В трудное время сложно сохранять спокойствие и принимать взвешенные решения. Попробуем поразмышлять о важном через предполагаемый разговор монаха и мирянина.
Мирянин: «Здесь не может быть никаких сомнений. Жить стоит только ради того, ради чего можно умереть. Отдавать святыни на поругание без возражения и сопротивления – это предательство. Я полностью поддерживаю тех людей, которые защищают наши лавры и храмы. Не помню, где и у кого я это читал, но был такой святой, который в аналогичной ситуации сказал своим прихожанам: «Давайте станем на защиту нашего храма до самой смерти. Если нас убьют, то Бог нас примет в рай, как мучеников. А если останемся живы, то сможем отстоять свой храм, и нам будет где молиться и служить Богу. Оба варианта хороши«. Народ послушал его, и им удалось отстоять свою церковь».
Монах: «Неужели вы считаете предателями Глинских старцев, которые в начале шестидесятых годов прошлого века пережили точно такое же закрытие своего монастыря, куда они вложили и сердце, и душу? Там была аналогичная ситуация. Закрытие Глинской обители проводилось как спецоперация, где были задействованы не только войска МВД, но и КГБ. Монахам не разрешили взять с собой личные вещи и денежные сбережения. Им не дали даже воды и еды. Выставили из стен обители, и идите куда хотите. Разве они подымали восстание? Разве они писали жалобы в Верховный суд? Разве поднимали людей на защиту обители? Нет, они смиренно сказали: «Воля Божия».
Духовные чада собрали для них какие-то средства, и они уехали на Кавказ, построили в горах келейки и стали святыми. Теперь мы у них учимся тому, как жить, как молиться, как спасаться. Эти люди сумели не в теории, а на практике воплотить в себе то, о чем мы только читаем в книгах. Или они были, по-вашему, трусами и предателями»?
Мирянин: «Тогда давайте будем следовать этой логике: если у нас будут забирать дом – отдайте его. Если скажут, что ваше – это теперь мое, тоже нечего себя защищать».
Монах: «Кстати, именно так Христос и учит нас в Евангелии, или вы уже забыли? «Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:40-41). Схиархимандриты Серафим (Романцов), Андроник (Лукаш) и др. жили по Евангелию буквально, а не понарошку».
Мирянин: «Но разве нет других примеров? Разве не защищали свои святыни христиане, погибая при этом мученической смертью? Разве не учили нас святые отцы тому, что добро должно быть с кулаками? А как быть тогда со священномучеником Гермогеном, который не стал смиряться перед царем, предпочитая смерть за правду Божию? Как же монахи Пересвет и Ослябя? А как отнестись к тем монахам, которые защищали с оружием в руках Троице-Сергиеву лавру от поляков, Святогорский монастырь от татар? Более того, они с оружием в руках еще и преследовали караваны татар для того, чтобы отбить у них плененных соотечественников. Разве не участвовал в боях тот же архимандрит Кирилл Павлов и многие другие подвижники, которые потом стали для нас примером жизни и благочестия? Да и сколько таких примеров из истории мы знаем, когда христиане стояли насмерть за свои святыни, разве не так?»
Монах: «Да, это так. К этому можно еще много чего добавить. Святитель Николай, по преданию, тоже кулаками защищал свою веру. А сколько у нас воинов на иконах, которые когда-то воевали в войсках, а, значит, и убивали оружием врагов. Правда, канонизировали их совершенно по другому поводу. Святитель Николай прославлен не за то, что ударил Ария; великомученик Георгий Победоносец и другие святые воины почитаются не за то, что хорошо воевали. Патриарх Ермоген защищал правду Божию, а не свой монастырь, за что был увенчан мученической смертью. А это, простите, не одно и то же.
Что касается монахов, то действительно, в приведенных примерах они воевали. Но есть и здесь один немаловажный момент. Они защищали не только свои монастыри, но еще и свои жизни, так как выбора у них никакого не было. Или смерть от супостатов, или же борьба с ними. Они выбрали второе. Но я не помню, чтобы кого-то из них именно за это Бог прославил.
А есть и другие примеры. При колонизации Афона иноверцами у монахов тоже был выбор – или бежать, или остаться. Матерь Божия, явившись одному игумену, сказала, что тех, кто убежит, Она не осуждает, пускай спасаются. А те, кто решат остаться, умрут мучениками. И у них тоже был выбор».
Мирянин: «Как нам тогда защищать Христа? Как нам бороться за свою веру? Ведь дело в не стенах и не в том, что мы хотим отстоять собственность монахов. Для нас Лавра, ее святыни – это как Христос на земле, воплощенный в камень. Защищая Лавру, мы на самом деле защищаем не столько монастырь, сколько нашу веру, нашего Спасителя. Для нас это не борьба за имущество, а стояние за Правду и за Истину. Как мы еще можем доказать свою верность Церкви и Богу, если не таким образом? Следуя Вашим рассуждениям, нужно сложить руки и позволять, чтобы с нами и нашими храмами делали, что угодно: оскверняли, втаптывали в грязь Святые Дары, глумились над нашими святынями… И что мы потом скажем на суде Божьем: «Так это же, Господи, была Твоя святая воля, мы просто смирялись«. А не проще ли это назвать трусостью и малодушием?»
Монах: «Ну вот, мы возвращаемся к тому, с чего и начали наш разговор. Я не считаю трусами и малодушными людьми не только Глинских старцев, но и Нектария Эгинского, который выругал своих монахинь, когда они начали вести себя так же, как и вы при появлении в монастыре прокурора и полиции, когда недоброжелатели оклеветали и преподобного Нектария, и его монахинь.
Следовать воле Божией – это не трусость, а доверие Его промыслу. Вот что мне написал на днях духовник. Он, кстати, ученик тех же Глинских старцев: «В жизни главное не то, как видят ее люди, а как видит ее Бог. Люди видят последствия своих дел, а Бог ищет чистые души, которые могут нести добро другим. Люди видят во всем случайность, а Бог предопределил место каждой пылинке и каждому волосу человека. Люди хотят сберечь в Церкви временное, а Бог хочет сохранить в Церкви вечное ради мирных и кротких. И для мирных и кротких, которые несут людям добро, Бог определяет Свои пути, пути благости Божией, а не пути мира сего»».
Мирянин: «Получается, и сербы, когда выступали за защиту своих святынь, были не правы. И все те, кто предпочел лучше умереть, чем отдать святыню псам на поругание, они тоже совершили грех, а не подвиг. Я не знаю, что ответить, но моя совесть говорит, что отсиживаться по домам и смотреть по телевизору, как наша святыня отдается на поругание, это не просто грех, это предательство».
Монах: «Скорее всего, оно так и есть».
Мирянин: «Так вы же только что говорили совершенно иначе».
Монах: «У каждого свой путь к Богу, и мы должны поступать по велению своего сердца. Монах, исихаст, молитвенник, который касается земли лишь ступнями, а сердцем живет на небе, не должен цепляться ни за что земное. Не важно, что это будет – монастырь или его собственное тело. Но мирянин, который привык встречаться с Богом в храме, для которого Церковь – единственное место на земле, где он может не только покаяться перед Богом, поговорить с Ним по душам, поблагодарить Его, но и принять в себя самого Христа, может и даже должен стать на защиту своей святыни.
То, что для одного грех, для другого добродетель, и наоборот. Если мирянин будет себя оправдывать ложным смирением и скажет: «Ну что ж, на то воля Божия, пускай забирают», то это может вмениться ему в предательство. Но и монах, который будет держаться за свою обустроенную келейку, как курица за свой насест, тоже не получит от Бога похвалы. Меня старец учил: «Нужно жить так, чтобы все твое имущество помещалось в рюкзачок. Гонят тебя в одном месте – иди с Богом в другое»».
Мирянин: «Так что же нам делать?»
Монах: «Каждый поступай по совести, как говорит тебе сердце, оно одно знает волю Божию. Господь мог бы не только призвать к Себе легионы ангелов, он мог бы разверзнуть землю, и она поглотила бы Иуду и идущий за ним отряд, как Дафана и Авирона. Но Спаситель этого не сделал, потому что Ему нужно было испить Свою чашу до дна.
Нужно искать ответ на вопрос: «Где мой крест?» Для одного защищать храм от поругания – это и есть его крест. Для другого крест – смиряться и терпеть гонения, не цепляясь ни за что земное. Кому как жить – подскажет сердце. Если тебе оно говорит: «Нужно защищать» – иди и защищай, ибо такова воля Божия о тебе».
Источник: spzh.news
Великий Вторник. Что происходит?
Состоялась традиционная экскурсия для лутугинских педагогов и членов их семей по православному Луганску
В женских обителях совершен монашеский постриг
В День рождения свт. Луки Крымского прошло мероприятие в медицинском университете
"Сделать нужно обязательно". Что нужно знать о Страстной неделе
Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращениями в связи с вопиющими примерами давления на Украинскую Православную Церковь
Архимандрит Макарий: "Оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем"
Как провести Страстную седмицу
Протоиерей Михаил Чекунов: "Промыслом Божьим, волей святого Александра и благословением отца Зосимы"
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Недели ваий
В научной библиотеке им. М. Горького состоялись игры знатоков Православной культуры среди школьников 3-5 классов «Зёрнышки Истины»
Вход Господень в Иерусалим
Не Тот, Кого ждали
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Лазаревой Субботы
Митрополит Пантелеимон посетил пребывающую на лечении игумению Антонию
Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест
Перспективы метода "искусственных" половых клеток ужасны, заявил священник
Правозащитный альянс «Церковь против ксенофобии и дискриминации» призвал к освобождению арестованного митрополита Святогорского Арсения
Правящий архиерей совершил соборное служение Литургии Преждеосвященных Даров во 2-м городском благочинии
Клирик Перевальского благочиния встретился с учениками школы №15 пгт. Ящиково