Рекомендованное

Как не заиграться в «великий смысл»?

«Во всем ищите великого смысла» - мне нравятся эти слова преп. Нектария Оптинского по причине их простоты и всегдашней актуальности. ...

Читать далее

12 июля: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь ...

Читать далее

 Вечность Рождества

- Ба, а почему у тебя до сих пор света в хате нет? - Так его и в деревне нет. Не ...

Читать далее

В Луганске появился памятник покровителям семьи

8 июля (25 июня по старому стилю) в Русской православной церкви празднуется день двух великих святых — благоверного князя Петра ...

Читать далее

«Православная Луганщина» Май-Июнь, 2021, №3(67) (Читать номер полностью)

Дорогие друзья, номер газеты Луганской епархии "Православная Луганщина" за Май-Июнь 2021г., теперь целиком находится в общем доступе. Кому нужно посмотреть ...

Читать далее

В свет вышла новая книга протоиерея Александра Авдюгина

В свет вышла вторая книга из "Зеленой серии надежды" (изданная Сретенским монастырем) известного писателя, публициста и блогера, клирика Ровеньковской епархии ...

Читать далее

Протодиакон Геннадий Пекарчук: Газета Православная Луганщина отвечает своей миссии

Об истории и жизни главной православной газеты Республики ЛИЦ рассказывает редактор издания, руководитель информационно-просветительского отдела Луганской епархии, автор и руководитель ...

Читать далее

Чудеса Свято-Ксеньевского прихода

  Эксклюзивное интервью с настоятелем Луганского храма святой блаженной Ксении Петербургской протоиереем Сергием Викторовичем Гутенко. «Храм, как в русских былинах» Наверное, Господь ...

Читать далее

Баба Фрося

Ефросинью Ивановну все звали «баба Фрося». Даже сынок ее, неугомонный приходской зачинатель всех нововведений и участник каждого приходского события, в ...

Читать далее

Во имя духовного единения

Вряд ли есть необходимость убеждать кого-то, что сила уз духовных – самая крепкая и надежная. Могут ослабнуть любые связи – ...

Читать далее


Бесспорно, что в сознании каждого верующего человека, чья жизнь пронизана Литургией, и для которого Евхаристия является центром и топонимом его духовной жизни, церковное богослужение занимает существенно  особое место, — место, которое в условиях земных реалий становится органично связанным со всем укладом и устройством его жизни, — необходимо – неотъемлемой ее частью.

И это естественно, постольку, поскольку само богослужение, являясь своеобразной формой выражения самосознания общецерковного разума, его исторического опыта, вобравшего в себя и опыт мистический частный, в то же время передает этот опыт и обогащает им каждого по-своему вновь и вновь. Поэтому, для человека, который погружается  в этот опыт и приобщается его, богослужение, может и не вполне осознанно, но все же становится, в наибольшей степени для него необходимостью, т.с. «естественностью» или же нормой его жизни. В этом – одно из значений Церковного Предания.

С особой силой и ясностью это проявляется в период Великой Четыредесятницы, когда все воедино собранные душевные устремления и переживания человека, растворяясь в атмосфере торжественного и в то же время скромного великопостного богослужения, кажется, достигают апогея в своем духовном молитвенном напряжении. Человек и богослужение здесь – не две разные жизни, но одна – жизнь религиозная, возможная только при условии единения человека с Богом, совместного творчества человека и Святого Духа, — синергии.

Конечно же, тот восторг и тот душевный подъем, которые испытывает человек в моменты соприкосновения с сакральным, пронизывающим все богослужение, неоспорим. Это – личный опыт каждого, и отрадно, если этот опыт духовно-мистический, который с одной стороны, приобретен искренним смирением, то есть осознанием своей глубинной духовной поврежденности и бессилия в борьбе с коренящимся внутри человека злом; потребностью в помощи всемогущего Бога, а так же деятельным стремлением к катарсису (достижению очищения ума, сердца), с другой же, — является естественным плодом осознания сакрального в богослужении, живого участия в нем, соединения с ним.

Человек и богослужение – не две разные жизни, но одна – жизнь религиозная, возможная только при условии единения человека с Богом, совместного творчества человека и Святого Духа, — синергии.

Богослужение, в данном случае представляется не как нечто развлекающее и периферийное. Здесь оно приобретает жизненное значение и не остается в пределах лишь храмового пространства, а простирается на всю жизнь человека, пронизывает ее. Вся жизнь последнего становится Богу-служением.

Но есть и другой опыт восприятия богослужения, — опыт односторонний и недостаточный, — т.н. душевно-эстетический, имеющий своей основой только лишь внешние формы и проявления. Этот опыт является результатом, своего рода, сенсуализма, — чрезмерной привязанности исключительно к чувственным ощущениям или интеллектуализма, ограничивающегося лишь познаниями или размышлением («поверхностное любопытство ко всякого рода символике, принимающееся за религиозное чувство» (прот. Александр Шмеман). Существует и наиболее развитый и распространенный подход к любого рода богослужению или священнодействию — прагматично-обрядовый, заключающийся с одной стороны, в целенаправленном его использовании, с другой, — в присваивании исключительной приоритетности внешнему ритуалу или атрибуту.

Вполне очевидно, что такое отношение к богослужению и ко всему тому, что с ним связано, не может быть признано подлинно христианским, поскольку здесь отсутствует главное, — жажда Бога, реальное осознание необходимости Бога, — то есть то, чем живет сама вера. Напротив, преобладающим здесь становится эгоцентризм, отнюдь не жаждущий Бога, а использующий Его. Богослужение в данном случае воспринимается не онтологично и эсхатологично, а символично и эмпирично. Внутреннему и деятельному здесь предпочитается внешнее и бездеятельное, интересное и сиюминутное; вечное подменяется временным.

Страдания Христовы, Крестная смерть – это не только исторический факт, или образ иконы, или чтение молитвословия, это, — реальное, всегда совершающееся жертвенное служение во имя спасения каждого без исключения человека, это – акт жертвенной любви или кенозис, осуществленный ради человечества. Это – действительное Бога-служение или служение Бога человеку.

Богослужение св. Четыредесятницы в своей внешней форме и выражении, действительно превосходно, — оно пышно и торжественно, но, в то же время, — скромно и умиленно. Здесь не только радость Торжества Православия, но и покаянное чувство собственного недостоинства перед Творцом; здесь не только богословское рассуждение, но и деятельный аскетический подвиг.

Предательство Христа – это не только некий акт, происшедший когда-то в истории, и совершившийся единожды. Но это действие, всегда продолжающееся, это – дело настоящего, которое касается не кого-то, а меня лично теперь и сейчас. Ежеминутно я предаю Христа, ради сохранения жизни собственной страсти, порочной привычки. Но мало знать или рассуждать об этом, — необходимо практическое действие, — покаяние и изменение себя самого, своих: ума, сердца, воли…

Страдания Христовы, Крестная смерть – это не только исторический факт, или образ иконы, или чтение молитвословия, это, — реальное, всегда совершающееся жертвенное служение во имя спасения каждого без исключения человека, это – акт жертвенной любви или кенозис, осуществленный ради человечества. Это – действительное Бога-служение или служение Бога человеку.

И я не имею права ограничить себя только лишь размышлением об этой высочайшей Христовой миссии, об этом Божественном Провиденьи, осуществившемся во времени, или сочувствием этому, — я обязан реально участвовать в этом и не отдельной только лишь сферой собственной природы (психической или интеллектуальной), но всей целокупной личностью, приобщаясь Евхаристии, участвуя в Таинствах и следуя Христову учению.

протодиакон Геннадий Пекарчук

Другие статьи автора