Рекомендованное

Откровение о блудном сыне. ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк. 15, 11-32)

Второе подготовительное к Великому посту воскресенье издревле посвящено в Церкви евангельской притче о блудном сыне. Вот как излагает ее Евангелие от ...

Читать далее

Преображенная святыня: 73 года Никольскому храму в Ровеньках 

«где сокровище ваше, там и будет сердце ваше» (Мф. 6,21) 14 августа сего года исполнится 73 года с того дня, когда православные ...

Читать далее

Главная задача священника - привести ко спасению людей

На одной  выцветшей от времени фотографии изображены несколько холмиков свежих могил, а за ними – люди в шинелях. За спинами ...

Читать далее

Студенты ЛГПУ отпраздновали День православной молодежи

Команда студентов из Луганского государственного педагогического университета (ЛГПУ) приняла участие в культурно-образовательном проекте Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных учёных». ...

Читать далее

Колокольный звон Веселой Горы

28 июля весь православный мир устремился в древнюю столицу Киевской Руси – град Киев, где широко отмечались исторические события 1025-летней ...

Читать далее

А настоятель молится

Рядом со строительным вагончиком, переделанным под маленькую церквушку с небольшим куполом и крестом над ним строился большой каменный храм. Долго строился. ...

Читать далее

Что нужно знать о Сретении Господнем?

Праздник Сретения Господня Православная Церковь отмечает 15 февраля. Что значит слово «Сретение»? Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, ...

Читать далее

Вселенские учители (+МОЛИТВА святителям)

 12 февраля Православная Церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Вселенских – имеющих значение ...

Читать далее

Века переживший храм

Самому древнему на луганщине деревянному храму более 230 лет. Деревянная церковь простояла практически в первозданном виде более двух веков. И ...

Читать далее

Да укрепится сила уз духовных!

   Как свидетельствует Священное Писание, Иисус Христос является «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. ...

Читать далее


Бесспорно, что в сознании каждого верующего человека, чья жизнь пронизана Литургией, и для которого Евхаристия является центром и топонимом его духовной жизни, церковное богослужение занимает существенно  особое место, — место, которое в условиях земных реалий становится органично связанным со всем укладом и устройством его жизни, — необходимо – неотъемлемой ее частью.

И это естественно, постольку, поскольку само богослужение, являясь своеобразной формой выражения самосознания общецерковного разума, его исторического опыта, вобравшего в себя и опыт мистический частный, в то же время передает этот опыт и обогащает им каждого по-своему вновь и вновь. Поэтому, для человека, который погружается  в этот опыт и приобщается его, богослужение, может и не вполне осознанно, но все же становится, в наибольшей степени для него необходимостью, т.с. «естественностью» или же нормой его жизни. В этом – одно из значений Церковного Предания.

С особой силой и ясностью это проявляется в период Великой Четыредесятницы, когда все воедино собранные душевные устремления и переживания человека, растворяясь в атмосфере торжественного и в то же время скромного великопостного богослужения, кажется, достигают апогея в своем духовном молитвенном напряжении. Человек и богослужение здесь – не две разные жизни, но одна – жизнь религиозная, возможная только при условии единения человека с Богом, совместного творчества человека и Святого Духа, — синергии.

Конечно же, тот восторг и тот душевный подъем, которые испытывает человек в моменты соприкосновения с сакральным, пронизывающим все богослужение, неоспорим. Это – личный опыт каждого, и отрадно, если этот опыт духовно-мистический, который с одной стороны, приобретен искренним смирением, то есть осознанием своей глубинной духовной поврежденности и бессилия в борьбе с коренящимся внутри человека злом; потребностью в помощи всемогущего Бога, а так же деятельным стремлением к катарсису (достижению очищения ума, сердца), с другой же, — является естественным плодом осознания сакрального в богослужении, живого участия в нем, соединения с ним.

Человек и богослужение – не две разные жизни, но одна – жизнь религиозная, возможная только при условии единения человека с Богом, совместного творчества человека и Святого Духа, — синергии.

Богослужение, в данном случае представляется не как нечто развлекающее и периферийное. Здесь оно приобретает жизненное значение и не остается в пределах лишь храмового пространства, а простирается на всю жизнь человека, пронизывает ее. Вся жизнь последнего становится Богу-служением.

Но есть и другой опыт восприятия богослужения, — опыт односторонний и недостаточный, — т.н. душевно-эстетический, имеющий своей основой только лишь внешние формы и проявления. Этот опыт является результатом, своего рода, сенсуализма, — чрезмерной привязанности исключительно к чувственным ощущениям или интеллектуализма, ограничивающегося лишь познаниями или размышлением («поверхностное любопытство ко всякого рода символике, принимающееся за религиозное чувство» (прот. Александр Шмеман). Существует и наиболее развитый и распространенный подход к любого рода богослужению или священнодействию — прагматично-обрядовый, заключающийся с одной стороны, в целенаправленном его использовании, с другой, — в присваивании исключительной приоритетности внешнему ритуалу или атрибуту.

Вполне очевидно, что такое отношение к богослужению и ко всему тому, что с ним связано, не может быть признано подлинно христианским, поскольку здесь отсутствует главное, — жажда Бога, реальное осознание необходимости Бога, — то есть то, чем живет сама вера. Напротив, преобладающим здесь становится эгоцентризм, отнюдь не жаждущий Бога, а использующий Его. Богослужение в данном случае воспринимается не онтологично и эсхатологично, а символично и эмпирично. Внутреннему и деятельному здесь предпочитается внешнее и бездеятельное, интересное и сиюминутное; вечное подменяется временным.

Страдания Христовы, Крестная смерть – это не только исторический факт, или образ иконы, или чтение молитвословия, это, — реальное, всегда совершающееся жертвенное служение во имя спасения каждого без исключения человека, это – акт жертвенной любви или кенозис, осуществленный ради человечества. Это – действительное Бога-служение или служение Бога человеку.

Богослужение св. Четыредесятницы в своей внешней форме и выражении, действительно превосходно, — оно пышно и торжественно, но, в то же время, — скромно и умиленно. Здесь не только радость Торжества Православия, но и покаянное чувство собственного недостоинства перед Творцом; здесь не только богословское рассуждение, но и деятельный аскетический подвиг.

Предательство Христа – это не только некий акт, происшедший когда-то в истории, и совершившийся единожды. Но это действие, всегда продолжающееся, это – дело настоящего, которое касается не кого-то, а меня лично теперь и сейчас. Ежеминутно я предаю Христа, ради сохранения жизни собственной страсти, порочной привычки. Но мало знать или рассуждать об этом, — необходимо практическое действие, — покаяние и изменение себя самого, своих: ума, сердца, воли…

Страдания Христовы, Крестная смерть – это не только исторический факт, или образ иконы, или чтение молитвословия, это, — реальное, всегда совершающееся жертвенное служение во имя спасения каждого без исключения человека, это – акт жертвенной любви или кенозис, осуществленный ради человечества. Это – действительное Бога-служение или служение Бога человеку.

И я не имею права ограничить себя только лишь размышлением об этой высочайшей Христовой миссии, об этом Божественном Провиденьи, осуществившемся во времени, или сочувствием этому, — я обязан реально участвовать в этом и не отдельной только лишь сферой собственной природы (психической или интеллектуальной), но всей целокупной личностью, приобщаясь Евхаристии, участвуя в Таинствах и следуя Христову учению.

протодиакон Геннадий Пекарчук

Другие статьи автора