В настоящее время в Русской Православной Церкви на экспертном уровне обсуждают возможность возвращения церковнославянского языка как школьного предмета.
Идею введения, – пусть для начала, хотя бы факультативно, – в учебный план общеобразовательных школ преподавания церковно-славянского языка (дальше: ЦСЯ), лично я поддерживаю целиком и полностью.
Более 30 лет я в Церкви, и чтение Священных текстов на языке этом я полюбил еще со времен своей юности, когда, будучи пономарем, мы буквально рвались к прочтению «Апостола» за богослужением, что называется, вставали в очередь, чтобы прочесть Шестопсалмие. Если ты безошибочно владел техникой чтения текстов на церковном языке, тогда, в среде собратий-алтарников, это означало быть в статусе непререкаемого и безоговорочного «авторитета». И, да, где-то, в этом смысле мы даже соревновались, взаимно фиксируя в блокнот допущенные ошибки, чтобы по возвращению с миссии, поставить их на вид чтецу.
Понятно, все это было ребятчеством, пресловутым «юношеским максимализмом». Но не поэтому церковно-славянский язык мы любили. В ту подростковую пору он был, прежде всего, интересным в силу своей т. с. «иероглифичности», таинственности. «Титла», «придыхания», множество ударений (которых может быть даже сразу пара в одном слове) и другие, присущие этому языку особенности, придавали особый «шарм» его звучанию.

Протодиакон Геннадий Пекарчук
Для 12-15-летних подростков, воспроизведение на этом языке словосочетаний, предложений, которое осуществлялось во всеуслышание было безусловно новым опытом, который вольно или невольно становился частью образа твоих мыслей, фактором, влияющим и на формирование речи – с возрастом, ты приходил в осознание того, насколько все те «сленги», «жаргоны», которые предлагает и навязывает школа (то бишь, ее обитатели), социум, «крутые чуваки» в лице представителей шоу-биза, словом – мир, «во зле лежащий», – контрастируют с тем языком, который неукоснительно звучит во время общественной, церковной или частной, семейной молитвы.
От тех слов и фраз – в ушах шум, в сердце – пустота и смятение, в теле – взбудораженность; от этих, священных – тишина, покой, умиротворенность, упорядоченность, целомудренность. Там ты себя расточаешь, оскудеваешь, раздраиваешь, здесь приобретаешь, наполняешь, обогащаешь.
ЦСЯзык помогает сохранить моральный облик. Как это происходит?
Вот пошел, например, девятиклассник в свою «альма матэр» – любимую школу, а там, ровесники, и, даже порой их наставники (!), которые не прочь приложиться к «слову крепкому», причем не прочь сделать это не только по поводу, но и без него, ибо для одних «выражаться» – это признак «сильной личности», «взрослости» или «крутости», для других – один из самых действенных и эффективных «педагогических» (ух, в какое же время мы живем!) способов и приемов прекращения балагана в классе или приковывания внимания подопечных к «новой теме» урока.
Итак, упомянутый молодой человек оказывается в условиях, где его уши открыты для витающих в воздухе звуков от нецензурных «словес», вопрос, сможет ли, в силах ли он окажется пропустить данные звукоизвлечения сквозь собственный слух, так чтобы напролет через ушные раковины, бесследно и бесповоротно для его пытливого ума, памяти и чуткого, восприимчивого сердца? Ответим: конечно, нет, – и будем правы.
Каков результат этого? Ответ на этот вопрос был дан еще в древности, но он по-прежнему актуален: «С преподобным преподобен будеши <…> и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26-27). Как бы родитель не хотел, но находясь почти ежедневно с 8:00 до 15:00 в такой аморальной атмосфере, его ни по дням, а по часам взрослеющее дитя, к 9-му классу уж точно заговорит на соответствующем «жаргоне», и если не языком, то в сердцах стопроцентно. И если «не на всю катушку», то частично, что называется «на автомате», что-нибудь эдакое да сползет с его говорящего органа, который «без кости».
Благо для мальчишки и девчонки, в данном случае, если они воцерковленные. ЦСЯ, тексты на котором они услышат в очередной воскресный день, придя с родителями в храм, хотя бы частично, но послужат им «скорой помощью» – промоют им мозг и навострят уши на звуки благие.
Что это означает? Что используемый в Церкви священный язык взывает к совести человека не только посредством духовно-нравственного содержания, смыслов, которые вещаются им через молитвословия и песнопения, но и вследствие чистоты, глубины, широты, емкости, красоты, изящности, целомудренности, беспорочности, сдержанности его оборотов, фраз слов и терминов.
Оказываясь под воздействием этих свойств церковного языка, возвышающих душу и одухотворяющих человека, у последнего обостряется ощущение отличности того состояния, которое возобладало им сейчас под сводами храма, от того, в которое он часто бывает вхож оказываясь в обстоятельствах, где нецензурная брань «в порядке вещей», уместна, и, даже, «необходима».
В этом смысле, можно сказать, что ЦСЯ обладает еще и другим благотворным свойством – обличающим. Звуча, он укоряет слушающего за лицемерие и лицедейство, за предательство если не Бога, то хотя бы тех ценностей, которые созидают, а не разрушают, очеловечивают, а не оскотинивают; за то, что одним и тем же «органом слова» он осмеливается ненавистно бранить, а потом возвышенно признаваться в любви, и, даже, молиться.
Звуки ЦСЯ духовно облагораживают тем, что сподвигают человека к осознанию тяжести от его стабильного нахождения в состоянии, как сказали бы психологи, «полярности». К пониманию того, что он постоянно «маячит» между Небом и землей, бездной и голосом собственной совести. Эта раздвоенность удручает его, утомляет и мучит. Это – духовная болезнь, свет на наличие которой проливает воздействие ЦСЯ на его слушателя и пользователя.
ЦСЯ это еще и возврат к религиозно-нравственным истокам русской ментальности: «Отсюда все благозвучные и знаменательные слова наши, как-то: великолепие, велемудрие, присносущный, злокозненный, благобытность, громовержец, низринуть, возблистать. Не мудрено, что юношество наше, не приучаемое никогда к чтению священных книг, наконец, совсем отвыкли от силы и важности языка родного. Но если мы красоты подобных мест, как: Господь рече, да будет свет, и бысть, или; видех нечестиваго, высящася яко кедры ливанския, мимоидох, и се не бе, не станем чувствовать – горе народу! » (А. С. Шишков).
Не даром ЦСЯ преподавали в школах дореволюционной России. И не спроста эту практику прервали большевики после Октябрьской революции 1917 года – они «запретили преподавать церковнославянский, понимая, что это мощнейший механизм передачи культурного и духовного опыта <…> им нужно было сломать идентичность русского народа» (А. Щипков).
И в культурном аспекте, пользу ЦСЯ трудно преувеличить. «Если помимо политического, военного, экономического суверенитета в России заговорили о ценностном суверенитете, или, как написано в Стратегии национальной безопасности, о культурном суверенитете, мы должны понять, как мы этот суверенитет будем реализовывать? Язык – один из элементов передачи культурного опыта, культурного кода народа – и для верующих, и для неверующих людей. В основе русского языка – церковнославянский и древнерусский. Речь идет о передаче культурного опыта от древнейших времен до сегодняшнего дня – на этом зиждется идентичность народа» (А. С. Шишков).
Что до преподавания ЦСЯ в школах. Преподавать язык нужно именно в школьном возрасте, потому что в этот период у детей формируется культурная идентичность и структурируется мышление. Согласно мнению русистов, чем лучше человек знает церковнославянский, тем грамотнее пишет по-русски, кроме того, изучение церковнославянского обогащает лексику, приобщает к нравственности, знакомит с русской традицией и культурой.
Митрополит Пантелеимон возглавил престольное торжество Николо-Преображенского собора
Митрополит Пантелеимон принял участие в межконфессиональном форуме «Религия и Мир»
День памяти святого апостола Иоанна Богослова
Митрополит Пантелеимон посетил концерт патриотической песни «Истина Победы»
Незваный гость по имени рак
Митрополит Пантелеимон совершил соборное пение акафиста Воскресению Христову
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Престольный праздник луганского храма
Архиепископ Павел причастился Святых Христовых Таин
О значении призвания в жизни человека
В РПЦ призвали обратить внимание на лоббистов абортов
СМИ: сторонники ПЦУ захватили храм канонической УПЦ на западе Украины
Митрополит Пантелеимон возглавил престольное празднование храма иконы Божией Матери Киево-Печерской
Митрополит Пантелеимон поздравил митрополита Никодима с 50-летием
Между Wi-Fi и молитвой: жизнь в потоке новостей
Сергей Худиев: «Если бы Бог постоянно вмешивался в нашу жизнь, у нас бы не было выбора»
Почему не ходят в Церковь люди, которые хотели бы пойти на богослужение или исповедь?
Каждый ли может стать святым?
Митрополит Пантелеимон принял участие в открытии Центра русской духовной культуры «Благовест»
В день Преполовения Пятидесятницы, митрополит Пантелеимон совершил Литургию в кафедральном соборе