Рекомендованное

(+ВИДЕО) В Луганске открылся конкурс Край Луганский Православный

ПРИГЛАШАЕМ РЕБЯТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ДИСТАНЦИОННОМ РОЖДЕСТВЕНСКОМ КОНКУРСЕ РИСУНКА! Дорогие юные друзья! Комиссия по просветительскому служению Астанайской епархии приглашает вас к участию ...

Читать далее

Гармония Рождественского поста

Этой моей публикации 10 лет, но она злободневна и в день нынешний. Поправил самую малость. Была очередная наша программа по местному ...

Читать далее

Сербы на службе русской императрицы

Несмотря на то, что первые поселения на территории Донбасса, по берегам долин Северского Донца и его притоков относятся к эпохе ...

Читать далее

«Энергия цвета» на стекле

Редакция официального печатного издания Луганской епархии "Православная Луганщина" продолжает публиковать архивные материалы, которые вошли в газету, но не были опубликованы ...

Читать далее

Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста

Память выдающегося подвижника Божия и учителя Церкви - святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (+ 407 г.), празднуют православные верующие во вторник ...

Читать далее

Димитрий Солунский: покровитель воинского подвига

  Память великомученика Димитрия Солунского Православная Церковь отмечает в понедельник 8 ноября. Святой Димитрий родился в семье римского проконсула города Сало­ники ...

Читать далее

Протоиерей Александр Авдюгин: Мы каждый день молимся за мир

Церковь развивается вместе с обществом, и глубоко ошибаются те, кто полагает, что все, связанное с верой, священниками и богослужением, далеко ...

Читать далее

История Иверской иконы Пресвятой Богородицы

26 октября - день празднования в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В IX веке икона, которая известна ныне как Иверская и ...

Читать далее

Церковь вспоминает Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме

  26 сентября Православная Церковь вспоминает торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, построенного равноапостольным Константином Великим и ...

Читать далее

Что нужно знать о празднике Рождества Пресвятой Богородицы?

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей ...

Читать далее


28 августа празднует Церковь конец земной жизни Марии, смерть Ее, которую называют Успением: словом, в котором соединяются сон, блаженство, мир, успокоение, радость.

Церковь поминает смерть Той, чей Сын победил смерть, воскрес из мертвых и нам даровал обещание последнего воскресения и торжества жизни неумирающей. И вот сущность и смысл этой смерти, может быть, лучше всего переданы на той иконе, которая в день праздника Успения полагается в центре храма и составляет как бы средоточие всего празднования. На иконе этой изображена Божия Матерь на смертном одре, мертвая. Вокруг Нее стоят апостолы Христовы, а над Ней — Сам Христос, держащий в руках Своих Мать Свою живую и навеки с Ним соединенную. Таким образом, мы видим смерть и то, что уже совершилось в этой смерти: не разлука, а соединение, не печаль, а радость, и в пределе, на последней глубине — не смерть, а жизнь.

«По рождестве Дева, и по смерти — жива», — поет Церковь, взирая на икону, и прибавляет: «в рождестве Ты сохранила девство, а в успении мира не оставила…»

И вот приходят на память слова одной из самых глубоких и прекрасных молитв, обращенных к Марии. Молитвы, в которой Мария названа «зарей таинственного дня». «Радуйся, заре таинственного дня!» Словно именно свет этой зари льется из праздника Успения, словно созерцая эту смерть, стоя у этого смертного одра — мы понимаем, что смерти больше нет, что само умирание человека стало актом жизни, вхождением его в большую жизнь, в жизнь жительствующую. Ту, Которая всю Себя отдала Христу, до конца возлюбила Его, Он встречает у этих светлых дверей умирания — и вот, смерть становится радостной встречей, и вот, жизнь одолевает, и вот, над всем воцаряется радость и любовь. Она — Мария, Дева, Мать — одна из нас.

Веками вглядываясь, вдумывалась, вживалась Церковь в смерть Той, что была Матерью Иисуса, дала жизнь нашему Спасителю и Господу, всю Себя — вплоть до стояния у креста — отдала Ему. И в этом созерцании Церковь видела, находила, ощущала не страх, не ужас, не конец, а лучезарную, подлинно пасхальную радость.

«На бессмертное Твое успение собрались мы», — поет Церковь в первом же песнопении этого праздника, и сразу же, в этих первых, начальных словах выражает саму сущность этой радости. «Бессмертное успение». «Бессмертная смерть».

Что же значит это противоречивое, на первый взгляд абсурдное словосочетание? В празднике Успения — вся радостная тайна этой смерти, нам раскрываемая, становящаяся нашей радостью… Ибо если смерть — это ужас и горе разлуки, нисхождение в страшное одиночество и тьму, то всего этого нет в смерти Девы Марии. Ибо смерть Ее, как и вся жизнь, — только встреча, только любовь, только приближение к немеркнушему, невечернему свету вечности и вхождение в него. «Совершенная любовь побеждает страх», — говорит апостол любви Иоанн Богослов. И потому нет страха в бессмертном успении Девы Марии. Смерть здесь побеждена изнутри, освобождена от всего того, что наполняет и ужасом, и безнадежностью.

Можно сказать: сама смерть становится жизнью и торжеством жизни. Смерть становится «зарей таинственного дня». И поэтому в этом празднике нет печали, нет надгробного рыдания, нет горя: только свет, только радость. Словно для каждого из нас, приближающихся к этому неизбежному порогу, — открывается уже дверь, и из нее падают, сияют лучи грядущей победы, грядущего Царства Божия.

В эти августовские дни, когда предела красоты достигает природный мир и как бы сам становится хвалой, надеждой, знаком иного мира, в этом особом праздничном свете звучат слова молитвы: «В молитвах неусыпающую Богородицу смерть и умерщвление не удержали. Ибо к жизни перешла Мать самой жизни…»

Смерть, перестающая быть смертью. Смерть, светящаяся вечностью и бессмертием. Смерть — не разлука, а соединение. Не печаль, а радость. Не поражение, а победа. Вот что празднуем мы в день Успения Пречистой Матери, предчувствуя, предвосхищая, утверждая уже занимающуюся зарю таинственного дня.

Протопресвитер Александр Шмеман

Источник