Рекомендованное

Смысл и значение 5-й Недели Великого поста

5 неделя (18 апреля) — преподобной Марии Египетской. История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост ...

Читать далее

Что такое Суббота Акафиста?

Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, ...

Читать далее

Сельские будни Новосветловского благочиния

О жизни приходов и как протекают приходские будни – об этом вниманию дорогого читателя мы предлагаем беседу с благочинным Новосветловского ...

Читать далее

Можно ли быть хорошим человеком без веры в Бога?

«Я  в Бога не верю, но ничего плохого  не делаю» - знакомая фраза, не правда ли? Не менее известна и другая: ...

Читать далее

Все о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение в 2021 году празднуется 7 апреля. Дата этого праздника постоянная, в отличии, скажем от даты празднования Пасхи. В этот ...

Читать далее

Легендарный атаман Матвей Платов

Среди самобытной природы Слобожанских степей, в Антрацитовском районе ЛНР расположено село Боково-Платово. Его жители, а особенно старожилы, могут рассказать немало ...

Читать далее

Устоять против чужого влияния! (СОЦОПРОС)

День мученической смерти святого Иоанна Предтечи вспоминается Православной Церковью 11 сентября (29 августа ст. ст.) и называется днем Усекновения главы ...

Читать далее

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, - гласит пятая ...

Читать далее

Архимандрит Иоанн: Надеюсь, монастырь станет духовным оплотом православия нашей епархии

В дни Великого поста об истории и жизни единственного в Республике мужского монастыря ЛИЦ рассказывает игумен Свято-Вознесенской обители архимандрит Иоанн ...

Читать далее

Природа смеха: во благо или на погибель

Есть «время сетовать» и «время плясать» (Еккл.3:4). Гомерический смех. Смех сквозь слезы. Неумеренный смех  - потакание человеческой падшей природе. И ...

Читать далее


Самому древнему на луганщине деревянному храму более 230 лет. Деревянная церковь простояла практически в первозданном виде более двух веков. И до сего дня в ней молятся потомки тех, кто принес веру православную на ровенецкую землю …

К моменту создания Ровеньковского благочиния Донской епархии (а случилось это в 1869 году, как раз в разгар земельной реформы императора Александра II), невдалеке от Ровенецкой слободы уже около ста лет действовала Нагольницкая Успенская церковь. Основание же самой слободы датируется 1775 годом и заложил ее военный, бригадир (существовал в те времена такой чин, средний между полковником и генералом) Амвросий Гаврилович Луковкин.

Основание любого поселения, даже самого незначительного, во времена столь давние обязательно требовало не только административного разрешения, но и благословения епархиального архиерея, к территории которого поселение относилось. Любое же владычнее благословение сопровождалось четким и обязательным требованием – с первым жильем должна быть построена и церковь. Обычно сразу возводилась часовня, которая затем становилось уже полноценным храмом. Так было и здесь, на берегу речки Нагольной – в те времена довольно полноводной и быстрой.
Амвросий Гаврилович построил часовню в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, куда приезжал исполнять требы священник без места станицы Усть-Белокалитвенской Емельян Иванов.

Сын бригадира Луковкина – Гавриил Амвросиевич, – пошедший по стопам отца по армейской стезе, но превзошедший его в чине (он дослужился до генерал-майора), заложил в слободе Нагольной Свято-Успенский однопрестольный деревянный храм, который и был освящен 9 сентября 1788 года.

В этой давней истории есть только одна непонятная неразрешенность. Сегодня село отмечено географическим названием Нагольно-Тарасовка, и храм, естественно, величают Нагольно-Тарасовским. Но ведь Нагольная – она и есть Нагольная, по речке. Изначально слобода прозывалась Нагольно-Луковкина, по фамилии основателя, но это не прижилось. Откуда взялась приставка «Тарасовка», неведомо. Местный краевед предположил, что, наверное, был в Нагольной такой Тарас, о котором до сих пор забыть не могут, но кто он такой – никто не помнит. Первым штатным священником новопостроенной церкви слободы Нагольной стал Иван Павлович Пащинский, который до 25 декабря 1786 года шесть лет исполнял обязанности дьячка в Варваринской церкви Грушевской станицы. А уже 5 января 1787 года, в возрасте Христа (33 года), отец Иоанн был рукоположен в священники.

Женат был первый нагольнинский батюшка на дочери казака Григория Антоновича Кочетковского – Наталии. И после  преставления о. Иоанна ко Господу (3 декабря 1821 года), его место занял родной сын – Гавриил Иванович, которого еще при жизни отца, в июне 1814 года, рукоположили в священники.
В Государственном архиве Ростовской области хранится очень интересный документ за 1829 год. Это «Ведомость о церкви Успенской, войска Донского Новочеркасской епархии, ведомства Миусского сыскного начальства, слободы Нагольно-Луковкиной», из которой узнаем, что Успенская церковь – здание деревянное; престолов в ней один, во имя успения Пресвятой Богородицы; утвари достаточно; причта, положенного по штату с 1788 года: священник – один, диакон – один, дьячок – один, пономарь – один; земли при сей церкви усадебной, пахотной и сенокосной отмежеванной нет, а пользуются церковнослужители на общих правах с прихожанами и при том в достаточном количестве; дома церковнослужителей собственные, на владельческой земле; жалование на содержание священно- и церковнослужители никакого не получают, а имеют содержание от обработки земли и отправления мирских треб прибылью посредственно.

С 1877 года в слободе Нагольной существовало приходское сельское училище (школа), в которой преподают, кроме Закона Божия, грамматику и арифметику. Школа была одноклассной с законоучителем священником Иоанном Поповым и учителем Фёдором Алексеевичем Щербаковым.

В 1891 году в слободе Нагольно-Тарасовка проживало 3992 жителя. Количество земли равнялось 3038 десятинам. Статистические ведомости по Таганрогскому округу Донской области за 1917 год говорят, что в Нагольной в это время было 8 лиц духовного сословия. Такой большой приход никак не мог обойтись без владычнего окормления, без архиерейского служения. В начале XX века и приезжал на престольный день в Нагольно-Тарасовку правящий архиепископ Афанасий (Пархомович). Это был последний визит архипастыря перед началом событий, изменивших не только границы областей и целых государств, но и мировоззрение старых и новых поколений. Осталась лишь одна данность – переживший века, войны и запустение Свято-Успенский храм.
После бурных революционных лет, по итогам сплошной подворной переписи Донецкой губернии в январе-феврале 1923 года, в слободе Нагольно-Тарасовке Ровенецкого уезда Шахтинского округа УССР проживало в 495 дворах 2557 человек. Население распоряжалось 2 470 десятинами пахотной земли, 186 колодцами, З ветряными мельницами, 13 кузнями, 15 бондарнями, 1 сапожной мастерской. В слободе функционировали две школы.

По-прежнему действовала Свято-Успенская церковь. В 20-е годы ее община находилась в юрисдикции собора епископов Украины. Тогда, как и в годы нынешние, сложны были отношения Церкви и государства. Усугублялись разногласия между безбожной властью и православными из-за церковных расколов, которыми богата история Украины. Не обошли раздоры стороной и храм в Нагольной. Сторонники обновленцев, автокефалов и канонической Церкви, как всегда, сражались в Киеве и промышленных центрах, страдали же из-за нестроений храмы и приходы в глубинке.

23 декабря 1929 года президиум Луганского окружного исполкома принял решение закрыть храм и переоборудовать его под школу…

Впоследствии здесь был устроен клуб.
В 1942 году церковь вновь открылась, чему способствовало прибытие сюда по воле Божией во время военного лихолетья протоиерея Власия Додонова, рукоположенного в священники еще в 1901 году.

После освобождения от немецкой оккупации началась чехарда с настоятелями нагольчанского храма. Это была повсеместная практика советской власти: не допускать возможностей для постоянного духовного окормления и создания сплоченных приходов. Священники перемещались с калейдоскопической быстротой, причем на старые, имеющие исторические традиции, приходы назначали обычно слабых в духовном и нравственном плане священнослужителей. Искусственно создавались приходские конфликты, которые потом не мог разрулить даже правящий архиерей. Так случилось в конце войны и в Нагольно-Тарасовке, когда во время недолгого отсутствия отца Власия Додонова Совет по делам религий самостоятельно (без архиерейского указа) направил в Успенский храм священника Захария Пантелимона.

Судя по сохранившимся документам, отца Власия на нагольчанском приходе любили, и это чрезвычайно беспокоило представителей власти. В июне 1945 года в Свято-Успенский храм был назначен новый священник Петр Калабин. Затем до самого закрытия церкви настоятели менялись практически ежегодно. Три раза за 9 лет настоятельствовал в Нагольной отец Николай Беляев. Именно он и был последним «постоянным» батюшкой Успенского храма вплоть до его закрытия. Начиная с 1959 года, священник на приходе отсутствовал, службы совершались нерегулярно, от случая к случаю, причем на каждое богослужение требовалось разрешение местной и областной власти. Была организована откровенная травля верующих, создавались целые комиссии, требующие закрытия храма, в госучреждения поступали «требования колхозников» о «закрытии центра мракобесия».

Из сохранившихся документов видно, что официальной политике атеизма верующие Нагольно-Тарасовки сопротивлялись активно и долго.

Это было время хрущевского гонения на Церковь, когда сам руководитель государства обещал в ближайшее время «показать по телевизору последнего попа». Власть предержащие были абсолютно уверены, что стоит уйти в мир иной престарелым гражданам СССР – и подобных писем уже не будет, как не нужны станут и храмы.

В те годы Нагольно-Тарасовская церковь входила в Донецко-Ворошиловградскую епархию, центр которой находился в Луганске (Ворошиловграде).

Дожившие до дня нынешнего священнослужители и прихожане рассказывают, что в начале 60-х годов прошлого века в епархии у кельи правящего архиерея ежедневно сидели ожидающие назначения священники и слышали лишь одно – «нет места». И в это же время у кабинета уполномоченного делегации из городов и сел Луганщины получали ответ: «нет свободных священников».

Еще два года простояла «действующая церковь» села без священника. В 1963 году «по ходатайству трудящихся» религиозная община села Нагольно-Тарасовка была снята с регистрации, а храм окончательно закрыт.

Самому же церковному зданию несказанно повезло. Хранил Господь храм Свой, в честь Успения Его Матери освященный.
Помещение передали школе под спортзал и, хотя иные возгласы раздавались под церковными сводами, а на стенах вместо икон висели лозунги, грамоты и вымпелы, ни для сельчан, ни даже для учителей церковь спортивным очагом так и не стала. Для всех нагольчан здание как было, так и осталось «церквой».

Новая эпоха этого старейшего в нашей области деревянного Свято-Успенского храма началась с седьмой сессии поселкового совета народных депутатов, которые 30 марта 1992 года приняли решение – вернуть здание церкви верующим поселка Нагольно-Тарасовка…

Но это уже новая история и о ней обязательно расскажут наши потомки.

    Протоиерей Александр Авдюгин

Из архивов ПЛ2013, Август