В сегодняшнем евангельском зачале (Мк. 10, 46-52) об исцелении Христом слепца Вартимея, я больше всего заострился вниманием на словах может быть не ключевых в данном повествовании, — ибо основной его посыл заключается в необходимости осознания собственной духовной слепоты и бессилия, а значит, и нужды в помощи Свыше – с одной стороны, с другой, — в обязательности наличия твердой веры, которая эту помощь делает возможной, — меня тронуло другое, а именно, сопутствующая сути описываемого события фраза «Многие заставляли его (слепца – прим. П.Г.) молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! Помилуй меня!»
И я объясню, почему. Дело в том, что слова эти, кажущиеся мимолетными в контексте данного евангельского повествования, на самом деле очень жизненны, в том смысле, что отражают ту действительность, которая всегда была, есть и будет актуальной для человека, связавшего или желающего связать свою жизнь с Богом.
Что это за действительность? Это тот соблазн, который сопутствует верующему человеку на протяжении всей его жизни. Это тот соблазн, который заставляет влекущееся к Богу сердце замолчать – заглушить к Нему его зов, подавить стремление, поколебаться в вере.
Впервые это произошло с человеком в «допадательном» периоде его жизни в райском Эдемском саду, когда он позволил сомнению, к которому подтолкнул его «падший ангел», взять над собою верх. Хитрому змию — диаволу-искусителю удалось разуверить первых представителей «венца творения» в той искренней любви к ним их Творца, которой было пронизано каждое Его действие и слово, осуществленное и сказанное в их отношение.
Словно под копирку, но не так явно, как тогда, «князь мира сего» (Ин. 12, 31) действует и поныне, лишь меняя методы, средства, обличья и изощряясь в способах подступов и подходов к объекту своей зависти.
Иногда он говорит нам устами окружающих нас вроде этого: «Вот вы верите в Бога, ходите в храмы, выполняете обряды, следуете множеству предписаний, — и что это вам дает? Ведь при этом вы не становитесь ни материально благополучнее, ни здоровее? Тогда зачем вам все это?»
Порой же он преподносит нам подобного рода аргументы в другой плоскости нашей жизнедеятельности – на уровне мыслей, чтобы как минимум наше отношение к Богу выстраивалось и формировалось исключительно в парадигме преходящих земных ценностей, максимум же – и вовсе отказались бы от таких отношений, которые не сулят никаких желаемых ощутимых и зримых дивидендов «еже в мире» (которые существуют в мире), которые бы удовлетворили «похоть плотскую (чревоугодие и сладострастие), похоть очес (пороки души), и гордость житейскую (любовь к собственному возвышению)» (1Ин. 2, 16).
Сатана делает все, чтобы двери клети нашей души были для Божьего посещения и благодатного в ней пребывания напрочь захлопнуты и окончательно заперты. И чтобы умолк вопль «Сын Давидов! Помилуй меня!», который только и может исходить от твердой веры, выкованной «нищетою духовною» (осознанием собственной беспомощности) и закаленной терпением.
Этот вопль – не только молитва. Этот вопль – еще и благовестие, свидетельство о Боге: во-первых, — что Он есть; во-вторых, — что Он всемогущ, и что Он, наконец, — Благ.
И здесь, когда это свидетельство провозглашается во всеуслышание, «духи злобы поднебесной» (Еф.6, 12), используя подверженных их искушению и соблазну, также пытаются заткнуть рты благовествующим о Христе Спасителе и плодах Божественного Домостроительства (в которое включены, в том числе, и «богоучрежденный организм» — Церковь, Ее Святые Таинства и пр.). «Многие заставляли его (слепца – прим. П.Г.) молчать…» — и в этом случае фраза эта вписывается в реалии жизни нынешней.
Современному православному обывателю иногда кажется, что большинство людей, чья жизнь жительствует вне ограды церковной, относится при этом к Богу и Церкви весьма благосклонно и сочувствующе. Однако я считаю, что такое впечатление основано не на объективной оценке наличной действительности, а, скорее на субъективном, частном, локальном опыте.
Так или иначе верующий человек старается жить в рамках «веры и благочестия», сверяя ритм своей повседневной жизни с Церковным календарем; вверять свою волю водительству Церкви, участвуя в ее Таинствах и Традиции. Из этого процесса, в который он вовлечен, складывается и оформляется его личный мир. Существуя в его условиях и дыша его воздухом – выбрав именно такой образ жизни и образ мыслей, ему кажется, что другой, отличной от этой, жизни и не существует. По крайней мере, ему кажется, что его выбор должны по умолчанию принять и разделить и другие, живущие иначе, по законам другим. И чем дольше он живет в этом своем мире, тем более это свое кажущееся он принимает за действительное.
Автор этих строк сейчас и сам ловит себя на мысли, что неоднократно, находясь в состоянии какого-то мистического забытья или «идеологической замкнутости», — в хорошем и полезном религиозном смысле этих слов, — например, идя из храма после богослужения в направлении к близлежащему магазину, и заводя ни с того, ни сего, при покупке вещи с продавцом разговор о Боге – он говорил с ним, как на равных, о предметах своей веры, о чем информацию тот непременно должен был (по таинственному убеждению зачинщика разговора) впитать в себя как губка.
Мир верующего человека состоит также и из ему подобных по мировоззрению единомышленников, которые в беседе, например, в соцсетях, поддержат поднятую им тему, поставят лайк его душеполезному посту. И этих «ему подобных» в его списке подписчиков и друзей как правило будет большинство. И это вновь его сподвигнет к искренней мысли о том, что вообще все люди – это религиозно чуткие личности.
В действительности же все не так радужно, как того хотелось бы. И в этом я убедился, когда зарегистрировался на одной из социальных площадок, о названии которой, пожалуй, умолчу. Предварительно я знал о специфике этой соцсети и о том, каков тамошний контингент. Но до того, как я опубликовал несколько постов естественно на церковно-богословскую тематику, это знание было теоретическим. Практическое подтверждение того, что ненавистно настроенных людей по отношению к Богу и Церкви, так сказать, «воинствующих безбожников», по крайней мере в этом многомилионном «популярном блоге», процентов 95, — у меня появилось уже вскорости после того, как получил пару первых десятков комментариев.
Ни одну из этих реплик я не хочу цитировать, скажу лишь, что практически все реакции на мои сугубо религиозные публикации – это сплошное злопыхательство в адрес Бога и Церкви. А если говорить более круто и по существу – это беснование и сатанинская вакханалия. За последние лет двадцать моей жизни я, пожалуй, впервые стал очевидцем того зашкаливающего градуса ненависти к Священному, которое, как оказывается имеет место быть. Причем такой ненависти, которая совершенно безумна, то есть безосновательна и неаргументирована, и которая исчерпывается лишь откровенным глумлением, издевками и затыканием рта.
Знаете, о чем я подумал в этой связи? Что готовых разорвать в клочья (если не в прямом смысле этого слова, то уж точно в косвенном, например, идеологическом) то, что так или иначе имеет отношение к Православию, в частности и Христианству, в целом – мягко говоря не так уж и мало. Сдается мне, что свои неприязнь и озлобление они бы реализовали в полной мере, если бы не удерживающие факторы, которые сегодня, к счастью, отчасти приведены в действие – это и государственное законодательство, и какая-никакая цензура вкупе с регламентом, в рамках которого осуществляет свою деятельность большинство СМИ. В противном случае революционную версию 2.0 1917-го в ее части отношения к религии «как опиуму для напрода», мы бы получили в обозримом будущем стопроцентно.
Что ж, и хотя «врата адова» (Мф. 16, 18), то есть «такие опасности, которые в состоянии увлечь нас в сам ад» (свт. Иоанн Златоуст), не одолеют Церковь, которая в конечном итоге останется непоколебимою, все-же в повестке дня диавола будет всегда актуальной и приоритетной задача завладеть всем – и разумом, и чувством, и волей, где только возможен и вероятен порыв к Небу; или, хотя бы воспрепятствовать любому к Нему позыву, приглушить или предотвратить малейшее о Нем напоминание.
Он желает никогда не слышать ни малейшего слова, полуслова или даже шепота о Боге, о Котором ему отвратен и несносен даже оттенок мысли.
В припадке к Нему собственной ненависти он будет заставлять замолчать, то есть бездействовать всякого, кто вознамерился или решился оглянуться в Его сторону, или взмолиться к Нему, или пойти вслед за Ним, словом, — вынуждать к закостенелости всей целокупной личности человека, его триады – ума, чувства и воли в отношение ее (триады) Первообраза — «Многие заставляли его молчать». Но что сделал слепец дальше по Евангелию? Он не только не замолчал, но «еще более стал кричать: Сын Давидов! Помилуй меня!», но и «сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу» (Мк. 10, 46-50).
Друзья мои, помните фразу из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» «Меня царицы соблазняли… Но не поддался я… Клянусь!..». Так вот давайте постараемся не соблазняться различными ухищрениями и уловками «врага рода человеческого», которые «заточены» исключительно на то, чтобы побудить носителя Божьего образа к действию греховному и безобразному, а благочестивый «пыл» или ожившее где-то в глубине чувство к делу спасительному, напротив – остудить и усыпить.
05.02.2024 г.
Введение во храм Пресвятой Богородицы: 4 декабря 2024
Что можно и нельзя в Рождественский пост?
Состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе
Рождественский пост: что нужно знать
Патриарх Кирилл рассказал о "духовной отраве" современного общества
В РПЦ предложили финансово стимулировать медиков помогать в родах
Духовенство центрального округа приступило к исповеди
В первый день Рождественского поста, митрополит Пантелеимон возглавил престольный праздник в храме святых мчч. Гурия, Самона и Авива
Делегация от Луганской Епархии принимает участие в XXVI Всемирном Русском Народном Соборе
Состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Луганской Епархией
Митрополит Пантелеимон совершил молебен с акафистом у Луганской иконы Божией Матери
Состоялось открытие 10-го юбилейного творческого конкурса «Край Луганский Православный»
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе
Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня матери
Митрополит Пантелеимон принял участие спортивном мероприятии
ВЦИОМ: россияне стали больше интересоваться книгами, чем соцсетями
На монастырском подворье торжественно встретили икону Божией Матери «Скоропослушница» со Святой горы Афон
Престольный день храма при филиале института МВД России
Правящий архиерей возглавил престольный праздник в Беловодском благочинии