Рекомендованное

О Крещенской воде и можно ли купаться в проруби

  Святая Крещенская вода Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, ...

Читать далее

Что нужно знать о Крещении Господнем?

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн ...

Читать далее

«Православная Луганщина» Октябрь-Ноябрь, 2020, №6(64) (Читать номер полностью)

⇒ИЛИ ЖМЕМ СЮДА, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ⇐ Уважаемые читатели, братья и сестры, у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни ...

Читать далее

Что загадать на Новый год?

Всем хорошо известна добрая сказка «Волшебник Изумрудного города», в которой герои просили у волшебника исполнения своих заветных желаний: дровосек мечтал ...

Читать далее

Устраивать ли праздник среди поста?

Этот вопрос возникает каждый год. Не обязательно, если ты православный, закрыться в своей квартире и ни с кем не общаться, ...

Читать далее

Можно ли верующему отмечать Новый год, который приходится на Рождественский пост?

Однозначного ответа здесь, наверное, не может быть в принципе. Церковные правила не запрещают верующим людям в постные дни собираться за ...

Читать далее

«Скорый помощник»

«Святителю отче Николае, моли Бога о нас», — нет, наверное, такого верующего, который бы не произносил эти слова в трудную ...

Читать далее

«Зов сердца» диктует созидать…

Вы уже успели заметить, что в церковь в наше время ходят люди среднего и преклонного возраста, нежели молодые парни и ...

Читать далее

Необоримая сила Крестного хода

В рамках празднования 1025-летия Крещения Руси в благочинных округах Луганской епархии проводятся Крестные ходы. 18 мая на праздник иконы Божией ...

Читать далее

Будь камнем преткновения

Года три назад у себя в блоге livejournal я попытался, изначально в шутливой форме, сформулировать правила поведения священника в интернете. ...

Читать далее


Ответ непрост и прост одновременно. Прост, потому что известно, что причащение – центр жизни христианина.

Об этом вспоминает в одном из писем св. Василий Великий (IV век): «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос говорит: «кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную». …Все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин, по большей части, имеет причастие у себя дома, и сам себя причащает, когда хочет».

А непросто, потому что уже несколько последних столетий прихожане привыкли причащаться крайне редко – раза четыре в год. Труды таких праведников, как святого Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия (Брянчанинова), афонских подвижников ХХ века привели к евхаристическому возрождению. Стало распространенным обычаем причащаться раз в две недели или раз в неделю.

Но понимаем мы причащение сегодня не как актуализацию нашего пребывания в Церкви (=я член Церкви, один из всех, поэтому причащаюсь как можно чаще), а как средство личного освящения, оздоровления духовного и телесного.

Сегодня многие считают, что причастие надо заслужить хорошим поведением. Вероятно, эти люди не читали вдумчиво молитвы ко причащению, где прямо говорится, что мы никогда в жизни не будем достойными причащения и причащаемся для очищения своей души:

«Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: “Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.” Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, — в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, — не в осуждение» (молитва святителя Василия Великого).

Впрочем, не на пустом месте появился такой обычай и в нем есть разумное зерно. Причащение никогда не было доступно всем, приходящим в храм, а только верным, стремящимся открыто жить по заповедям Божиим. До причащения не допускались кающиеся в тяжелых грехах, пропускающие молитву в храме более трех воскресений подряд и т.п. Стремление хотя бы изредка ощутить себя верным, не заглушать голос совести, обличающий нас совсем не в христианском образе жизни, побуждает и добровольно отказываться от ежедневного причащения как символа нашего истового стремления к безупречной перед Богом жизни.

Редакция «Православной Луганщины»