Этот праздник празднуется каждый год в разные дни календаря, но всегда в последнее воскресенье перед Пасхой, поэтому относится к так называемым «переходящим» двунадесятым праздникам.
В день Входа Господня в Иерусалим исполнилось ветхозаветное пророчество о торжественном явлении миру ожидаемого Мессии. Вот что говорит пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9). Такое странное на первый взгляд событие — шествие Царя не на коне, а именно на осле, объясняется древним обычаем: цари ездили на осле для того, чтобы показать, что они не желают войны. Осел представлялся животным, символизирующим состояние мира; поэтому и Христос въезжает в Иерусалим на осле, знаменуя тем самым, что Он будет царствовать не силой оружия, но Духом Господним. Именно так вступал в Иерусалим и предок Спасителя — по Его человечеству — царь Давид.
Так вот пророчество Захарии нашло свое исполнение в Новом Завете — в событии Входа Господня в Иерусалим. Святой евангелист Матфей описывает это событие таким образом: «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их… Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла, и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна (то есть «спасение» или «спаси нас» — возглас, которым евреи приветствовали царей) сыну Давидову! благословен Грядущий (слово это понималось как мессианский титул) во имя Господне! Осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мф.21:1-4,6-11).
Духовный смысл праздника
Праздник Входа Господня в Иерусалим посвящен последним дням земной жизни Спасителя. Вскоре после чуда воскрешения Лазаря Царь Мира — как Властитель, приходящий к Своим подданным с миром — въезжает в Иерусалим на подъяремной ослице и молодом осленке. По мысли толкователей, подъяремная ослица здесь — символ евреев, находящихся под ярмом закона, а необъезженный осленок — символ еще непросвещенных язычников; Господь же пришел воцариться и над теми и над другими. Навстречу Ему выходят толпы людей, наслышанных о Его удивительных чудесах, о Его вдохновенных проповедях. Жители города бросают под копыта ослика — в знак уважения ко Христу, в знак своего преклонения перед Ним — собственные одежды, они радостно размахивают зелеными ветвями финиковых пальм (символ которых — победу жизни — в России передают наши северные православные вербы, приносимые в день праздника храмы и окропляемые святой водой), они возглашают Ему славословия. Люди встречают Иисуса Христа — как Царя и как Мессию.
Однако, христиане всегда помнят и о том, как тот же самый народ, который в час Входа Господня в Иерусалим встречал Его с такой радостью и с такими великими почестями, — всего несколько дней спустя в ярости кричал, обращаясь к римскому своему правителю Понтию Пилату: «распни, распни Его». Ныне каждый христианин, наученный горьким опытом предательства иерусалимских жителей по отношению ко Христу, стремится к тому, чтобы не оказаться в том же самом положении, что и древние иудеи. Ведь и каждый приходящий в этот день в храм и воздающий в нем хвалу Богу может тут же вновь предать Его на страдание и смерть: и не обязательно через прямое отречение от Него, порой — просто через свой грех, неблаговидный поступок, проявление личной ненависти к ближнему. После согрешения, обладающий подлинным покаянным чувством, христианин всякий раз ощущает себя в роли распинателей Спасителя — как вновь и вновь причиняющий Ему мучения.
Вход в Иерусалим знаменует собой близость победы над смертью и грехом, исполнение обетований Божиих всем верующим в Него. Одновременно это событие являет собой и начало завершения столь краткой земной жизни Спасителя, а значит — и многовекового пути человеческого рода к своему спасению во Христе. Конечно же, христиане помнят, что торжественный Вход в Иерусалим предваряет собой смерть Иисуса, Его распятие. И тем не менее, радость этого дня дарует им некий твердый залог скорого наступления пасхального торжества.
Источник: school.orthpatr.ru
21 сентября православные будут праздновать Рождество Пресвятой Богородицы
20 сентября Церковь вспоминает героев Куликовской битвы – преподобных Александра Пересвета и Андрея Ослябю
Власти Украины ищут новый способ надавить на УПЦ
Патриарх Кирилл назвал две главные опасности развития искусственного интеллекта и рассказал, как им противостоять
Молебен для сотрудников чрезвычайного ведомства
В Нижнем Новгороде состоялась церемония закрытия II Всероссийских спортивных игр
Молебен с акафистом у Луганской иконы Божией Матери
«Почему Бог сделал меня таким?» Ответы священников на вопрос «особого» человека
Луганская икона Богородицы побывала на стартовой площадке Байконура
Луганское духовенство приняло участие в международной конференции в Махачкале
Священнослужители оказывают помощь пострадавшим от пожаров
«Союз православных женщин» отпраздновал первую годовщину со дня своего создания
Митрополит Пантелеимон призвал вознести молитву иконе Божией Матери «Неопалимая Купина»
Патриарх Кирилл назвал кощунством сожжение христианских крестов в Косове
Руководитель епархиального Отдела по взаимодействию со СМИ принял участие в открытии «Сквера молодоженов»
Поздравление митрополита Луганского и Алчевского с Днем города Луганска
Секретарь Епархии принял участие в праздновании Дня города
Поздравление Высокопреосвященнейшего митрополита Пантелеимона с Церковным Новолетием
Сегодня, 14 сентября, православные отмечают начало индикта – церковный Новый год
Македонская Церковь раскритиковала украинский закон о запрете УПЦ