(Продолжение. Начало в Ч.1)
Homo religiosus[1]
Гордость – это стержень гуманиста, сердцевина его существования, которая даже при смене мировоззрения остается в виде внутренней установки, мироощущения. В советское время эта установка звучала как «человек – это звучит гордо», в наши дни она приняла форму призывов к повышению самооценки, без которой ты якобы ничего серьезного не достигнешь. И это – болезнь всеобщая, лишь степени разнятся.
Конечная цель гуманизма – атеизм, отвержение Бога. Но, странное дело, даже атеист зачастую чувствует свою несамодостаточность и, отвергая Бога, явно творит себе богов, причем из чего угодно – из спорта, кулинарии, искусства, литературы, науки, профессии… Вот несколько ярких примеров.
Армен Джигарханян, актер:
«Я… не нуждаюсь в Боге. Я не нуждаюсь ни в Иисусе, ни в Иуде, потому что живу конкретно своей жизнью. У меня нет идолов. Мои идолы – Чехов, Достоевский…»[2].
Человек отрицает необходимость Бога и утверждает почитание идолов
Удивительное и неслучайное признание: человек отрицает необходимость Бога и утверждает почитание идолов (а ведь в идола можно превратить что угодно и кого угодно).
Олег Куваев, геолог, писатель:
«О чем роман? Внешне – это открытие золотоносной провинции… Внутренне же это история о людях, для которых работа стала религией. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: кодекс порядочности, жестокость, максимализм и Божий свет в душе. В принципе, каждый уважающий себя геолог относится к своей профессии как к Символу веры»[3].
Налицо – вполне искреннее исповедание новой веры и основанной на ней новой нравственности.
Анатолий Букреев, альпинист:
«Горы не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции, они – храмы, где я исповедую мою религию»[4].
А здесь мы находим, кроме исповедания новой веры, еще и заменитель религиозного культа, в который превратилась, казалось бы, вполне светская деятельность.
Приведенные цитаты отражают распространенное мировоззрение человека, не имеющего веры в Единого истинного Бога, что само по себе – явление древнее, собственно, просто очередная форма язычества.
«Эллинская ересь»
Святитель Григорий Палама называл описанный выше феномен «эллинской ересью»:
«Пусть твоими учениями будут учения веры, а не знания о величине и движении неба и небесных тел и обо всем, что от них происходит, не знания о земле, спрятанных в ней металлах и самоцветах и о том, что случится в воздухе от сугубого испарения. Отдавать все силы и старания познанию подобных вещей есть эллинская ересь»[5].
Как видно из приведенной цитаты, святитель называет «эллинской ересью» не сами мирские знания и виды деятельности, но то мировоззрение, в рамках которого эта деятельность становится для человека смыслом и главной целью его жизни.
Российское общество еще в начале XX века страдало от этой болезни. Вот, что говорил в 1909-м году будущий священномученик Иларион (Троицкий) о духовном состоянии своих современников-соотечественников:
«Жизнь полна идолов; на каждом шагу встречаем и идолов, и идолопоклонников. Правда, вы не увидите идолов каменных, золотых и серебряных. Но идолопоклонство тонкое, часто бессознательное, прикрывающееся именем служения истинному Богу, – такое, даже более опасное, идолопоклонство снова грязной волной разлилось по лицу земли»[6].
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о необходимости ясного понимания состояния современного общества для продолжения церковной просветительской работы. При этом нельзя забывать, что гуманистическое мировоззрение проникло во все поры этого общества, и все мы в той или иной степени пропитаны гуманистическими идеями и чувствами.
Гуманистическое мировоззрение проникло во все поры общества, и все мы в той или иной степени пропитаны гуманистическими идеями и чувствами
По этой причине, как Антон Павлович Чехов представлял образцом для подражания человека, который «выдавливает из себя по каплям раба»[7], так и современному христианину необходимо «по капле выдавливать из себя» гуманиста, затаившегося на духовном, физическом, ментальном, витальном, генетическом и на всех имеющихся у нас уровнях существования. А для этого нам нужно не много не мало – вернуться к нашему предназначению, к исполнению слов Христа: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34), то есть в нашем случае – отвергнув соблазн либерально-гуманистических (а по сути – языческих) идей и чувств, подняв крест скорбей и трудностей повседневной жизни, «двумя ногами, то есть смирением и любовью»[8], следовать за Христом путем исповедания православной веры и исполнения Его святых заповедей. И лишь идя этим путем, мы сумеем избежать столь же заманчивых, сколь и губительных, поистине – «железных объятий гуманизма».
(Продолжение следует)
[1] Человек религиозный.
[2] «Армен Джигарханян о религии и вере в Бога». – https://dzen.ru/a/X7AOxLMhYzk3MsH1
[3] Куваев Олег. Территория. М.: Паулсен, 2020, изд. 2-е, переработанное. – 284 с.
[4] Астафьева Е. «Горы – храмы, где я исповедую мою религию»// Дилетант. – https://diletant.media/articles/28163914/
[5] Григорий Палама, св. Триады в защиту священно-безмолвствующих. – М.: Канон+, 2014. – С. 10.
[6] Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения. / Вступ. ст. мон. Софии: Житие сщмч. Илариона (Троицкого). – М.; СПб: Сретенский монастырь, Знамение, 2000. – С. 119.
[7] Чехов А. П. Письмо А. С. Суворину. 7 января 1889 г. Москва. — https://feb-web.ru/feb/chekhov/texts/sp0/pi3/pi3-1313.htm?source=post_pagе
[8] Кесарий Арелатский, свт. Проповеди. Цит. по – https://bible.optina.ru/new:mk:08:34
В РПЦ раскритиковали теорию о перенаселении Земли
Митрополит Пантелеимон возглавил празднование иконе Божией Матери Печерской
Послание Предстоятеля Русской Церкви по случаю 80-летия преставления Святейшего Патриарха Сергия
Сербского Патриарха не пустили в Косово на открытие Архиерейского Собора СПЦ
Сегодня, 15 мая, Церковь празднует перенесение мощей святых князей Бориса и Глеба
В РПЦ призвали вернуть науку в русло традиционных ценностей
Иерарх Иерусалима: Преследование УПЦ – это нападение на все Православие
В день Радоницы, митрополит Пантелеимон совершил Литургию и пасхальное поминовение усопших
Митрополит Пантелеимон совершил соборное чтение акафиста Воскресению Христову
Митрополит Пантелеимон поздравил архиепископа Павла с Пасхой Христовой
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Недели Фоминой
"Нечто невиданное". Почему Красную горку отмечают неправильно
Как верить в Бога, если не видел его вживую
В Светлую субботу митрополит Пантелеимон совершил Литургию в храме иконы Божией Матери «Умиление»
Митрополит Пантелеимон совершил празднование иконе Божией Матери «Живоносный Источник»
Митрополит Пантелеимон совершили Литургию на виноградных плантациях
Состоялся форум для студентов колледжей города, посвящённый сохранению духовных ценностей
Патриарх Кирилл призвал верующих через дела милосердия и участие в жизни Церкви присоединиться к победе Христа над смертью, чтобы обрести жизнь вечную
Митрополит Пантелеимон возглавил празднование в честь Иверской иконы Божией Матери
Митрополит Пантелеимон возглавил престольное торжество Свято-Георгиевского храма