Пост часто воспринимают как диету, как возможность «вывести шлаки», как оправдание веганству и т. д. Каким же должен быть правильный пост с точки зрения питания?
В самом деле, проще всего увидеть в посте именно систему пищевых ограничений. Для многих постящихся пост годами остаётся не более чем диетой, предшествующей празднику Рождества или Пасхи. С первого дня такой «диеты» человек включается в своеобразный режим ожидания. Причём ждёт он не столько праздника, сколько разговения. Другими словами, пост для него – время «нельзя» в ожидании, когда будет «можно». Соответственно, основным постным «деланием» в таком случае с первого дня поста становится забота о том, чтобы ежедневный постный стол был не хуже привычного скоромного. В итоге выходит парадоксальная ситуация, когда в период года, который должен быть посвящён молитве, покаянию и сведению к минимуму житейских хлопот, человек тратит именно на эти хлопоты в разы больше сил, денег и времени, нежели тогда, когда поста нет. Внешне всё как нельзя более благопристойно: скоромного человек не ест, нередко даже прописанного в Типиконе устава поста, со всеми сухоядениями и запретами на постное масло, придерживается буквально и строго, а иные даже отдельно перед причастием не едят рыбы, даже если по уставу можно. Но по сути человека занимает обыкновенная диета, разве что с разговорами о благочестии и молитвенным правилом. И ведь, что важно, даже понимая неправильность такого положения вещей, незадачливый постник в лучшем случае проговаривает это на исповеди, в худшем же – утешает себя мыслью, что как-никак, а он всё-таки постится, а это всяко лучше, чем ничего.
Что ж, в чём-то наш постник прав: лучше уж диета, чем вообще ничего. Однако лучше она лишь в одном случае – если с неё ранее не постившийся человек начинает входить в ритм церковной жизни, если она, так сказать, является первым опытом поста. А первому опыту, как известно, простительны неточности, ошибки и прочие несовершенства. Но первый опыт на то и первый опыт, чтобы стать ступенью вверх, а не привычкой. Поэтому, когда первый опыт становится единственным, он уже достоин не снисходительности, а порицания. Впрочем, порицать – дело нехитрое, ни усилий не требующее, ни ответственности не налагающее. Между тем всякая неправильность требует исправления и что делать, если пост превратился в диету, – вопрос отнюдь не праздный.
Итак, главное в телесном посте – усилие. Именно оно первым приносится в жертву при стремлении сделать пост комфортным. Если привычный переход от мясного к рыбному или овощному стал будничным и незаметным, стоит немного себя взбодрить. Например, более строго следовать уставу поста, если до сих пор мы, например, употребляли в пищу рыбу или постное масло без разбора дней. Ещё один способ – сделать стол более однообразным, тогда через некоторое время мы и сами не заметим, как обычный обед или ужин стоят нам некоторого усилия, даже несмотря на аппетит. Другая, не менее важная составляющая поста – снижение градуса суеты. У нас же нередко он только повышается из-за необходимости выискивать постное повкуснее и изощряться в его приготовлении, чтобы быстро не приелось. Противопоставить этому можно жёсткий самоконтроль с целью максимально возможного вытеснения суеты из жизни на время поста. Соответственно, если забота о вкусности и разнообразии постного стола будет ограничена рамками недопущения суеты, польза от поста будет несравненно больше той, которую мы привыкли получать, постясь вполсилы или размениваясь на суету. Третье – всем нам давно пора перестать бежать по жизни. Неестественно быстрый темп, к которому нас приучила жизнь, мы стараемся поддерживать постоянно, в том числе и во время поста. Не в последнюю очередь он влияет и на наше отношение к посту: вдумываться во что бы то ни было времени нет, полноценно работать над собой времени нет, бороться со страстями тоже времени нет. Есть время, чтобы плыть по течению. Мы и плывём. Правда, у нас, верующих, русло отдельное, со своими порогами и стремнинами, однако нам это не мешает воспринимать церковную жизнь так же поверхностно, как и мирскую. И движемся мы по ней механически, не очень и заботясь о том, что в ней для чего и как оно должно выглядеть. Минимальные усилия, наименьшее сопротивление, мизерный результат. При этом главное, что приносит с собой пост, – необходимость изменить отношение к жизни. Необходимость остановиться, всмотреться в себя, осмыслить свою жизнь и то место, которое мы определяем в ней для Бога. Стоит хоть сколько-нибудь изменить отношение к Богу, к миру и к себе, как желание бежать уступит место желанию жить. Жить осознанно и вдумчиво. Жить не спеша, с чистой совестью и, как сказал псалмопевец, с «законом Бога в сердце». Такой настрой учит человека основательности, которая в свою очередь подойти к посту как к простой диете не позволит.
Что ж, подытожим. Правильный подход к посту в пище включает в себя три составляющих: приложение усилия, отказ от суеты и основательность. Для кого важно, чтобы его пост не превратился в диету с церковными особенностями, тот пускай возьмёт на вооружение. Тем же, кто диетой доволен, пожелаем не останавливаться на достигнутом. Тем более что впереди ещё добрая половина поста.
Протоиерей Владимир Пучков
Источник: pravlife.org
21 сентября православные будут праздновать Рождество Пресвятой Богородицы
20 сентября Церковь вспоминает героев Куликовской битвы – преподобных Александра Пересвета и Андрея Ослябю
Власти Украины ищут новый способ надавить на УПЦ
Патриарх Кирилл назвал две главные опасности развития искусственного интеллекта и рассказал, как им противостоять
Молебен для сотрудников чрезвычайного ведомства
В Нижнем Новгороде состоялась церемония закрытия II Всероссийских спортивных игр
Молебен с акафистом у Луганской иконы Божией Матери
«Почему Бог сделал меня таким?» Ответы священников на вопрос «особого» человека
Луганская икона Богородицы побывала на стартовой площадке Байконура
Луганское духовенство приняло участие в международной конференции в Махачкале
Священнослужители оказывают помощь пострадавшим от пожаров
«Союз православных женщин» отпраздновал первую годовщину со дня своего создания
Митрополит Пантелеимон призвал вознести молитву иконе Божией Матери «Неопалимая Купина»
Патриарх Кирилл назвал кощунством сожжение христианских крестов в Косове
Руководитель епархиального Отдела по взаимодействию со СМИ принял участие в открытии «Сквера молодоженов»
Поздравление митрополита Луганского и Алчевского с Днем города Луганска
Секретарь Епархии принял участие в праздновании Дня города
Поздравление Высокопреосвященнейшего митрополита Пантелеимона с Церковным Новолетием
Сегодня, 14 сентября, православные отмечают начало индикта – церковный Новый год
Македонская Церковь раскритиковала украинский закон о запрете УПЦ