(Продолжение. Начало в Ч.1)

Homo religiosus[1]

Гордость – это стержень гуманиста, сердцевина его существования, которая даже при смене мировоззрения остается в виде внутренней установки, мироощущения. В советское время эта установка звучала как «человек – это звучит гордо», в наши дни она приняла форму призывов к повышению самооценки, без которой ты якобы ничего серьезного не достигнешь. И это – болезнь всеобщая, лишь степени разнятся.

Конечная цель гуманизма – атеизм, отвержение Бога. Но, странное дело, даже атеист зачастую чувствует свою несамодостаточность и, отвергая Бога, явно творит себе богов, причем из чего угодно – из спорта, кулинарии, искусства, литературы, науки, профессии… Вот несколько ярких примеров.

Армен Джигарханян, актер:

«Я… не нуждаюсь в Боге. Я не нуждаюсь ни в Иисусе, ни в Иуде, потому что живу конкретно своей жизнью. У меня нет идолов. Мои идолы – Чехов, Достоевский…»[2].

Человек отрицает необходимость Бога и утверждает почитание идолов

Удивительное и неслучайное признание: человек отрицает необходимость Бога и утверждает почитание идолов (а ведь в идола можно превратить что угодно и кого угодно).

Олег Куваев, геолог, писатель:

«О чем роман? Внешне – это открытие золотоносной провинции… Внутренне же это история о людях, для которых работа стала религией. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: кодекс порядочности, жестокость, максимализм и Божий свет в душе. В принципе, каждый уважающий себя геолог относится к своей профессии как к Символу веры»[3].

Налицо – вполне искреннее исповедание новой веры и основанной на ней новой нравственности.

Анатолий Букреев, альпинист:

«Горы не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции, они – храмы, где я исповедую мою религию»[4].

А здесь мы находим, кроме исповедания новой веры, еще и заменитель религиозного культа, в который превратилась, казалось бы, вполне светская деятельность.

Приведенные цитаты отражают распространенное мировоззрение человека, не имеющего веры в Единого истинного Бога, что само по себе – явление древнее, собственно, просто очередная форма язычества.

«Эллинская ересь»

Святитель Григорий Палама называл описанный выше феномен «эллинской ересью»:

«Пусть твоими учениями будут учения веры, а не знания о величине и движении неба и небесных тел и обо всем, что от них происходит, не знания о земле, спрятанных в ней металлах и самоцветах и о том, что случится в воздухе от сугубого испарения. Отдавать все силы и старания познанию подобных вещей есть эллинская ересь»[5].

Как видно из приведенной цитаты, святитель называет «эллинской ересью» не сами мирские знания и виды деятельности, но то мировоззрение, в рамках которого эта деятельность становится для человека смыслом и главной целью его жизни.

Российское общество еще в начале XX века страдало от этой болезни. Вот, что говорил в 1909-м году будущий священномученик Иларион (Троицкий) о духовном состоянии своих современников-соотечественников:

«Жизнь полна идолов; на каждом шагу встречаем и идолов, и идолопоклонников. Правда, вы не увидите идолов каменных, золотых и серебряных. Но идолопоклонство тонкое, часто бессознательное, прикрывающееся именем служения истинному Богу, – такое, даже более опасное, идолопоклонство снова грязной волной разлилось по лицу земли»[6].

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о необходимости ясного понимания состояния современного общества для продолжения церковной просветительской работы. При этом нельзя забывать, что гуманистическое мировоззрение проникло во все поры этого общества, и все мы в той или иной степени пропитаны гуманистическими идеями и чувствами.

Гуманистическое мировоззрение проникло во все поры общества, и все мы в той или иной степени пропитаны гуманистическими идеями и чувствами

По этой причине, как Антон Павлович Чехов представлял образцом для подражания человека, который «выдавливает из себя по каплям раба»[7], так и современному христианину необходимо «по капле выдавливать из себя» гуманиста, затаившегося на духовном, физическом, ментальном, витальном, генетическом и на всех имеющихся у нас уровнях существования. А для этого нам нужно не много не мало – вернуться к нашему предназначению, к исполнению слов Христа: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34), то есть в нашем случае – отвергнув соблазн либерально-гуманистических (а по сути – языческих) идей и чувств, подняв крест скорбей и трудностей повседневной жизни, «двумя ногами, то есть смирением и любовью»[8], следовать за Христом путем исповедания православной веры и исполнения Его святых заповедей. И лишь идя этим путем, мы сумеем избежать столь же заманчивых, сколь и губительных, поистине – «железных объятий гуманизма».

(Продолжение следует)

Источник: pravoslavie.ru

[1] Человек религиозный.

[2] «Армен Джигарханян о религии и вере в Бога». – https://dzen.ru/a/X7AOxLMhYzk3MsH1

[3] Куваев Олег. Территория. М.: Паулсен, 2020, изд. 2-е, переработанное. – 284 с.

[4] Астафьева Е. «Горы – храмы, где я исповедую мою религию»// Дилетант. – https://diletant.media/articles/28163914/

[5] Григорий Палама, св. Триады в защиту священно-безмолвствующих. – М.: Канон+, 2014. – С. 10.

[6] Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения. / Вступ. ст. мон. Софии: Житие сщмч. Илариона (Троицкого). – М.; СПб: Сретенский монастырь, Знамение, 2000. – С. 119.

[7] Чехов А. П. Письмо А. С. Суворину. 7 января 1889 г. Москва. — https://feb-web.ru/feb/chekhov/texts/sp0/pi3/pi3-1313.htm?source=post_pagе

[8] Кесарий Арелатский, свт. Проповеди. Цит. по – https://bible.optina.ru/new:mk:08:34