13 июня Святая Православная Церковь чтит икону Божией Матери «Луганская». Верующие луганчане называют этот день, — ставший общим праздником для всей Луганской земли, —  «Луганской Пасхой», и отмечают его с особой торжественностью и благоговением. Дню празднования Луганской иконы Пресвятой Богородицы настоящий материал и посвящается.

 История

История иконы Луганской Божией Матери связана с явлением Пресвятой Богородицы в г. Луганске и личностью диакона Филиппа Горбенко. Случилось это событие в 1905 году 13 июня по новому стилю.

Во время строительства пороховых складов в г. Луганске, на завод, где Филипп работал сторожем на проходной, должны были привезти несколько телег с лесом. Влекомые жаждой обогащения, четверо рабочих, сопровождавших их, решили угнать одну из подвод, рассчитывая на то, что точное количество подвод никто не знает. Но, когда они подошли к проходной завода, Филипп, пересчитав привезенное, заметил, что одной подводы не хватает.  Боясь, что он разоблачит их и им придется нести ответственность перед законом за свой поступок, они решили его убить. Дождавшись наступления ночи, четверо разбойников подкрались к Филиппу, чтобы осуществить свое намерение. Один из злодеев поднял камень, которым собирался ударить его. В это мгновение небо озарилось необыкновенным светом. Филипп, возведя взор к небу, начал молиться.   В это время он увидел Царицу Небесную, идущую по облакам. Опасаясь козней вражьих, он стал вслух читать молитву Кресту и осенять себя крестным знамением.

Некоторое время Филипп не мог и пошевелиться. Огромная радость переполняла его душу. «Где я был тогда сам, стоящим или лежащим на земле, не знаю», — вспоминал он.

Когда он пришел в себя, то увидел преступников, лежащих на земле. В результате этого видения воры покаялись в содеянном, а Филипп поведал жителям о явлении Божией Матери в г. Луганске. На протяжении всех последующих лет он говорил о том, что явление Божией Матери было милостью Царицы Небесной не к нему, а ко всем православным жителям Луганска.

Каждый город или обитель, имеющие прославленный или почитаемый образ Пресвятой Богородицы, радуются тому, что Заступница рода христианского милостиво призрела на это место, и для утверждения Православной веры и Своего покровительства над ним украсила его Своим образом.

Преблагословенная Дева Мария благословила и Луганскую землю явлением Своего образа. Впоследствии одним из художников со слов диакона Филиппа, была написана икона Преблагословенной Девы Марии, которая затем находилась в его келии.

Он  часто говорил, что позднее, прославят Луганскую икону Божией Матери, но не ту, что находилась у него.  А будет написана новая икона в воспоминание этого события.

После смерти диакона Филиппа изображение, находившееся у него, пропало. И только при архиепископе Луганском и Старобельском Иоанникии (Кобзеве – ныне почивший), по его благословению и по просьбам верующего народа, в 1992 году в Псково-Печерском монастыре была написана Луганская икона Божией Матери, которая и находится сегодня в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе г. Луганска и является главной святыней города и епархии.

Фото 2   Ходатайством и тщанием Высокопреосвященнейшего Митрофана, митрополита Луганского и Алчевского (Юрчука – ныне почивший) 21 декабря 2017 г. на заседании Священного Синода УПЦ было вынесено постановление о прославлении Луганской иконы Божией Матери. Долгожданное прославление почитаемого образа состоялось 13 июля в 2018 г.

Образ Луганской иконы Божией Матери находится в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе г. Луганска. Каждую среду перед ним совершается соборный молебен с пением акафиста Покрову Пресвятой Богородицы.

Иконография

Образ, находящийся в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе, исполнен в византийской иконописной традиции, отличительная особенность которого — изящество формы и глубина внутреннего содержания. По своему иконографическому изображению она не имеет аналогов в православном мире.

Икона, как некое Богооткровение, как плод духовного опыта, несет в себе неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрастия, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Пред ней затихают страсти и суета мира.

Икона — есть великая святыня и по содержанию, и по форме. Евангелие проповедует Царствие Божие словом, икона то же возвещает образом. Икона несет в себе глубину богословия. Она тесно связана с догматами, символикой и богослужением.

Пресвятая Дева изображена на темно-синем, выполненном из лазурита ночном небе, что указывает на ночное время явления Богоматери. Двенадцать золотых звезд, окружающие Пречистую, — символ двенадцати Апостолов. По вознесении Спасителя на небо Она для апостолов и всех верующих была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Она передавала все слова, которые слагала в сердце Своем: о чудесных событиях Благовещения, безсеменного зачатия и непорочного от Нее Рождества Христова, Его младенчества и всей земной жизни.

Подножие, на котором стоит Преблагословенная, являет собою земной престол — Церковь земную. Семь драгоценных камней, украшающих его, символизируют Таинства Церкви, в которых она живет и укрепляется. Верхняя золотистая часть подножия напоминает о невещественном свете. Число золотых лучей говорит о числе Поместных Православных Церквей, образующих Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Лазурное небо и теплая зелень нижней части фона как символ земли в своем соединении напоминают нам о том, что перед нами — Царица неба и земли. Находясь в Небесных обителях у престола Сына и Господа, Она заботится о Церкви земной и неотступно в ней пребывает, проявляя материнскую заботу. По слову Григория Паламы: «Она Единая, ставшая между Богом и родом людским».

Руки Пречистой Девы сложены на груди, как в момент Архангельского Благовещения.

«У Нее ум — Богом управляемый и к Богу одному направленный, очи Ее всегда устремлены ко Господу, сердце Ее чисто и непорочно, зрящее и вожделевающее чистейшего Бога. Вся — чертог Духа, вся — град Бога Живаго, вся — пред очами Божиими».

Нижняя одежда — хитон Пресвятой Девы голубого цвета, из измельченной бирюзы, как символ девственной чистоты, опоясан червленым поясом. В тенях оттенки доходят до темно-синего, лазурного. Из-под хитона виднеется ярко-красная обувь, которую носили византийские императрицы, выполненная из полудрагоценного камня индийского происхождения и в иконописном искусстве называется — киноварью.

Мафорий — верхняя одежда, широкая, по краям вызолочена узкой каймой, по длине опускается немного ниже колен. Для мафория и покрывала Пресвятой Богородицы в иконописи усвоен коричневый или близкий к нему темно-малиновый, переходящий местами в фиолетовый цвет, что имеет свою символику. Известно, что такой цвет составляется из синей и красной краски. И здесь голубой (оттенок синего) — есть символ Ее девственной чистоты, а красный, как цвет крови, свидетельствует о том, что от Нее, Чистейшей Девы, заимствовал Свою земную порфиру — плоть и кровь — Сын Божий.

На ниспадающем с левого плеча мафории имеется семь выведенных золотом подвесок, символизирующих число архангелов. Так как Сама Богоматерь через воплощение от Нее Сына Божия сделалась Честнейшею Херувимов.

Непременной принадлежностью головного покрывала Матери Божией являются три звездочки, которые всегда изображаются на обоих плечах и на челе. Эти звездочки — символ Ее Приснодевства. Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе) и остается Девой по рождении Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече покрывала).

По краю нимба на красном контуре имеется неполных сорок три кружочка. Это число указывает, что около 43 года по Рождестве Христовом, во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Дн. 12; 13), Пресвятая Дева Мария удалилась в Ефес с апостолом Иоанном Богословом, где ему выпал жребий проповедовать Евангелие. После этого, по преданиям, она посещает и епископствовавшего на Кипре Лазаря, а также Афонскую гору — место жребия, данного Ей от Господа.

Такие же кружочки, располагающиеся вокруг надписи «Мария», «Дева», а их 59, говорят о числе лет от рождества Преблагословенной до Ее апостольского жребия.

Имеющееся украшение на покрове, состоящее из изображенных жемчужин, указывает на годы земной жизни Божией Матери.