевоенное. Раны недавней войны были еще реальной повседневностью. Шло восстановление промышленности Донбасса. Отношение к Церкви у власть предержащих после военного лихолетья было не столь враждебным, как в последующие «хрущевские» годы. Да и не успела выветриться еще у коммунистического руководства память о той великой позитивной роли, которую сыграла в разгроме фашизма вера православная.

Разрешение на открытие молитвенного дома было дано. Престол которого, по благословению епископа (впоследствии архиепископа) Сталинского (Донецкого) и Ворошиловградского Никона (Петина), был освящен в честь святителя Николая Мир Ликийских чудотворца. Основанием для такого наименования прихода стало то, что до 1930 года в Ровеньках был храм, освященный именно в честь этого всемирно почитаемого святителя Православия.

Историческая справка:

«Никольская церковь слободы Орлово-Ровенецкой построена в 1804 году, тщанием жены генерала-майора Екатерины Дмитриевны Орловой, каменная. Престолов в ней два: главный – во имя Святителя Николая, а с северной стороны – во имя Рождества Богородицы»
(«Ведомости Новочеркасской епархии и Миусского сыскного начальства» 1829 год)

«Церковь в слободе Ровенецкой каменная, однопрестольная, во имя святителя Николая Чудотворца, заложена 23 мая 1798 года, а освящена 21 августа 1804 года, устроена на средства войскового Атамана Василия Петровича Орлова».
(«Сборник областного Войска Донского» 1907 год)

«Ровеньковская церковь святителя Николая… была похожа на Успенский храм Одесского мужского монастыря. Крытая листовым железом, с большой колокольней и каменной оградой, храм производил величественное впечатление… В двух небольших церковных зданиях была приходская школа с двумя классами – мужским и женским. Обучалось в школе более 200 учащихся всех городских сословий.

125 лет молились в Никольском храме купцы и мещане, крестьяне и казаки, слобожане и мастеровые… В 1930 году в «безбожную пятилетку» храм  был закрыт, а после освобождения от оккупации снесен. Ныне на его месте располагается средняя школа и мемориал героям-молодогвардейцам».

(«Храмы Ровеньковского благочиния» «Пресса» Кр.Луч. 2000)

Практически сразу же после открытия храма был организован Ровеньковский благочинный округ, хотя в первые годы своего существования службы совершались в молитвенном доме лишь на праздники приезжими священниками. Первым настоятелем и благочинным округа стал протоиерей Пантелеимон Ермолов. С 1949 по 1951 год в Ровеньках настоятельствовал протоиерей Василий Голубовский.

В годы, когда отношение власти к Церкви и Православию стали откровенно негативными и делалось все возможное, чтобы лишить верующих возможности молиться и прибегать к спасительным Таинствам, Никольский храм остался единственным действующим православным приходом в округе. Все ближайшие церкви были закрыты. Именно из-за атеистической политики молитвенный дом, в официальных документах, так и не назывался «церковью». Лишь в 1967 году, впервые в архиерейских Указах стал упоминаться «Свято Никольский храм города Ровеньки».

Для горожан Свято-Никольская церковь с первого дня своего служения была храмом. Именно поэтому содержалось здание церковное в чистоте, порядке и скромном благолепии. Несмотря на непрекращающуюся череду смен настоятелей храма, а это происходило практически каждый год, приходским труженикам и верующим хватало средств для содержания при церкви штатных диаконов и псаломщиков, что в те времена были исключительной редкостью.

«Многое пришлось претерпеть приходу. И неусыпный контроль властных структур, и бесконечное смещение и перемещение священства, особенно тех, кого чтили и любили. Проповеди священники писали в трех экземплярах и только после их «одобрения» в партийных и советских кабинетах могли произнести их с амвона. Церковные старосты «утверждались» в тех же кабинетах, куда вызывались и по поводу и без повода, для отчета и внушений. Треть дохода забирало атеистическое государство из церковной казны и ежемесячно требовало внушительных взносов в различные фонды и организации. Не секрет, что знаменитый Фонд Мира был на содержании Православной Церкви. Милицейским оцеплением в дни великих праздников отвечала власть на стремление людей к Богу»

(«История храмов Ровеньковского благочиния» стр. 10-11)

Выстоял приход верою и молитвою и не только выстоял, но и продолжал украшаться и перестраиваться, хотя даже на установку ворот в церковной ограде надо было собирать несметное количество подписей и разрешений. Крах властного стремления «показать последнего попа по телевизору» и заставить народ забыть свою историю, традиции и веру лучше всего показывают документы Совета по делам религий, организации созданной именно для ликвидации Православия. Вот докладная записка уполномоченного в Луганский областной Совет: «Посещение на Пасху верующих церкви в городе Ровеньки в 1, 2, 3 дни 1970 года.

1 день -9300 человек.

2 день – 1900 человек.

3 день 1300 человек.

Всего 12500 человек»

Даже если поверить в правдивость этой информации, а она, в те годы в подобных случаях, значительно занижалась, для 45 тысячного города такая посещаемость богослужений в светлые дни Воскресения Христова говорит сама за себя. Четверть населения шахтерского города пришло в храм Божий.

Годы недавней церковной истории неузнаваемо преобразили главный храм города. Начало этого преображения – середина 80-х годов прошлого столетия.

К 1000-летию Крещения Руси политика государства к Церкви существенно изменилась. В эти годы Никольский приход возглавлял протоиерей Роман Шукало, ныне митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. При его настоятельстве пополнился храм святынями и утварью, был сооружен купол и церковная ограда, обустроена территория. Продолжил труды во благо Церкви и недолго настоятельствующий в Никольском храме протоиерей Иоанн Рыбальченко (+1999). При настоятеле протоиерее Николае Гоцкалюк (+2011) на территории церкви были построены капитальные здания: «крестилки» и «просфорни».

В мае 1989 года митрополитом Одесским и Херсонским Сергием (Петровым +1990) главою Свято-Никольского прихода назначен иерей Григорий Устименко (ныне протоиерей и благочинный Ровеньковского округа и секретарь Ровеньковской епархии). Это назначение совпало с началом возрождения Православия в нашем шахтерском крае. Точкой отсчета для Никольского храма в последующих благодатных переменах стал святительский визит в Ровеньки нового правящего архиерея, воссозданной Луганской епархии, митрополита (в те годы епископа) Иоанникия.

За четверть века несказанно изменился Свято-Никольский храм. Это не только изменения внешние. Много преобразилось и внутренне: богослужения проходят каждый день, окрыта воскресная школа, появились многочисленные святыни, проводится социальная и благотворительная работа, которые стали естественной и неотъемлемой частью сегодняшнего прихода.

С 1993 года Никольский храм становится центром Ровеньковского благочиния, которое сегодня насчитывает 16 приходов.

Сам храм украшен новой колокольней, большим золоченым куполом, построены подсобные помещения, в «крестилке» освящается придел в честь Почаевской иконы Божией Матери. В 2008 году начата генеральная реконструкция всего храмового здания.

Ныне Свято-Никольская церковь, по существу, совершенно новое здание, а осталось в нем и искренняя вера, и уютность, и благодатный молитвенный настрой. Недаром, даже после появления в городе новых, типовых храмов Никольский не потерял своих прихожан.

По-прежнему едут к Николе Чудотворцу из разных районов города, из шахтерских поселков и окрестных сел верующие.

В послании к Коринфянам апостол Павел называет христианскую общину «строением», себя – «строителем», а основанием — Христа: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» (1 Кор. 3: 11).

Осознавая, что только Господь находится в начале всех Начал, нельзя не сказать благодарное слово о тех «труждающихся во святем храме сем», о которых мы молимся за Богослужением. Несомненно, надо отметить непреходящую роль бессменного настоятеля Свято-Никольского храма, благочинного Ровеньковского округа митрофорного протоиерея Григория Устименко.

Его труды в построении новых храмов, обязанности благочинного округа, а ныне и епархиальные послушания, как секретаря, созданной в этом году Ровеньковской епархии, отнюдь не угасили заботы  о церкви святителя Николая. В храмовом благолепии дня нынешнего большая доля молитв и деяний протоиерея Григория Устименко.

Цель, ради которой Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес из мертвых – это спасение всех людей, их обожение. А Церковь — это место спасения. Она, как любящая мать, прилагает заботу не только об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности. Храм Николая Чудотворца в шахтерском городке Ровеньки, что на Луганщине, имеет богатую и давнюю историю и, милостью Божию, молитвами верных чад православной Церкви он и поныне несет свою миссию: ведет верующих к Богу.

Протоиерей Александр Авдюгин

Из архивов ПЛ2013, Сентябрь