Радостного всем поста! Готовимся к зимней Пасхе

Рекомендованное

Память святых отцов VII Вселенского Собора (787)

25 октября - память святых отцов VII Вселенского Собора (787). В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. ...

Читать далее

Последняя надежда. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк. 7, 11-17)

Сегодняшнее Евангелие представляет нам два образа предельного человеческого горя: вдовства и лишения единственного сына. Женщина, которую встретил Христос во вратах ...

Читать далее

Нужно ли быть христианином? И если нужно, то зачем?

Тут есть, пожалуй, один-единственный ответ. Он заключается в следующем: человек всегда стремится к Богу. Нормальное состояние человека — в той ...

Читать далее

  Батюшкин сон

Всем известно, что каждый наш сон из трех источников происходить может. Первый, который не частый, добрый, раздумья вызывающий и лишь ...

Читать далее

Преподобный Амвросий Оптинский: звезда на небосводе Божьем

23 октября – день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Церковь прославила огромное количество святых, угодивших Богу своей праведной жизнью. Наверное, сколько звезд ...

Читать далее

Причины неверия (Из статьи «Человек с богом, но без Бога»). Ч.3

Ибо любые рассуждения атеистов о Боге или о религиозной идее порождается самой этой идеей, лежащей неизгладимой печатью в глубине их души, ...

Читать далее

Ученик Христа: апостол Иаков Алфеев

Память апостола Иакова Алфеева Православная Церковь чтит 22 октября. Об этом апостоле из числа Двенадцати практически ничего не известно. Мы знаем, ...

Читать далее

Господь строит через наши руки

5 января 2013 года была образована Ровеньковская епархия с более чем ста приходами. Так же,  как и в Луганской епархии, ...

Читать далее

Быть руководителем – значит, служить своему народу

Кому много дается, с того много и спросится, говорится в Святом Писании. Быть первым руководителем области – это честь или ...

Читать далее

Святые мученики Киприан и Иустина

15 октября – память священномученика Киприана и мученицы Иустины. Этим святым верующие молятся как помощникам в противостоянии и ограждении от ...

Читать далее


Начался Рождественский пост. Наверное, самый сложный пост в годовом церковном круге, хотя он не так строг, как Великий, предшествующий Святой Пасхе. Сложность в том, что именно на последнюю неделю этого поста припадают новогодние праздники, к которым мы так привыкли и без которых многие из нас и не мыслят свою жизнь.

Беда в том, что сложившийся в обществе светский образ любого поста действительно приводит в уныние не только невоцерковленного человека, но даже тех, кто считает себя прихожанами. Именно это неверное представление о буднях и правилах постовых дней раз за разом вытаскивает на «свет Божий» не существующую для Церкви календарную проблему. Озвучивают, чуть ли не требование «посмотреть» на католиков, Рождество у которых празднуется до календарного Нового года.

Это, по всей видимости, и наше упущение, что слишком мало мы говорим о внутреннем содержании постовых дней, что за знаменитым пожеланием достойного постового подвига забываем основное добавление: «Радостного вам поста!».

Да, пост эта аскеза. Это ограничение телесных и душевных требований нашего грешного «я», но ведь за этими, по сути, очень скромными и небольшими, запретами не только радость грядущего Праздника, но и собственное внешнее, и внутреннее преображение.

Простите за сравнения, но посмотрите, как радуется выздоровевший больной, которого не только диетой лечебной досаждали медики, но еще и проводили крайне неприятные процедуры, и болезненные операции. Или иной пример, для женского здоровья особенно актуальный: борьба с лишним весом. Да по сравнению с теми запретами и ежедневном меню, что данная борьба предполагает, наши постовые телесные ограничения просто «мелочь». Вот только сочетания духовного и телесного, к сожалению, данная борьба не предполагает…

   Да, пост эта аскеза. Это ограничение телесных и душевных требований нашего грешного «я», но ведь за этими, по сути, очень скромными и небольшими, запретами не только радость грядущего Праздника, но и собственное внешнее, и внутреннее преображение.

К любому празднику, будь он церковный или светский необходима подготовка. В православном годовом богослужебном круге Рождество Христово по своему величию и торжественности можно назвать зимней Пасхой. Чувство благоговения перед тайной Рождества Спасителя в Вифлееме заставляет христианина задуматься о том, как достойно себя подготовить к этому великому празднику. В молитвенной жизни Церкви тайна воплощения равняется тайне воскресения из мертвых, а церковный календарь указывает границы и содержание Рождественского Поста, напоминающего содержание Великого Поста.

Рождественский Пост длится сорок дней (начинается он 28-го ноября и кончается в ночь под Рождество 6-го января), и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Он называется также Филипповым постом, потому что берет начало после 27 ноября — дня памяти святого апостола Филиппа.

За этот период наблюдается восхождение напряженности, нарастание ожидания праздника: за пять дней до него, 2-го января, начинается пятидневное «предпразднство» наподобие Страстной седмицы, со своими богослужебными особенностями, а канун праздника, «Сочельник», 6-е января, полностью обособляется по примеру Великой пятницы. Этот день в просторечии называется «Сочельник», а вернее – «Сочевник», от слова «сочиво», что значит — отварная пшеница, которую вкушают в знак строгого поста пред этим великим праздником.

В наших городах и весях сочиво часто называют «кутя» и есть благочестивая традиция носить эту пищу своим крестным родителям, бабушкам и дедушкам.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На Соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Рождественский пост освящает последнюю часть года. Это таинственное обновление духовного единения с Богом и приготовление к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении, и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

Этим постом мы очищаем себя воздержанием, покаянием и молитвою, чтобы в чистоте сердечной, душевной и телесной благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия. Рождественский пост кроме обычных даров и жертв, приносит родившемуся Христу наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен, не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Этим постом мы очищаем себя воздержанием, покаянием и молитвою, чтобы в чистоте сердечной, душевной и телесной благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия. Рождественский пост кроме обычных даров и жертв, приносит родившемуся Христу наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Согласно Уставу в пост не полагается есть мяса. Рыбу можно есть по воскресениям и субботам, в день Введения Божией Матери в Храм (4-го декабря) и по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; а в понедельник, среду и пятницу — только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например — в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу. В приходской практике допускается послабление поста: рыба и вино благословляется во все дни кроме среды и пятницы (до начала предпразднства Рождества Христова — 2 января).

От 2 января до 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Церковь.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и вредным: если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий.

Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Умеренное употребление постной пищи и пития ослабляет в людях страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодро выполнять его требования.

Пост — время самоанализа, возможность взглянуть на себя как бы из-за пределов собственного «я». Пост — это удивительный духовный опыт, дающий нам ощущение пути и цели. И основа покаяния — осознание греха как такового и искреннее желание избавиться от него, то есть стать лучше, чище, человечнее.

Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

В Рождественский пост и одиннадцать дней последующих за ним святок не совершаются венчания.

Не надобно забывать, что пост дело личное и только нам он нужен. Богу пост не надобен. Ему нужна наша духовная и телесная чистота, без которой соединения с Ним невозможно.

Меру поста определяет себе сам человек. Это далеко не ересь. Есть правило, есть рекомендации, а есть личная возможность, да и зацикливаться только на еде не надо. Пост со своим самочувствием должен быть согласован, как и с врачом, так и со священником.

   Пост — время самоанализа, возможность взглянуть на себя как бы из-за пределов собственного «я». Пост — это удивительный духовный опыт, дающий нам ощущение пути и цели. И основа покаяния — осознание греха как такового и искреннее желание избавиться от него, то есть стать лучше, чище, человечнее.

Хорошо, конечно, если есть духовник, который знает твою меру поста и реально представляет, что нужно для твоего преображения, но если его нет, то налагать постовые бремена следует в той мере, которые ты можешь реально понести. Слишком часто установив для себя собственный «постовой устав» мы с ним не справляемся и в результате вообще бросаем поститься.

Не качество пищи мера поста, не ее калорийность и разносолье, а умение воздержаться от лишнего и не нужного. Научишься в дни постовые обходиться только необходимым, заставишь себя побороть собственные греховные наклонности и страсти, тогда и для тебя Рождество Христово станет не только праздником церковным, но и твоим личным торжеством.

Радостного Вам поста!

протоиерей Александр Авдюгин

НеплохоНормальноХорошоЗамечательноПревосходно (голосов: 7, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Ждем Ваш комментарий

Яндекс.Метрика