Гонения на Украинскую Православную Церковь настойчиво вызывают в памяти апокалиптические слова Писания: «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф.24:12).

То, что мы наблюдаем — утверждение «мерзости запустения» в одном из важнейших духовных центров мирового Православия — многими воспринимается как грозное знамение.

Стоит напомнить, что Свято-Успенская Киево-Печерская лавра — не просто комплекс зданий, который можно передать от одного пользователя к другому.

Спор идет, как отлично понимают все вовлеченные стороны, не об имуществе. Лавра — это центр молитвы и монашеской жизни, который собирал вокруг себя множество благочестивых людей со всей Украины и из-за ее пределов. Храмы, где совершалась Евхаристия и не умолкала молитва. Семинария, где готовились будущие священнослужители.

Даже если бы речь шла о передаче от одной религиозной общины к другой — это означало бы тяжелый разрыв в духовной жизни, который было бы трудно преодолеть.
Но о продолжении монашеской жизни в Лавре никто и не говорит — у ПЦУ просто нет монахов, так что селить в захваченном монастыре будет некого.

Все это будет превращено — как при большевиках — то ли в музей, то ли в реабилитационный центр.

Этот момент тяжкого испытания для украинских православных является так же и моментом истины для всех, кто наблюдает эту трагедию со стороны. В такие моменты осыпается позолота и видна искренность убеждений людей, испытывается серьезность их предыдущих слов.

Политические лояльности сталкиваются с религиозными убеждениями, принципы — с текущей целесообразностью.

Это особенно резко проявляется в деле митрополита Тульчинского Ионафана Елецких (УПЦ), которого украинский суд признал виновным в «посягательстве на территориальную целостность, а также в действиях, направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя».

Патриарх Кирилл выступил со специальным заявлением, в котором отметил  «Все эти обвинения абсолютно ничтожны, а так называемые доказательства сфальсифицированы. Преосвященный Ионафан, как и вся Церковь, молится за мир, призывает к духовному единству Святой Руси, а также отстаивает права Украинской Православной Церкви, обличая каноническую неправду раскола. Именно за это его осудили».

Даже ряд решительно про-киевски настроенных комментаторов признали дело явно сфабрикованным.

Эти гонения на Церковь совпали по времени с визитом в Киев представителя Фанара митрополита Халкидонского Эммануила.

Содержание переговоров между президентом Зеленским и митрополитом Эммануилом нам неизвестно — но одно мы можем отметить. Ни единого слова в защиту гонимой Церкви из Фанара не прозвучало.

А ведь это могло бы быть смелым и выигрышным ходом — патриарх Варфоломей показал бы себя человеком, у которого есть не только амбиции, но и принципы. Его пышная риторика про церковь-мать могла бы приобрести некоторое практическое подкрепление в заступничестве за людей, господином и отцом которых он претендует быть.

Когда «Первоиерарх вселенской Церкви», «Первый без равных», «Его Божественное Всесвятейшество» посылает свои представителей выразить поддержку Зеленскому в тот самый момент, когда полиция захватывает корпуса Лавры, а преосвященный Ионафан подвергается гонению и узам по сфабрикованному обвинению — это не может не производить самого отталкивающего впечатления.

В 2018 году архиепископ Телмисский Константинопольской церкви Иов (Геча) заявил, что «Все архиереи теперь в Украине де-факто в связи с данным решением Синода являются архиереями Вселенского престола».

То есть Константинополь полагает Преосвященного Ионафана, как и других украинских архиереев, «своим» — но при этом не хочет ни слова сказать в его защиту.
Это делает контраст между масштабом притязаний и масштабом личностей (увы, не только патриарха Варфоломея, но и его окружения) особенно резким и бросающимся в глаза.

Ведь это все происходит в контексте, когда Константинополь оказывается выгодополучателем от этих гонений — они совершаются в пользу подконтрольной ему ПЦУ.

Игнорирование гонений на Церковь со стороны госдепа и других блюстителей прав можно понять — у людей свои государственные интересы, они их преследуют. А что их волнуют права человека — да кто им когда-нибудь верил?

Международная политика строится по заветам Макиавелли, приходить в горестное изумление тут не от чего. Мало кому в голову приходило видеть в том же госдепе наставников спасения и учителей благочестия.

Но когда мирские власти разоряют один из крупнейших центров мирового Православия, а посланцы Константинополя в это время являются уверить эти самые власти в своей дружбе и поддержке — это производит сильное впечатление.

Украинская Православная Церковь переживает в наши дни тяжелейшие скорби.

Через какое-то время они — как и большевистские гонения — станут историей. А Церковь устоит — и будет стоять до конца мира.

Как сказал Спаситель, «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18).

Сергей Львович Худиев

Источник: radonezh.ru