У православных верующих наступила Антипасха, или Фомина неделя. В былые времена еще говорили Красная горка. В празднике переплелись церковные каноны и народные обычаи. Как отличить одно от другого — в материале РИА Новости.

«Не увижу — не поверю»

В старину в русских деревнях и селах первую борозду делали именно в этот день. «Христос воскрес, а значит, и жизнь обновилась», — рассуждали крестьяне, выходя в поля. И после Светлой седмицы (недели, следующей за Пасхой) приступали к посевной.

Поскольку от земли и урожая зависело все, работу начинали с особых ритуалов. Например, кидали в пашню скорлупу освященных на Пасху яиц. Или устраивали импровизированный крестный ход по близлежащим полям — с иконами, молитвами, сохой и плугом. Так смешивалось народное и церковное.

Необычно называется этот день и в церковном календаре — Антипасха. Отсюда давнее заблуждение многих невоцерковленных людей, будто это чуть ли не отрицание самого факта победы Христа над смертью.

Как ни парадоксально, это связано и со Священным Писанием. Точнее, неверной трактовкой одного евангельского сюжета. Его главный герой — апостол Фома, прозванный в народе неверующим.

В первый день воскресения Спаситель явился в Сионскую горницу — к ученикам. Те находились «в страхе великом», удрученные его казнью. Сперва подумали, что перед ними призрак, однако Христос «показал им руки и ноги и ребра Свои» — и ученики «обрадовались, увидев Господа».

По какой-то причине среди них не было Фомы. Когда остальные рассказали ему, что Спаситель восстал из мертвых, он отреагировал так: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» — свидетельствует евангелист Иоанн.

На самом деле Антипасха, как и вспоминаемое в этот день евангельское событие, вовсе не противопоставляется Пасхе. Просто название многие понимают неверно.

«Греческая приставка «анти-» может означать нечто противоположное. В данном случае она говорит о том, что этот праздник стоит в паре с Пасхой, то есть «соположный» ей», — объясняет церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).

«Такого не может быть»

Но есть и второе название — Фомина неделя («неделя» по-старославянски — воскресенье, день, посвященный Богу, а не делам). И даже третье — Красная горка.

В деревнях была такая детская забава. Ставили небольшой деревянный помост, сверху клали яйцо — и оно скатывалось. Это символизировало камень, отваленный ангелом от гроба Спасителя при его воскресении. Возможно, «Красная горка» происходит от этого обычая.

Кстати, сами яйца еще полтора века назад красили исключительно в красный цвет. Это объясняется древним преданием. Одна из ближайших учениц Христа, Мария Магдалина, проповедуя в Риме, попала на аудиенцию к Тиберию. При встрече она протянула ему белое куриное яйцо и поведала о воскресении Иисуса. Император же воскликнул: такого не может быть, как не может быть того, чтобы это яйцо вдруг стало красным. И яйцо тут же покраснело.

А «горка» — тот самый помост, с которого скатывались яйца. Он символизировал Голгофу, где распяли Христа.

Есть и другая версия. До крещения славяне примерно в середине апреля, когда сходит последний снег, отмечали Ярилу Вешнего.

Праздновали на холме — там ведь тает раньше всего. И такую горку называли красной. По одному толкованию это означало «красивая», по другому — «нагретая солнцем».

«Поправка на время»

На Фомину неделю было немало веселых обрядов: от закликания весны до «вешних смотрин», в которых участвовали только девушки.

Они выбирали приглянувшегося им молодого человека, а затем «выкликивали» для себя семейное счастье с ним. Произносимые при этом слова причудливо сочетали народные заговоры с православными молитвами: «Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным, нерушимым. Аминь!»

А те, кто уже обрел вторую половину, на Красную горку венчались. Сейчас эта традиция считается сугубо народной, однако возникла она из-за особенностей церковного устава.

Дело в том, что таинство не совершается в сплошные (непостные) недели и в дни говения. То есть с Мясопустной седмицы, в течение всего Великого поста и на Светлой неделе не венчают.

«А как раз с Фомина воскресенья начинается период цветной Триоди. Церковная жизнь возвращается в привычное русло: возобновляются панихиды и дозволяется таинство венчания», — говорит отец Макарий.

Многие пары старались обвенчаться именно на Красную горку еще и потому, что затем наступала посевная пора. А значит — не до гуляний. К тому же было поверье: «Кто в мае женится, всю жизнь будет маяться».

Правда, его ценность, подчеркивают священнослужители, легко обнулить. Антипасха — праздник переходящий. И как быть, если он приходится на майские дни? Да и в целом Церковь постоянно призывает проводить четкую грань между предписаниями устава и всякого рода суевериями.

«Надо понимать, что духовный смысл торжества одинаков. В отличие от материальной стороны дела, которая стремительно изменяется. Скажем, богатый декор храмов для наших предков был чем-то невиданным. А теперь этим почти никого не удивишь», — отмечает иеромонах Макарий.

То же, продолжает он, и с народной составляющей Антипасхи. Важно делать поправку на время — жизнь меняется, а Бог один и тот же — и оставаться христианами всегда и везде.

Источник: ria.ru