Рекомендованное

Смысл и значение 5-й Недели Великого поста

5 неделя (18 апреля) — преподобной Марии Египетской. История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост ...

Читать далее

Что такое Суббота Акафиста?

Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, ...

Читать далее

Сельские будни Новосветловского благочиния

О жизни приходов и как протекают приходские будни – об этом вниманию дорогого читателя мы предлагаем беседу с благочинным Новосветловского ...

Читать далее

Можно ли быть хорошим человеком без веры в Бога?

«Я  в Бога не верю, но ничего плохого  не делаю» - знакомая фраза, не правда ли? Не менее известна и другая: ...

Читать далее

Все о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение в 2021 году празднуется 7 апреля. Дата этого праздника постоянная, в отличии, скажем от даты празднования Пасхи. В этот ...

Читать далее

Легендарный атаман Матвей Платов

Среди самобытной природы Слобожанских степей, в Антрацитовском районе ЛНР расположено село Боково-Платово. Его жители, а особенно старожилы, могут рассказать немало ...

Читать далее

Устоять против чужого влияния! (СОЦОПРОС)

День мученической смерти святого Иоанна Предтечи вспоминается Православной Церковью 11 сентября (29 августа ст. ст.) и называется днем Усекновения главы ...

Читать далее

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, - гласит пятая ...

Читать далее

Архимандрит Иоанн: Надеюсь, монастырь станет духовным оплотом православия нашей епархии

В дни Великого поста об истории и жизни единственного в Республике мужского монастыря ЛИЦ рассказывает игумен Свято-Вознесенской обители архимандрит Иоанн ...

Читать далее

Природа смеха: во благо или на погибель

Есть «время сетовать» и «время плясать» (Еккл.3:4). Гомерический смех. Смех сквозь слезы. Неумеренный смех  - потакание человеческой падшей природе. И ...

Читать далее


На одной  выцветшей от времени фотографии изображены несколько холмиков свежих могил, а за ними – люди в шинелях. За спинами людей – церковь. В могилах этих похоронены порубанные белогвардейцами марковские комиссары. Люди в шинелях – грозные красноармейцы. А церковь – храм Успения Пресвятой Богородицы. Пройдет немного времени, и церковь исчезнет с лица земли.  Эта же участь постигнет еще три  храма, которые служили украшением слободы Марковки. По-видимому, в то время богоборческая власть считала, что лучшая дань памяти убитым комиссарам – разрушение святых православных церквей. Но время смещает акценты. Духовные просветительские семена, посеянные благочинным Марковского округа, настоятелем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы  протоиереем Григорием Акименко,  всходят в сердцах людей.  Это наглядно показала недавняя командировка в Марковский округ.

О том, как богоборческая власть рьяно воевала с церковью Христовой,  повествует, в частности, книга Олега Поростюка «Православная Луганщина в  годы гонений и трагических испытаний 1917-1988 годов». Находим в ней раздел, посвященный трагической судьбе марковских храмов.

Церковь в честь Преображения Господня. Община разогнана в 32-35 годах прошлого века.  В 1951 году здание церкви разобрано.

Церковь в честь Пресвятой Троицы. Закрыта в конце 20-х годов. Разрушена за два года до начала Великой Отечественной войны.

Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, самая старинная, по словам стариков, церковь. Приход упразднен в середине 20-х годов.  В начале 50-х годов церковь разрушили. Точно также поступили с часовней, расположенной в кладбищенской ограде…  В послевоенное время, заключает автор, в Марковке  не было зарегистрировано ни одного прихода.

Казалось бы, после того, как камня на камне не осталось от православных храмов, богоборческая власть могла торжествовать победу.  Но одно дело разрушить дом молитвы, другое – погасить лампадку веры в человеческом сердце.  Те, кто еще в детстве помнил величавые купола православных храмов Марковки, те, кто помнил благовест, лившийся с колоколен,   верили: придет время возрождения. И такое время настало! Все мы хорошо помним, как в начале 90-х годов на Луганской земле начали открываться храмы. Для совершения в них богослужений пришли  десятки молодых священников.  В числе таких батюшек был и Григорий Акименко.

Встреча с отцом Григорием состоялась на праздник Преображения Господня. Закончилось праздничное богослужение. Ушли последние, получившие благословение прихожане. В храме воцарилась тишина. Немного утомленный  после службы  батюшка приглашает в крестильное помещение, в котором, когда нет посетителей, можно и отдохнуть, и поговорить по душам.

Разговор заходит о жизненном пути отца Григория, его первых шагах на ниве служения Господу.

-Родом я из шахтерских краев, Донецкой области, — рассказывает отец Григорий. — Семья у нас была многодетная: четыре сестры и два брата. Родители были люди глубоко верующие, и не случайно лампадки веры засветились в наших душах очень рано. Я с детства любил ходить в храм. Служил пономарем, пел на клиросе.

С внешней стороны биография  будущего батюшки была такая же, как у многих его сверстников: учеба в школе, потом – техникум. Десять лет Григорий Акименко проработал на шахте механиком. Но годы светской жизни не погасили лампадку веры. В 1992 году владыка Иоанникий, в ту пору Архиепископ Луганский и Старобельский, рукоположил Григория в сан дьякона, а 26 декабря того же года – в сан иерея. Примечательно, что рекомендацию Григорию дал родной брат отец Георгий, уже в то время  являвшийся благочинным Антрацитовского округа. 4 января 1993 года владыка издал указ направить молодого священника в Марковку возрождать приход. «Будет там и храм, будет  и жилье для священника, — сказал владыка, — переживать не надо, надо молиться».

Марковцы встретили молодого батюшку хлебом-солью, и такой теплый прием наполнил сердце священника надеждой. Батюшка принял приход 8 января 1993 года – когда все православные празднуют Рождество Христово. А 19 января, в день Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на  ставках, на Белой Кринице, состоялось Великое освящение воды. Батюшка вспоминает, что на праздник пришло много людей – бабушки вели внуков, папы и мамы —  детей. Все было очень хорошо организовано, за что благодарность администрации поселка.

«С торжественного молебна, который мы служили, началось возрождение Православной Веры в одном из самых отдаленных уголков Луганщины».

С началом  весны администрация передала приходу здание под церковь.

Отец Григорий рассказывает, что раньше в нем размещался мебельный магазин. Дом был большой, просторный, но при этом очень запущенный.  Администрация передала его приходу в аренду на 20 лет без права какой-либо капитальной перестройки. Этим власть как бы косвенно намекала: мол, мы вам разрешаем молиться, но вы без нашего распоряжения ничего в доме не трогайте – мало ли что, а вдруг иные времена настанут. Иные времена действительно настали.  По милости Божьей пост председателя районного совета принял Александр Викторович Житин, который до этого трудился главврачом местной больницы. Отца Григория с ним связывали самые теплые отношения. Александр Викторович знал, какой тяжкий крест приходится нести настоятелю храма: его средний сын  Димитрий (у отца Григория трое детей: старшая дочь Марина, средний сын Димитрий и младший Антон) болен детским церебральным параличом. Главврач, человек верующий, воцерковленный, оказывал батюшке помощь, на которую только был способен. Посещая молитвенный дом, он видел, в каких нелегких условиях приходится исполнять батюшке свой пастырский долг. Видел и то, как много священник трудится: здание и прилегающая территория поддерживаются в порядке, стены украшаются иконами, приобретается церковная утварь, духовная литература…

Возглавив райсовет, Жилин помог передать здание церкви в собственность приходу. Это стало новым этапом в жизни прихода: в храме сделали капитальный ремонт, вставили пластиковые окна, оборудовали крестильное помещение, активно взялись за благоустройство территории. Храм теплый, отапливаемый – люди с радостью идут в него молиться зимой, когда на улице мороз обжигает щеки.

В 2000 году по благословению владыки Иоанникия в Марковке прошел Крестный ход и состоялось освящение места под строительство типового храма. Об этом знаменательном событии напоминает металлический крест, установленный на месте, отведенном под новый храм. Кто-то может спросить: почему же строительство до сих пор не  началось? Чтобы объективно ответить на этот вопрос, надо знать ситуацию в Марковском районе и непосредственно в самой Марковке. К примеру, демографическая сторона вопроса такова: по статистике в 2001 году население Марковского района составляло 21000 человек. По некоторым источникам за последние 10 лет оно сократилось до 15000. В самой же Марковке раньше проживало 7000 человек, в настоящее время, не более 5,5 тысяч. Вывод, который напрашивается сам собой: чем меньше население, тем меньше процент тех, кто может ходить в церковь.

Другая сторона – экономическая. Крупные сельхозпредприятия Марковского района по разным причинам прекратили свое существование, а владельцы мелких фирм и ферм, просто отдельные фермеры (Марковский район имеет аграрную направленность) не могут позволить себе жертвовать средства, которых бы хватило для масштабных работ.

Но есть еще одна грань, о которой хочется сказать особо –  видение окружающего мира частью населения района.  Восемьдесят лет, в течение которых в Марковке выкорчевывалось религиозное сознание, привело к тому, что несколько поколений марковцев выросли без веры в Бога. Люди не знали, как молиться, не умели молиться и не понимали, для чего это надо. И когда, наконец, в поселке открылась церковь, просто стеснялись в нее заходить: мол, увидят знакомые, и будут показывать пальцем. Хуже было другое – нашлись такие, кто по мере того, как громче в Марковке звучала молитва, стали мешать пастырской деятельности батюшки, даже занялись  вредительством… Однажды вандалы проникли в церковь и совершили ее осквернение. Памятный крест, установленный на том месте, где должен строиться типовой храм (вначале он был деревянный), дважды спиливали, из-за чего пришлось установить металлический. Спилили также поклонный крест на одном из выездов из Марковки. Сколько же мужества и стойкости духа понадобилось священнику, чтобы, не смотря на злобу и враждебность продолжать служение во имя Святой Православной Церкви!

О таких священнослужителях сказал Христос: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков…» (Мф., 10:16).

Сам же батюшка так отзывается о случившихся бедах: «Значит,   не достаточно горячо молились. Надо усилить молитву. Тогда Пресвятая Богородица покроет Своим омофором церковь и приход и защитит от  козней лукавого».

Скромная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, если смотреть на нее с улицы, отличается от других строений лишь небольшой луковкой, увенчанной крестом да морем  растущих вокруг нее цветов. Зато, зайдя внутрь, человек сразу погружается в атмосферу молитвы. Ее создают многочисленные иконы, у каждой из которых своя история.  Например, в крестильном помещении привлекает глаз икона Крещения Господня – дар брата отца Георгия. Икона была написана в Антрацитовском благочинии 18 лет назад. Рядом с ней – икона Богородицы «Толгская» — подарок отцу Григорию в день  50-летия.

Образ Богородицы «Неополимая Купина» — местночтимая икона. По преданию, написана  в Иерусалиме. Сперва ее доставили в Москву, потом – в Кантемировку, а из Кантемировки крестным ходом несли в Марковку. Все это происходило до революции. После октябрьского переворота икону прятали верующие люди, и уже  совсем недавно  она была передана в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Справа от «Неополимой Купины» —  икона Спасителя.  В храме она появилась в 1994 году. Одна семья хотела провезти ее через границу. Но таможенная служба не пропустила. Тогда люди приехали в Марковку и передали икону Успенскому храму. Большое полотно с изображением Христа и апостолов пожертвовал Юрий Иванович Скиртач, а вышитую икону св. Целителя Пантелеимона  в дар храму преподнесла бывший начальник районной налоговой инспекции Татьяна  Ильинична Меженская…

Наш разговор с отцом Григорием заходит об округе, о жизни приходов. В округе шесть приходов, которые окормляют четыре  священнослужителя.  Приходы малочисленные, поскольку малочисленны сами села, поэтому у одного священника в окормлении может находиться несколько сел. Много приходится трудиться батюшкам  Марковского благочиния. Но, беря пример со своего благочинного, они исполняются твердости и силы духа. В этом представилась возможность убедиться после посещения нескольких приходов.

У старинного Свято-Вознесенского храма в селе Просяное нас встретил архимандрит Феогност (Пушков).

У отца Феогноста – два прихода: здесь, в селе Просяном и в селе Курячовка, где находится Свято-Никольский храм. Рассказывая о себе, батюшка поведал, что он крестился сознательно, когда ему было 11 лет.

— Это было личное обращение к Богу, — сказал отец Феогност.- Религия для меня —  живое общение и стояние перед Богом.  Благодаря этому духовному общению я постепенно стал христианином, монахом, священником…

Как рассказал отец Феогност, Свято-Вознесенский храм был построен в 1840 году. В 20-х годах прошлого столетия  храм закрыли, сорвали крышу, купола, кресты. Перед тем, как храм был возвращен  Церкви, в нем располагался склад химических удобрений.

По словам отца Феогноста, реставрировать храм должны профессионалы, нужна соответствующая техника.  На сегодняшний день готов серьезный проект по реставрации старинного храма, который по просьбе настоятеля разработали профессиональные архитекторы.  Реставрационный проект готов, и батюшка ищет благотворителей, способных пожертвовать средства на реставрационно-восстановительные работы…

К счастью, Свято-Кирилло-Мефодиевский храм в селе Тишковка в богоборческое время подвергся меньшему поруганию. Построенный в 1912 году на окраине села, он, как рассказывали  старожилы, «не мозолил» глаза  сельскому руководству.  По той причине, что в местном колхозе негде было хранить зерно, храм отдали под зернохранилище. Об этом поведал старенький учитель истории  Николай Михайлович Мамай.  Беседа с учителем- старожилом и преданными прихожанками храма Людмилой Ивановной Коренской и Екатериной  Михайловной Калюжной состоялась внутри церкви в присутствии настоятеля игумена Спиридона (Инькова), который  помог эту встречу организовать.

По словам участников беседы, после закрытия церкви люди глубоко верующие много потрудились ради спасения церковной утвари.  С 2000 года церковь вновь была открыта. Самые активные члены общины сразу взялись за ее благоустройство. Добрым словом люди вспоминают иеромонаха Арсения (Мельника), вдохновлявшего прихожан, изыскивавшего средства на производство работ по внешней и внутренней отделке церкви.

Конечно, для того, чтобы Свято-Кирилло-Мефодиевский храм стал украшением не только прихода, но и всего  благочиния, надо положить еще очень много трудов: завершить отделочные работы, восстановить купола, реставрировать колокольню.

— Молимся, чтобы Господь послал нам верующего человека, который бы помог в благоустроении  нашего храма, — сказал на прощание отец Спиридон.

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20). Эти слова Спасителя отец Григорий не устает повторять в общении со своими духовными чадами.

— Главная задача священника – привести ко спасению людей, — говорит батюшка. – Остальное приложится.

Отцу Григорию отрадно, что с каждым годом становится все больше людей. С некоторыми из духовных чад священника удалось встретиться и пообщаться.

      Татьяна Радченко, племянница супруги отца Григория матушки Веры:

— В церковь я стала ходить постоянно лет с 13-ти, — рассказывает Татьяна. —  Как сейчас помню: первый раз самостоятельно  пошла на праздник святителя Николая Чудотворца. После окончания школы  по благословению владыки Иоанникия поехала в Старобельский женский монастырь, где была год на послушании. Спустя год архипастырь направил меня в Марковку помогать батюшке.

Уже 18 лет здесь тружусь. Когда родился Дима, я разделила с батюшкой  тяжелый крест болезни его сына…

      Татьяна Ильинична Меженская:

-Вышитую икону Целителя Пантелеимона, — говорит Татьяна Ильинична, —  мне подарила одна талантливая рукодельница, которая живет в селе Гераськовка. Я же передала ее в дар Свято-Успенскому храму — так мне хотелось выразить свою любовь и уважение нашему батюшке отцу Григорию. Я не покривлю душой, если от имени других прихожан скажу, как мы его горячо любим. У многих в душе он разбудил веру в Бога.

     Павел Викторович Коваль, частный предприниматель.

    Таких людей, как Павел Викторович, часто называют талантливыми самородками. Он с детства интересуется историей родного края, собрал у себя дома коллекцию ценных исторических экспонатов, которая в будущем может послужить основой для создания местного краеведческого музея. Интересуется Павел Викторович и историей разрушенных марковских церквей. В частности, он выяснил, что икона Николая Чудотворца, находившаяся в Преображенской церкви, реставрировалась в 1703 году. Сколько же лет тогда было самой церкви? Есть все основания считать, что построена она была еще в 17 веке.

По словам Павла Викторовича, к вере он шел постепенно, годами.

— А теперь, когда я стал верующим человеком, — говорит Павел, — уже не отец Григорий ко мне придет, а я сам к нему приду и предложу ему помощь. Будем сообща решать наши проблемы.  Не так давно отремонтировал экскаватор.  И не столько для того, чтобы зарабатывать на нем деньги, сколько для того, чтобы вырыть котлован для нового типового храма. И не один я готов помогать. У меня много знакомых, которые тоже всем сердцем хотят, чтобы в Марковке появился красивый типовой храм…

Незадолго до отъезда я спросил у отца Григория: что ему больше всего запомнилось за двадцать лет службы на приходе в поселке Марковка. Батюшка на несколько минут задумался и сказал:

— Много было запоминающихся событий. Но самое яркое, наверное,  Крестный ход, который у нас в Марковке состоялся 4 августа 2013 года, в день памяти святой  равноапостольной Марии Магдалины,  и был посвящен 1025-летию Крещения Руси.  Впервые в истории  нашего благочиния  Крестный ход возглавил правящий архиерей владыка Митрофан.  На торжество собралось множество людей.  Мы шли по улицам Марковки с колокольным звоном, с иконой Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», с пением акафистов. Люди шли и плакали от радости. Их глаза сияли от молитвенной радости. И это было для меня лучшим подтверждением возрождения Православия на Марковской земле.

Редакция «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2013, Сентябрь