Великая Пятница – один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа. Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из четырех евангелистов, согласно которым все, что произошло в Великую Пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью Божественного плана спасения человечества.

Все, что произошло в Великую Пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью Божественного плана спасения человечества

Господь шел на смерть сознательно. Нет более сильного свидетельства о любви Бога к людям, чем крест, на котором был распят воплотившийся Бог. Нет более великой жертвы, которую Бог мог бы принести за человека, чем та, которую Он принес.

Евангелия повествуют о том, как после Тайной вечери и прощальной беседы Спаситель с учениками отправился в Гефсиманский сад у Елеонской горы, где они провели часть ночи, ученики в тревожной дремоте, а Христос – в молитвенном подвиге до кровавого пота. Христос предвидел все заранее, Он знал, что Иуда уже ведёт вооруженную толпу для ареста. А Иуда думал скрыть свое предательство и остаться в числе приближенных к Царю, поэтому обнял Христа и, по восточному обычаю, приветствовал Его поцелуем. «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 47) – укорил Христос бывшего ученика, а Петр, выхватив меч, ударил ближайшего врага, пытаясь защитить Учителя. Но Петр – рыбак, а не воин, меч в неумелых руках скользнул по черепу и лишь отсек человеку ухо. Христос велел Петру вложить меч в ножны и исцелил раненого. «Ты думаешь, Петр, Я не могу умолить Отца, чтобы Он послал на Мою защиту более чем двенадцать легионов ангелов? Но как же тогда сбудутся Писания?» Когда Христос говорил, окружившие Его стражники упали на колени, не выдержав Его Божественной власти. Он поднял их и дал Себя связать, а ученики в этот момент разбежались.

Иисус был приведен на допрос и суд, однако смертный приговор был уже вынесен заранее, оставалось лишь формально соблюсти процедуру. Однако для казни требовалось разрешение римского наместника, Понтия Пилата, и Христа повели к нему. Пилат отослал дело к местному царьку, Ироду Антипе, а тот, после допроса, избиения и унижения, снова отправил Христа к Пилату. Понимая, что на Христе нет никакой вины и что Он уже достаточно пострадал, Пилат предложил ради праздника отпустить Его, но масса народа, спровоцированная старейшинами, подняла крик: «Распни Его!» Тогда Пилат сказал свое знаменитое: «Я умываю руки», а народ закричал: «Кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27, 25)

Для Христа избрали самую тяжелую и мучительную казнь – распятие на кресте, но перед самой казнью осужденных подвергали дополнительным избиениям и пыткам. Претерпев несколько часов страданий, Господь Иисус Христос умер на Кресте, совершив дело спасения человечества. Там, при кресте, стояли ученицы Христа во главе с Пресвятой Богородицей и двое мужчин: самый младший из апостолов, Иоанн, и римский центурион, руководивший казнью. Видя мучения Христа, он уверовал в него и после Воскресения стал Его учеником.

Двое из тайных учеников Христа – Иосиф Аримафейский и Никодим – сняли тело Христа, обвили его погребальной плащаницей и похоронили в находящемся неподалеку от Голгофы новом склепе, высеченном в скале. Вход в пещеру завалили огромным камнем.

Источник: pravoslavie.ru