Рекомендованное

Смысл и значение 5-й Недели Великого поста

5 неделя (18 апреля) — преподобной Марии Египетской. История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост ...

Читать далее

Что такое Суббота Акафиста?

Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, ...

Читать далее

Сельские будни Новосветловского благочиния

О жизни приходов и как протекают приходские будни – об этом вниманию дорогого читателя мы предлагаем беседу с благочинным Новосветловского ...

Читать далее

Можно ли быть хорошим человеком без веры в Бога?

«Я  в Бога не верю, но ничего плохого  не делаю» - знакомая фраза, не правда ли? Не менее известна и другая: ...

Читать далее

Все о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение в 2021 году празднуется 7 апреля. Дата этого праздника постоянная, в отличии, скажем от даты празднования Пасхи. В этот ...

Читать далее

Легендарный атаман Матвей Платов

Среди самобытной природы Слобожанских степей, в Антрацитовском районе ЛНР расположено село Боково-Платово. Его жители, а особенно старожилы, могут рассказать немало ...

Читать далее

Устоять против чужого влияния! (СОЦОПРОС)

День мученической смерти святого Иоанна Предтечи вспоминается Православной Церковью 11 сентября (29 августа ст. ст.) и называется днем Усекновения главы ...

Читать далее

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, - гласит пятая ...

Читать далее

Архимандрит Иоанн: Надеюсь, монастырь станет духовным оплотом православия нашей епархии

В дни Великого поста об истории и жизни единственного в Республике мужского монастыря ЛИЦ рассказывает игумен Свято-Вознесенской обители архимандрит Иоанн ...

Читать далее

Природа смеха: во благо или на погибель

Есть «время сетовать» и «время плясать» (Еккл.3:4). Гомерический смех. Смех сквозь слезы. Неумеренный смех  - потакание человеческой падшей природе. И ...

Читать далее


 Три пути богословия соединены в богослужении Святой Православной Церкви: знание о Боге, выраженное через таинства и учение Церкви, православная иконопись и, наконец, церковное песнопение. О «богословии в звуке», о том, как влияет оно на души людей – речь в нашем материале.

Сентябрьское утро. Литургия закончилась, и под  сводами Свято-Петро-Павловского кафедрального собора воцарилась тишина.  Ушли последние прихожане. И только на клиросе слышны тихие голоса – это исполнители первой группы собора во главе с регентом Натальей Пекарчук  делятся впечатлениями о том, как прошла служба, обсуждают уровень исполнения церковного песнопения.

С некоторыми членами творческого коллектива, как, к примеру, Натальей Пекарчук или Дмитрием Роговым, я знаком не первый месяц. А вот раньше ни разу  не расспрашивал о месте церковного песнопения в их жизни. Сегодня такая возможность, наконец, представилась. Тем более группа собралась почти в полном составе.

Первый вопрос – о приобщении к церковному песнопению, принятии решения петь на клиросе.

  …роль церковного песнопения трудно переоценить. Часто люди приходят в церковь, чтобы покаяться, снять камень с души. И церковное песнопение помогает им обрести покой в душе, умиротворяет, умащивает духовным елеем.

Говорит регент группы Наталья Перкарчук:

— Любовь к пению у меня проявилась еще в раннем детстве. Когда исполнилось шесть лет, мама привела в музыкальную школу. Там  прослушали и сказали маме, что у ребенка есть способности, надо развивать голос и слух. Вначале выступала на разных утренниках.  Потом мама привела в церковь. Жили мы тогда в городе Антраците. Ходили в Свято-Покровский храм, где на меня обратил внимание настоятель отец Георгий Акименко. Он сказал, что хорошо бы создать при воскресной школе  детский хор.  Эта идея нам всем очень понравилась.  Учителем у нас была раба Божия Татьяна.  Собственно говоря, под ее чутким руководством я и приобщилась к церковному пению. Многое мне дали паломнические поездки в монастыри. Особенно запомнилось посещение  Девеевской обители.  Мы привезли оттуда кассеты, ноты и это было настоящее чудо.  Когда в мир иной отошла Татьяна, ее место заняла другая Татьяна – она была музыкальным работником. Очень активная, энергичная. Мы разучивали разные произведения, работали над репертуаром. Иногда я ее заменяла, старалась вникать в детали,  запоминать особенности службы. Мне все это нравилось.  Поэтому не случайно я связала свою судьбу с церковным песнопением. Шло время. Я вышла замуж, переехала в Луганск. Владыка Иоанникий благословил меня петь на клиросе в Свято-Петро-Павловском соборе. По выходу из декрета в моей жизни открылась новая страничка – встал вопрос о создании церковного хора, который бы пел по будням. Это было в октябре прошлого года. Мы стали подбирать людей, которые бы любили петь, имели музыкальное образование и что очень важно – были бы людьми воцерковленными. Искали – и наши старания увенчались успехом: подобрался прекрасный коллектив, в котором сегодня шесть человек. Самая старшая и самая опытная – Елена Ивановна Мушкаева, она преподаватель музыки, поет альтом, иногда тенором.  Любовь Вячеславовна Почтовая также имеет музыкальное образование, поет вторым сопрано.  Евгений Павлович Ковальчук – профессиональный музыкант, играет на ударных инструментах, поет баритоном.  Дмитрий Викторович Рогов ведет басовую партию.  Профессионально занимается музыкой  Александр Николаевич Воробейчиков.  Участники хора – все профессионалы, музыкально образованные, поют с большим мастерством и желанием.

В разговор вступает Елена Мушкаева:

— В хор я пришла в феврале  2012 года. До этого пела в Александровске, в Свято-Вознесенском храме.  Было время, когда, работая в музыкальной школе, я была очень далека от церковного песнопения. Большое влияние на меня оказала регент Свято-Вознесенского собора в г. Александровске  Алла Грантовна Дядус. Она воспитала уже несколько поколений исполнителей церковных песен. И меня она приобщила к вере, а потом и к церковному песнопению. Что я могу сказать о нашей группе? Коллектив молодой. Но с большим творческим потенциалом. Очень отрадно, что у нас такой замечательный руководитель – Наталья Пекарчук. Она хорошо знает область духовной музыки, задает тон, постоянно находится в творческом поиске.

…что  для меня означает церковное пение?  Это особое состояние души.  Ты ведь не только поешь, ты одновременно молишься. И это возвышает душу.

О своем пути в храм, приобщении к церковному пению рассказывает  Любовь Почтовая:

— Мой дедушка был священником, и по моей просьбе  привел в храм.  Я попросилась петь в церковном хоре.  Просьбу мою выполнили. После школы я поступила в училище культуры на дирижерское отделение. По окончании пела в храме. Выйдя замуж, уехала в Ростов-на-Дону, где пела в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через какое-то время вернулась в Луганск и пришла в Свято-Петро-Павловский собор. Господь сподобил меня познакомиться с матушкой Констанцией (после принятия схимы схимонахиней Кронидой), которая пела на клиросе. Это был человек с огромным сердцем, наполненным христианской любовью. Матушка просила, чтобы я утром и вечером посещала храм и пела на клиросе. Она отошла ко Господу, но память о ней живет в моем сердце. Впоследствии я познакомилась с матушкой Натальей Пекарчук,  которая пригласила в свою группу. Это произошло в ноябре прошлого года.  Добавлю, что роль церковного песнопения трудно переоценить. Часто люди приходят в церковь, чтобы покаяться, снять камень с души. И церковное песнопение помогает им обрести покой в душе, умиротворяет, умащивает духовным елеем.

Говорит Наталья Пекарчук:

— Это правда.  Когда я пою, я как будто заново рождаюсь…

Слово —  Дмитрию Рогову:

-Мне плохо, когда я не пою. Но  до конца я осознал это, когда стал петь на клиросе. Воцерковлялся я на хуторе Можаевка.  Переехав в Луганск, много лет пел в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление». Господь сподобил познакомиться с протодиаконом Геннадием Пекарчуком. Он сказал, что в церковном хоре Свято-Петро-Павловского собора есть вакантное место. Батюшка представил меня матушке Наталье. Она прослушала и ей понравилось.  Хотите знать, что  для меня означает церковное пение?  Это особое состояние души.  Ты ведь не только поешь, ты одновременно молишься. И это возвышает душу.

   …что с Божьей помощью мы будем продолжать трудиться на поприще хорового пения, — говорит регент Наталья Пекарчук, — имея ввиду главную его цель – донести до слуха молящегося человека, а главное его сердца суть молитвословия, возбудить в нем подлинное религиозное чувство, то есть помочь ему максимально раскрыться для восприятия Бога.

Евгений Ковальчук не смог принять участия в нашей беседе –  находился в творческой командировке. Свой отклик он оставил на смартфоне руководителя хора:

«С детства я посещал храм и мне очень нравилось церковное пение. Потихоньку я и сам стал петь на клиросе. Из всего, что в моей жизни было лучшего – церковное пение стоит на первом месте.  Я считаю, что для музыканта петь в церковном хоре – самая высокая награда».

– Надеюсь, что с Божьей помощью мы будем продолжать трудиться на поприще хорового пения, — говорит регент Наталья Пекарчук, — имея ввиду главную его цель – донести до слуха молящегося человека, а главное его сердца суть молитвословия, возбудить в нем подлинное религиозное чувство, то есть помочь ему максимально раскрыться для восприятия Бога. И когда после окончания богослужения к нам подходят люди и со слезами на глазах благодарят за слаженное и мелодичное песнопение, мы считаем что хорошо потрудились во славу Божью и наше песнопение тронуло сердца верующих.

Церковь – тело Христово на земле.  Поэтому церковное песнопение есть  земной отзвук ангельского пения.  Оно наполняет душу восторгом, возвышает над всем земным, примиряет с собой и ближними, облегчает скорби, располагает людей к взаимной любви и единомыслию, помогает молящимся деятельно участвовать в соборной молитве.

От редакции

Итак, как же влияет церковное песнопение на души людей? В чем его главное назначение?

С самых первых веков жизни Святой Православной Церкви вся служба была облечена в церковную музыку. Святые отцы понимали, как всю силу музыки и ее очарование, которое производит она на душу человека, так и необходимость человека выразить свои чувства в молитве с Богом посредством музыки.  Ангелы поют осанна в вышних Господу. Церковь – тело Христово на земле.  Поэтому церковное песнопение есть  земной отзвук ангельского пения.  Оно наполняет душу восторгом, возвышает над всем земным, примиряет с собой и ближними, облегчает скорби, располагает людей к взаимной любви и единомыслию, помогает молящимся деятельно участвовать в соборной молитве. Афанасий Великий пишет, что «… исполнение псалмов с мелодией есть доказательство гармонии душевных помыслов, а мелодичное чтение есть признак упорядоченности и мирного состояния разума…». А святой Григорий Нисский говорит: «Весь мир –это музыкальная гармония, Творцом и Создателем которой является Бог. Точно также и человек по своей природе является малым миром, в котором отражается вся музыкальная гармония вселенной». А по словам Василия Великого, введение музыки в церковные службы это не просто художественное вмешательство талантливых музыкантов, облекающих  церковные гимны в мелодии, но дело Духа Святого, «… который наставляет Церковь на всякую истину…».

Редакция «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2013, Октябрь