Рекомендованное
KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Семья как Малая Церковь

В книге одного умного и доброго батюшки недавно прочитала, что «...на темы, связанные с семьей, говорить трудно, но и молчать ...

Читать далее

«НЕПРЕСТАННО ПОБУЖДАТЬ СЕБЯ К ЛУЧШЕМУ»

Станично-Луганский благочиннический округ… Если из иллюминатора самолета посмотреть на территорию, которую он охватывает, увидишь расстилающееся внизу зеленое море лесов с ...

Читать далее

Большая душа маленького храма

Луганский храм Киприана и Иустины. На первый взгляд, это миниатюрное сооружение приютилось «на галерке» внушительного храма искусства – Луганского украинского ...

Читать далее

КОтовасия отца Стефана

У отца Стефана кот есть. Вислоухий. Прихожанки подарили. Так как вислоухие коты считаются британского (или шотландского?) происхождения, батюшка и имя ...

Читать далее

Добрые дела и просветительские планы Свято-Казанского прихода

  На исходе Великого поста я приехала в Свято-Владимирский храм — наш новый деревянный терем — для беседы с архимандритом ...

Читать далее

Берегись, не согрешай больше! ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Ин. 5, 1–15)

Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первое: как страшно слышать, что этот человек 38 лет ...

Читать далее

Церковь празднует перенесение мощей святителя Николая Чудотворца

Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из малоазийских Мир Ликийских в итальянский Бари в 1087 году празднует Православная Церковь 22 мая. Купцы ...

Читать далее

Церковь чтит икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икону Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», к которой обращаются с молитвами об избавлении от страстей алкоголизма, наркомании и курения, чтит Православная ...

Читать далее

В свет выходит очередная книга протоиерея Александра Авдюгина

В издательстве Сретенского монастыря г. Москвы, в "Зеленой серии надежды", выходит очередная книга известного писателя и публициста, клирика Ровеньковской епархии ...

Читать далее

Текст акафиста Луганской иконе Божией Матери

Утверждено для богослужебного использования На заседании Священного Синода 12 мая 2021 года. АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЕ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ИКОНОЮ ЕЯ, ИМЕНУЕМОЙ «ЛУГАНСКАЯ»   Кондак 1 Избра́нней ...

Читать далее


В книге одного умного и доброго батюшки недавно прочитала, что «…на темы, связанные с семьей, говорить трудно, но и молчать нельзя, и даже преступно.

Нельзя потому, что выветривание из семейной жизни добродетелей ведет к умиранию семьи как таковой. А умирание семьи уже родило и еще родит такие болезни, для лечения которых у человечества нет лекарства». Жестко сказано, но честно. Поэтому в контексте размышлений о значении семьи в жизни человека, о взаимоотношениях семьи и социума уместно процитировать слова митрополита Антония Сурожского, относившегося к семье как к Малой Церкви, как к благодатной обители, где находятся истоки любого социального благополучия:

«В мире, где все и вся идет вразброд, брак- это единственное место, где два человека, благодаря тому, что они полюбили друг друга, становятся единым, место, где рознь кончается и начинается осуществление единой жизни. И в этом- самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг оказываются чем- то большим, чем двоица, чем просто два человека,- оказываются единством».Не правда ли, очень редкое восприятие семьи для современных молодых людей, которые зачастую с самых первых дней семейной жизни не устают доказывать друг другу свою «неповторимость» и «исключительность», свое первенство, выставляют напоказ свои «достоинства» и «свободы»? Все чаще  заключают брачный контракт, тем самым утверждая, что главное в семье не любовь, а материальные артефакты, и как бы заранее предполагая расставание.

В мире, где все и вся идет вразброд, брак- это единственное место, где два человека, благодаря тому, что они полюбили друг друга, становятся единым, место, где рознь кончается и начинается осуществление единой жизни. И в этом- самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг оказываются чем- то большим, чем двоица, чем просто два человека…

Как- то готовясь к эфиру на тему «Современная семья: мужской, женский взгляд», натолкнулась на такую статистику: на первом месте среди официальных причин развода стоит отнюдь не пресловутая супружеская неверность, которую любят смаковать как на лавочках, так и в студиях некогда приличных телепередач, и даже не пьянство (оно на втором месте), а неподготовленность супругов к браку. Ну, не знают даже очень  милые, совестливые  и незлобивые максы и алинки, дэны и катюши, что  « быть женщиной»  и « быть мужчиной»- это разные социальные роли, это разное служение в семье. Да и само слово «служение» (не говоря уже о « смирении» и « послушании») зачастую вызывает у них протест и негативную реакцию. И здесь, наверное, укор не только государству, до сих пор не разработавшему какого- то надежного, оптимального, словом, — истинно державного подхода к укреплению института семьи, но и родителям молодых семейных пар, старшим родственникам молодоженов, которые в свое время не научили, не помогли, не предостерегли… Не рассказали, что женщина на семейном корабле — не бравый капитан и не кокетливая официантка, а любящий, мудрый, милый старпом, а мужчина- адмирал, сильный  и заботливый, храбрый и рассудительный. А еще благородный, любящий и ответственный.

Мои ровесники, уверена, хорошо помнят (пожалуй, знают наизусть) замечательную песню 70-80-х годов прошлого века – «Отчий дом». Искренняя, пронзительно- честная и изумительно- красивая поэзия Андрея Дементьева всегда заставляла думать и сопереживать, воздвигала из озерных глубин человеческих сердец самые чистые и свежие родники  чувств:

…женщина на семейном корабле — не бравый капитан и не кокетливая официантка, а любящий, мудрый, милый старпом, а мужчина- адмирал, сильный  и заботливый, храбрый и рассудительный. А еще благородный, любящий и ответственный.

Как живешь ты, отчий дом,

В светлой грусти о былом?

Я у дома, у крыльца родного

Встречи жду и вновь пою.

Здравствуй, милый отчий дом!

Будь за нас спокоен.

Где б я ни был-

Ты всегда, всегда со мною.

Я согрет твоим теплом.

И вряд ли в те годы кто сомневался, что дом, семья — самое ценное, самое дорогое, самое любимое, родное и желанное, что есть у человека. Идеология  же здесь совсем не при чем (мы, сегодняшние, ведь хорошо понимаем, сколько фальши и лицемерия скрывалось за громкими и амбициозными лозунгами). Просто это было очень естественно и привычно, как воздух, хлеб и вода…  «Да ведь это Божье начало, да- да, именно Оно, рождало в душах священный трепет при виде родного очага, — подсказывает озаренный Истиной разум. — Даже не взирая на крикливый атеизм окружающей действительности».  А еще-  «душа по природе своей христианка» ( спасибо Тертуллиану!) Но как  же грустно писать о любви к отчему дому и о незыблемых, казалось бы, семейных ценностях  в прошедшем времени! Какой- то парадокс получается: ушла в Небытие эпоха безбожников и коммунистических идолов, выросло поколение людей, наслышанных об Апокалипсисе и  знающих, что такое Святое Причастие, а мир не стал лучше, и «дьявол все успешнее воюет на человека»… Современная жизнь, говоря официальным языком «повсеместно характеризуется падением нравственности, обесцениванием духовной и культурной сокровищницы народов».

Может быть,  Господь разлюбил и оставил нас? Так, наверное, удобно считать тем, кто имеет некое потребительское отношение  к Господу: Ты мне разные блага земные да здоровья побольше, а я Тебе — свечи подороже да куличи потолще…

А разве Богу это нужно? Может, Он попускает нам всякие беды и невзгоды, потому что за счастье «земной жизни, предвестницы небесной» мы не дарим Ему взамен  свою любовь, терпение и молитвенный труд?  Зачастую  застолье, уборку, салон красоты в воскресное утро мы  предпочитаем  Божественной Литургии. Ведь это очевидный факт, что  людей, спешащих утром на рынок, больше, чем идущих в храм. Получается, что дела  и развлечения мы ставим выше Бога и Его Церкви! Так какие же мы тогда христиане? И как смеем мы чего-то ждать, даже требовать от Бога, сетовать, что Он нас оставил? Разве может холодное, расчетливое сердце научить любви и самопожертвованию, дать правильное представление о семье? Наверное, нужно чаще заглядывать внутрь себя: чего было сегодня в моей душе  больше- добра или гнева, радости или обиды?  Проснулся ли я сегодня с намерением обязательно подарить кому- то радость  или  с утра — пораньше у меня уже есть претензии к домочадцам,  погоде и  коммунальным службам?

Безусловно, поколению людей, воспитанному на живых примерах военной и трудовой доблести, истинно бережного отношения к семейным реликвиям и культурным ценностям больно осознавать, что из- за отсутствия у большинства молодых людей твердых нравственных  ориентиров им очень хочется жить по правилам и законам западного мира. Ну, прям, невтерпеж,  как хочется «стать европейцами». Беда только в том, что Европа многими воспринимается не как колыбель многовековой христианской культуры, а как территория роскошной жизни и вседозволенности.  Под лицемерные рассуждения о «европейских ценностях» в духовно неокрепшие души украинцев, рожденных и выросших в «бандитские 90-ые» средствами массовой информации  внушаются идеи, откровенно противоречащие Евангелию: культ головокружительного успеха и личностного роста любой ценой (где уж тут до апостольского призыва « носить бремена друг друга»), культ откровенной содомии, необходимость принятия ювенальной юстиции, якобы стоящей на защите интересов ребенка, и пр. Что же на самом деле стоит за этими «инновациями» уже видно сейчас: позорный гей — парад  на улицах  древнего Киева, озарившего более тысячелетия назад  Христовым Солнцем дремучие  славянские племена; многочисленные изъятия детей из семей постсоветских эмигрантов, живущих по законам этой самой «продвинутой юстиции», неприкрыто- пошлые шутки и сквернословие из уст публичных людей, известных политиков или народных артистов…

Зачастую  застолье, уборку, салон красоты в воскресное утро мы  предпочитаем  Божественной Литургии. Ведь это очевидный факт, что  людей, спешащих утром на рынок, больше, чем идущих в храм. Получается, что дела  и развлечения мы ставим выше Бога и Его Церкви! Так какие же мы тогда христиане? И как смеем мы чего-то ждать, даже требовать от Бога, сетовать, что Он нас оставил? Разве может холодное, расчетливое сердце научить любви и самопожертвованию, дать правильное представление о семье? Наверное, нужно чаще заглядывать внутрь себя: чего было сегодня в моей душе  больше- добра или гнева, радости или обиды?  Проснулся ли я сегодня с намерением обязательно подарить кому- то радость  или  с утра — пораньше у меня уже есть претензии к домочадцам,  погоде и  коммунальным службам?

Да стыд и позор «цивилизованной Европе», которая учит детей воевать с родителями и выполнять в начальной школе  домашние задания по оргазму!!! Стыд и позор отечественным чиновникам, позволяющим нации спиваться и допускающим наполнение дневного эфира низкопробной аудио-и видеопродукцией, позволяющим подросткам больших и малых городов в кафе и видеосалонах читать «бегущую строку» с предложением массажа интимных зон и «качественного» орального секса!!!! Разве смогут эти мальчишки и девчонки по прошествии нескольких лет стать любящими, верными супругами и добропорядочными родителями? Вряд ли. Развращенность ума и тела, безнаказанное насилие просто станут (или уже стали) нормой их жизни, заурядной повседневностью. Человек может безвозвратно потерять в себе Образ Божий, а, значит, перестать быть человеком. Вот отдельным механизмом огромной адской машины- вероятнее всего.

Страшно, по- настоящему страшно.  Похоже, идет нешуточное сражение за души человеческие, и дьявол, фактически, перестал маскироваться. Но все же, чтобы спасти семью, а через нее спастись самому, человеку, я  думаю, не надо придумывать новые законы и создавать какие- то проекты. Нужно всегда помнить и исполнять главнейшую заповедь Господа: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас!»,  примириться с теми, кого еще совсем недавно, казалось бы, и видеть не хотелось;  научиться говорить  добрые слова и быть готовым  помочь совсем незнакомым людям; ухаживать за больными и немощными; не лениться открывать детям мир хорошей доброй сказки, а свою душу питать только высоким искусством. А еще неплохо было бы придумать и утвердить какую- то добрую  семейную традицию, которая бы проложила новую   духовную стежку  к родным и близким, укрепила бы совместным трудом и общей молитвой  семейные узы. Автору этой статьи очень помогает бороться с семейными трудностями и недоразумениями поучения св. Иоанна Кронштадтского, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), дневниковые записи императрицы Александры Федоровны Романовой. Да будет в помощь любящим сердцам сие наставление:

  «Из двух людей должен сложиться один гармоничный человек. А это созидание, это творчество, и я сказал бы, что оно посложнее, чем владеть акварелью. И еще это крест на всю жизнь. А средства? Каковы они? Их несть числа. И одно из главных- молитва, живая вера, имеющая на каждый миг себе помощника Бога .И, пожалуй, самое главное- любовь в Боге. Любить своего супруга ради Бога как данного Вам свыше помощника на пути спасения». Архимандрит Иоанн( Крестьянкин.

   Ирина Захарова, г. Ровеньки