Рекомендованное

Василий Великий: правила образованности и эрудиции святителя

Какой праздник 14 января 14 января – Обрезание Господне. Церковный праздник совпадает с так называемым Старым Новым годом, но Церковь новый ...

Читать далее

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего митрополита Луганского и Алчевского Пантелеимона

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего митрополита Луганского и Алчевского Пантелеимона Председателя Миссии Синодального отдела УПЦ по делам семьи духовенству, монашествующим и всем верным чадам ...

Читать далее

Семья – это большое искусство

Редакция официального печатного издания Луганской епархии «Православная Луганщина» продолжает публиковать архивные материалы, которые вошли в газету, но не были опубликованы на ресурсах ...

Читать далее

Первый храм

Сейчас, когда церковному служению отдано почти 20 лет, и храм стал неотъемлемой, обязательной частью и будней, и праздников, становится понятным, ...

Читать далее

Кто за Бога, за того Бог

Историческая миссия гетмана Войска Запорожского, полководца и государственного деятеля Богдана Хмельницкого.     21 января 2022 года исполняется 358 лет со дня ...

Читать далее

Глаза бы мои на вас не глядели...

Собственно именно с этого возгласа все и началось. Да и не могло не начаться, потому что я, расстроенный очередной топорной ...

Читать далее

Прошедших годов письмена

Ребриковская Троицкая церковь Нынешний Свято-Духов храм в селе Ребриково приемник закрытой в годы хрущевского лихолетья Троицкого храма, история которого берет начало ...

Читать далее

Алчевск - город со стальным профилем и его храмы

Редакция официального печатного издания Луганской епархии «Православная Луганщина» продолжает публиковать архивные материалы, которые вошли в газету, но не были опубликованы на ресурсах ...

Читать далее

Жить для самого себя — значит погибнуть. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк. 12, 16–21)

Жизнь Иисуса Христа на земле — пример бескорыстного служения людям. А как обстоят дела у современных христиан? Не рассуждаем ли ...

Читать далее

Что нужно знать о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы?

Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник, который пришел к нам из Церковного Предания. В это день христиане вспоминают, как ...

Читать далее


Несмотря на то, что первые поселения на территории Донбасса, по берегам долин Северского Донца и его притоков относятся к эпохе раннего палеолита, в I тысячелетии до нашей эры – это был центр Золотой Скифиии, в VIII – IX веках Хазар потеснили славяне: вятичи, радимичи, черниговские северяне, а в конце IX века пришли кочевники печенеги, затем в XI в. – тюрки, половцы, которые оставили в степях десятки тысяч каменных идолов, так вот, несмотря на довольно длинный перечень прежних цивилизаций, наш край после того, как в 1220—1241 годах с востока пришли монголо-татары, на столетия обезлюдел и стал частью Дикого поля, контролируемого Золотой Ордой.

     Из статьи протоиерея Иакова Лобова, «Православие на Луганщине», 2011 год: «Большое влияние на развитие хозяйства и культуры кочевников (VIII  XIII веков), оказывала Киевская Русь. Просвещенная светом Христовой веры, благовестием Святого апостола Андрея Первозванного, Святыми равноапостольными учителями славянскими Кириллом и Мефодием, князем Аскольдом, княгиней Ольгой, крещеная святым равноапостольным великим князем Владимиром, Киевская Русь сама отошла от грубого язычества и с собою многих привела к немеркнущему свету Христовой веры. Но монголо-татарское иго прервало распространение православия и принесло неисчислимые беды Донецкому краю, задержало его экономическое и культурное развитие, привело к запустению степей, лежащих между Днепром и Доном, отделило Русское государство от Крымского ханства».

Во второй половине XIV века современный Донбасс представлял основную часть улуса темника Мамая, здесь отмечался рост поселений, но они не пережили походы Тамерлана 1391—1395 годов и распад Золотой Орды. Их гибель обозначила новый этап в истории донецких степей, период «Дикого поля», который продолжался до конца XVI века и характеризовался полным отсутствием на этой территории оседлости и господством кочевого быта.

     В 1654 году гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий обратился с прошением о переходе на службу к русскому царю Алексею Михайловичу. Побудительной причиной перехода являлось избавление православного населения Малой Руси от религиозного и социального угнетения со стороны шляхты и католического духовенства Речи Посполитой. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. В этих условиях православное Русское государство выглядело естественным союзником повстанцев. После  воссоединения Украины с Россией под руководством Богдана Хмельницкого (1648 – 1654 годы) из-за ужасов войны в Дикое поле усилился приток запорожцев и беглых крестьян из-за Днепра и Дона.

О том, как мало были в то время заселены нынешние Харьковская, Луганская и Донецкая области, можно судить по тому, что Белгородский уезд, занимавший огромную территорию от Курска до Азова, имел в 1620 году только 23 поселения с 874 дворами.

C 1625 года в районе нынешнего Славянска добывали соль. «Промышлять» её в донецкие степи ездили «охочие» люди из Валуек, Оскола, Ельца, Курска и других «окраинных» городов России. В 1646 году был построен острожек Тор для охраны от крымских татар, совершавших набеги на новопоселенцев и «охочих» людей (ныне Славянск). В 1650 году начали действовать частные соляные заводы острожка Тора.

      В 1676 году вдоль Северского Донца поселились «черкасы» (ушедшие из-под ига польской шляхты украинцы). В казачьих поселениях и городках вдоль Северского Донца и Дона было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Изюмские и донские казаки стали варить соль на Бахмутке, притоке Северского Донца. Возле новых соляных промыслов вырос городок Бахмут (известен с 1571 года).

В 1696 году армия Петра I, в составе которой сражались и Донские казаки (в том числе из городка Станично-Луганского), овладела турецкой крепостью Азов. Был сокрушен оплот вековечного противника донских казаков. Однако эта победа обернулась для Войска Донского настоящей катастрофой. Российское государство, военные гарнизоны которого размещались теперь не только в Воронеже, но и в Азове, решительно ликвидируют автономность Войска Донского, во многом уже утратившего значение «буфера» между Россией и Турцией.

Войско теперь лишалось возможности самостоятельно решать вопросы войны и мира с Крымом и Турцией. Казакам запрещено было совершать морские походы «за зипунами». Но самым болезненным для донских казаков явилось начало государственного сыска беглых на Дону, в основном из Воронежа. Казаки всячески противились лишению их права укрывать беглых. С конца ХVII века приток беглецов на Дон значительно увеличился. Особо много новопришлых скапливается на Северском Донце и его притоках, а так же в верховьях Дона.

      Значительная часть современной Луганской области входила в свое время в Слободскую Украину. Название «Слободская Украина» включает в себя понятие «слобода», т.е. «свобода». Так именовалась с середины ХVII века та восточная часть края, которая никогда не была под властью Польши. Названия «Украйна», «Украина» были приняты в Речи Посполитой в период наибольшего развития польско-литовского государства для ее окраинных юго-восточных областей.

Из статьи протоиерея Иакова Лобова «Православие на Луганщине», 2011 год: «С появлением иезуитов в Польско-Литовском королевстве начались притеснения православных. За отказ отречься от святой православной веры людей лишали преимуществ и прав гражданских, мучили в судах, предавали огню жилища, отдавали православные храмы на откуп жидам. Невинно гонимые, спасая жизнь и веру, они начали переходить под власть православного московского царя. Этот переход был постепенным – сперва отдельными семьями, а впоследствии – целыми поселениями. Так получилось, что вначале зверство монголо-татарских язычников опустошило Украину, а впоследствии насилие иезуитов и польских магнатов вопреки их воли привело к заселению этих земель и  укрепило там православие».

XVIII век прошёл в многочисленных войнах, которые вела Российская империя с Турцией за выход к южным морям. Войны привели к постепенному заселению Донбасса восточнославянским населением (крестьянами из центральной России, Правобережной Украины и Слобожанщины), а также выходцами с Балкан (сербами и валахами), христианским населением Крыма (греками и армянами).

     О том, как заселялся правый берег Северского Донца между речками Луганью и Бахмутом ярко описано в книге В.И. Подова «Славяносербия». Освоение «Дикого поля» шло медленно, в борьбе с Крымским ханством. К середине 18 века в пределах нынешней Луганской области в основном был заселен лишь левый берег Северского Донца. Осваивать территорию правого берега Донца, таившую несметные природные богатства, мешали частые набеги кочевников — крымских татар и ногайцев. Российское правительство Елизаветы Петровны считало, что заселить этот регион в тех условиях было возможным лишь с участием военной силы. С этой целью оно привлекло сюда для поселения выходцев из балканских стран православного вероисповедания, бежавших от турецкого ига в Австро-Венгрию и добровольно пожелавших служить российскому правительству.

Вслед за Иваном Хорватом выхода в Россию попросили у австрийского правительства подполковник Иван Георгиевич Шевич с сыновьями Иваном и Петром, которые были в звании капитанов, а также поручик Стефан Сабов, Иван и Игнат Миоковичи, Константин Юзбаш и многие другие. Мария Терезия не хотела отпускать их, однако, боясь конфликта, уступила их настойчивым просьбам и велела выдать паспорта. Еще труднее пришлось при попытке добиться увольнения от австрийской службы Райко (Родиону) Прерадовичу, который не принадлежал к упраздняемой ландмилиции, а служил в Славенском гусарском полку. С большими усилиями и с немалыми расходами удалось получить паспорта.

      Со своей командой в количестве 168 человек Иван Шевич прибыл в Киев 23 октября 1752 года. Райко Прерадович добрался до Киева чуть позже — 6 ноября того года. Его команда насчитывала всего лишь 24 человека мужского пола и 4 женского. В основном, это были родственники. С ними были две служанки. Вскоре оба командира — подполковники Иван Шевич и Райко Прерадович были произведены в ранг генерал-майоров. А другие члены их команд по их представлению получили офицерские и унтер-офицерские чины, в том числе десять родственников Прерадовича. Они перешли в вечное российское подданство, вступили в военную службу России.

Стремясь к независимости, Шевич и Прерадович желали поселиться отдельно от генерала Хорвата. Правительство решило, что обоим новым генералам — Шевичу и Прерадовичу — довольно будет для поселения территории от Бахмута до Лугани, простирающейся на расстоянии около ста верст.

      Земля, отведенная для поселения славяносербских рот И.Шевича и Р.Прерадовича на правом берегу Северского Донца между речками Бахмутом и Луганью, получила название Славяносербии. Эта административно-территориальная единица не входила ни в состав провинции, ни в состав губернии. Она напрямую подчинялась только Сенату и Военной коллегии, откуда получила денежное довольствие и вооружение. Словом, это было автономное государственное образование со своими порядками и обычаями, своими языком, бытом, культурой. Специальным указом разрешалось «в отведенных для поселения славяносербам дачах курить вино и продавать разные напитки беспошлинно, и с шинковой продажи брать по гривне за ведро».

 На территории полка Р. Прерадовича (на правом берегу Северского Донца) показаны следующие роты: 1-я – Серебрянка (ныне Донецкая обл.), 3-я – в устье р. Верхней Беленькой, 4-я – ныне г. Приволье, 6-я – в устье Нижней Беленькой (ныне с. Нижнее), 8-я – ныне село Белая Гора. 7-я рота находилась на р. Камышеваха, где теперь с. Камышеваха, 9-я – выше впадения в р. Лугань реки Есарков колодезь, 5-я – на изгибе р. Лугань, чуть выше впадения в нее р. Сенжаровки.

      На восток от полка Прерадовича располагался полк И.Шевича. На севере и северо-востоке его территория ограничивалась Северским Донцом, на востоке он граничил с землей Войска Донского. 4-я рота располагалась примерно там, где теперь с. Крымское, 7-я – ниже по Донцу, 6-я – еще ниже, напротив Трехизбенки, 10-я – далее на восток, 5-я – напротив Старого Айдара, 2-я рота – ныне село Вергунка, 3-я – напротив устья р. Ольховой. Она положила начало шанцу Каменному, который впоследствии стали называть Каменным Бродом. Далее вверх по Лугани шла 9-я рота, а затем 8-я.

       Первоначально в каждом из полков была своя нумерация рот. Роты наделялись землей. Каждая из них обзаводилась жилыми и хозяйственными строениями, вела свое хозяйство. Роты положили начало новым населенным пунктам. Зачастую сербские поселения устраивались на месте бывших запорожских зимовников. Запорожцы, вытесняемые со своих исконных земель, сопротивлялись. Они часто нападали на сербские селения, грабили имущество, угоняли скот и коней, убивали людей. Доставалось от запорожцев в основном сербским богачам, которые люто ненавидели сечевиков, называя их «скопищем сволочи из разных краев». Отношения же бедных сербских переселенцев с местными жителями складывались по-иному. Рядовые из сербских полков продавали гайдамакам порох, пули, оружие, пропускали их через свою территорию. За это они подвергались жестоким наказаниям со стороны офицерской верхушки.

     Сложение найденных исторических данных по двум полкам позволяет сделать вывод, что по состоянию на 1 сентяб-1757 года население Славяносербии составляло 1068 человек. В тяжелых противоречиях обустраивалась жизнь на Луганщине. Вместо своевольных казаков границы было доверено охранять иностранному  православному люду. Число населения новообразованных слобод постепенно росло за счет беглых крестьян с переселенных губерний.

  

  Наряду с решением хозяйственных проблем, командиры славяносербских рот заботились и о нравственном воспитании и совершенствовании гусар и поселян. Инструкцией предусматривалось в каждой слободе построить церковь и возле нее открыть школу.

После ликвидации Крымского ханства угроза нападения на эти края миновала. Отпала необходимость в военных укреплениях. Славяносербские воинские подразделения были переведены на положение казенных крестьян.

      Из статьи протоиерея Иакова Лобова «Православие на Луганщине», 2011 год: «Заселение новых территорий вдоль реки Северский Донец, Айдар, Лугань, Деркул, Евсуг православными переселенцами из украинцев, русских, сербов и молдаван сопровождалось налаживанием в своих поселениях религиозной жизни через построение храмов. ХVIII век был замечателен для Луганщины особым духовным и экономическим подъемом. Началось массовое строительство деревянных и каменных церквей. Во второй половине этого столетия были освящены десятки новопостроенных храмов: в Каменном Броде (1767 г.),  Дмитриевке (1766 г.), Хорошем (1784г.), Александровке (1785 г.), Макаровом Яру (1786 г.), Желтом (1785 г.), Фащивке (1786 г.), Суходоле (1791 г.), Михайловке (1787 г.), Старом Айдаре (1787 г.), Николаевке (1794г.) и мн. другие».

Светлана Тишкина