В пятую неделю по Пасхе Церковь вспоминает на воскресном Литургийном чтении евангельское зачало, которое в богословской литературе получило название «Беседа Христа с самарянкой» (см. Ин. 4:5–42).

В ней продолжает развиваться тема Недели о расслабленном и начинают звучать уже совсем новые нотки и смыслы.

В чем же похожесть обеих этих недель? Они объединены одной общей темой.

Время Ветхого Завета вышло. Он исполнился в Господе нашем Иисусе Христе. Наступила новая эра Нового Завета.

Овечья купель уже не нужна, как и не нужно схождение в нее архистратига Михаила. Потому что в Вифезду пришел Тот, Кто неизмеримо больше Овечьей купели и в миллионы раз сильнее архангела Михаила. В мир пришел Бог, Который соизволил стать человеком для нашего спасения. Он может одним словом исцелить всех лежащих в Вифезде, как Он это совершил с расслабленным.

Во время встречи с самарянкой происходит то же самое. Только здесь уже не столько физическое, сколько духовное исцеление грешной женщины – полуязычницы и блудницы. И здесь тоже присутствует ветхозаветный объект – колодец святого патриарха Иакова, который напитывал всю округу такой живительной в этих южных пустынных левантийских краях водой.

И вот здесь Тот, Кто больше воды. И больше патриарха Иакова. Он пришел, чтобы дать миру новый небесный хлеб и новую небесную воду. Под небесным хлебом (см. Ин. 6) следует подразумевать Тело и Кровь Христовы, а под новой водой – благодатные дары Святого Духа, которые питают верующего человека, словно корни деревьев питает живая родниковая вода. И душа такого человека цветет и благоухает райскими ароматами!

И эти новые небесные хлеб и вода становятся основой – фундаментом – будущей новозаветной несокрушимой Церкви!

Вспомним слова Спасителя, сказанные Им самарянке: «…Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:10, 14).

И дальше Господь наш Иисус Христос говорит: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23, 24).

Здесь мы видим прямую взаимосвязь между водою и Богом-Духом, Который вместе с Отцом и Сыном дает эту живую благодать-воду людям.

И человек, который поклоняется «Отцу в духе и истине» (Ин. 4:23), будет пить эту живую воду Божьей благодати, и она подарит ему блаженную радость, с которой он не захочет расстаться ни за какие коврижки, даже если у него будут отнимать его биологическую телесную жизнь.

Так случилось, к примеру, с самой самарянкой (она известна в церковной истории как святая мученица Фотина (с греческого «светлая», на церковнославянском «Светлана»)), и с сыновьями ее Виктором (он был также наречен Фотином, т. е. «Светлым») и Иоссией и некоторыми другими мучениками, пострадавшими вместе с самарянкой (женщинами Анатолией, Фото, Фотидой, Параскевой, Кириакией, Домниной и мучеником Севастианом). День памяти святой мученицы Фотины и пострадавших с нею – 2 апреля.

Они претерпели страшные мучения, но не отреклись от Христа. Однажды попробовав Божьей живой воды, они стали светоносными, стали излучать свет для мира. Потому что их внутренняя сердечная тьма просветилась пасхальным светом Христовым и подарила им настоящую подлинную блаженную жизнь в Боге. И это стало их главным сокровищем. Главной жемчужиной, ради которой можно пожертвовать всем (см. Мф. 13:45, 46).

У нас сегодня тоже есть колодец, но не Иакова, более! Колодец Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Это Церковь.

Ветры гонений веют, пытаются разрушить и засыпать его. Но по-прежнему в нем сияет светоносная живая вода благодати Святого Духа. Приходи и пей, насыщайся, наслаждайся ею. Она изменит, очистит, исцелит и освятит тебя. И подарит тебе жизнь вечную.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Протоиерей Андрей Чиженко

Источник: pravlife.org