17 октября — годовщина со дня кончины митрополита Иоанникия (Кобзева), управлявшего Луганской епархией с 1991 г. по 2012г..

Отцы, братья м сестры, вознесем свои молитвы о приснопамятном Архиерее Божием!


Светлой памяти Высокопреосвященного митрополита Иоанникия (Кобзева)

Высокопреосвященнейший владыка митрополит Иоанникий (в миру Иван Яковлевич Кобзев) родился 7 февраля 1938 года в селе Новоселовке Беленихинского района Белгородской области в благочестивой крестьянской семье. После окончания школы работал в строительстве и на железнодорожном транспорте.

***

  Учеба и послушания

В 1962 году окончил Одесскую Духовную Семинарию, а в 1966-м — Московскую Духовную Академию с ученой степенью кандидата богословия.

В период обучения в Московской высшей духовной школе вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Первоначально нес послушание у наместника, архимандрита Пимена (Хмелевского), впоследствии архиепископа Саратовского и Вольского, а затем у его преемника, архимандрита Платона (Лобанкова), впоследствии епископа Воронежского.

16 ноября 1964 года наместником Лавры архимандритом Пименом пострижен в монашество с наречением имени Иоанникий в честь преподобного Иоанникия Великого и вскоре рукоположен в сан иеродиакона.

С 1966 по 1971 год нес послушание в Московской Патриархии при Святейших Патриархах Алексии (Симанском) и Пимене (Извекове). С 1966 года – патриарший иподиакон и ризничий.

Начало пастырского служения

В 1969 году иеродиакон Иоанникий рукоположен в сан иеромонаха, а через два года возведен в сан игумена.

В 1971 году Учебным комитетом при Священном Синоде направлен на преподавательскую работу в Одесскую Духовную Семинарию, где совмещал преподавание с обязанностями эконома. В 1983 году был возведен в сан архимандрита. В 1986 году назначен настоятелем Свято-Покровского собора города Измаила и благочинным Измаильского округа.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода от 30 ноября 1988 года архимандриту Иоанникию (Кобзеву) определено быть епископом Славянским, викарием Одесской епархии. 12 декабря 1988 года, в канун дня памяти святого апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя Одесской духовной семинарии, после всенощного бдения в Успенском храме Одесского мужского монастыря чин наречения архимандрита Иоанникия во епископа Славянского совершили митрополиты Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины, Одесский и Херсонский Сергий, архиепископы Симферопольский и Крымский Леонтий, Харьковский и Богодуховский Ириней, Винницкий и Брацлавский Агафангел, епископы Кировоградский и Николаевский Севастиан, Черновицкий и Буковинский Антоний, Тернопольский и Кременецкий Марк. 13 декабря 1988 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, в Свято-Успенском кафедральном соборе города Одессы хиротонисан во епископа Славянского, викария Одесской епархии.

Архипастырь Донбасской земли

19 февраля 1990 года по отсоединении Донбасса от Одесско-Херсонской епархии назначен епископом Донецким и Луганским, а с сентября 1991 года, в связи с разделением Донецко-Луганской епархии на две самостоятельные, — епископом новообразованной Луганско-Старобельской епархии.

7 апреля 1993 года указом Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, к празднику Благовещения возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке.

В Киеве 19 июня 2002 года во время Божественной литургии владыка, архиепископ Луганский и Старобельский Иоанникий был возведен в сан митрополита. Здесь же, в кафедральном соборе Киево-Печерской Лавры, в присутствии всего Священного Синода Украинской Православной Церкви владыка митрополит Иоанникий получил белый клобук как символ священного сана митрополита из рук Блаженнейшего Владимира — Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Владыка Иоанникий стал девятым митрополитом Украинской Православной Церкви.

31 мая 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о создании Северодонецкой епархии путем выделения ее из состава Луганской епархии. Синод постановил в дальнейшем именовать преосвященных Луганской епархии «Луганский и Алчевский» и оставить управление Луганской епархией за Его Высокопреосвященством владыкой митрополитом Иоанникием.

  Заслуги

За заслуги перед Украинской Православной Церковью Его Высокопреосвященство, владыка митрополит Иоанникий награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного князя Владимира II и III степени, преподобного Сергия Радонежского и III степени, святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси II степени; орденами Украинской Православной Церкви: преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени, «Рождество Христово – 2000» I степени, преподобного Агапита Печерского I степени, Почаевской иконы Божией Матери I степени, «Харківський Собор – 10 років» I степени.

Труды Луганского архипастыря отмечены и на государственном уровне. Президент Украины Л.Д. Кучма наградил владыку орденом «За заслуги» ІІІ степени.

Много наград и благодарностей получил владыка от областных и городских государственных и общественных организаций, он награжден медалями «За заслуги перед Луганщиной» I, II, III степени, почетным знаком «За заслуги перед Луганском», орденом «Благовест» 1 степени и другими.

Решением Луганского областного совета от 29 мая 2010 года No36/3 Высокопреосвященнейшему Иоанникию, митрополиту Луганскому и Алчевскому присвоено звание «Почетный гражданин Луганщины».

 Наследие

Митрополит Иоанникий является автором книг «Святая церковь: жизнь и спасение», «Краткий очерк истории Луганской Епархии» и других публикаций.

Несказанно изменилась за годы правления владыки митрополита Иоанникия епархия, за два    десятка лет вознесли к небу свои купола сотни новых храмов, начали действовать шесть обителей монастырских: Свято-Андреевский мужской монастырь в с. Первозвановка Лутугинского района, Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в с. Чугинка Станично-Луганского района, Свято-Ильинский мужской монастырь в с. Варваровка Кременского района, Свято-Сергиевский мужской монастырь в г. Кременная, Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь в с. Красный Деркул, Свято-Скорбященский женский монастырь в г. Старобельске.

Умножение вновь открытых приходов повлекло за собой и увеличение благочиннических округов церквей.


 Из воспоминаний протоиерея Александра Авдюгина: «Епархиальное управление тогда еще Донецкой и Ворошиловградской епархии состояло из одного небольшого здания, непонятным образом вмещавшего и епископские покои, и приемную, и кабинет секретаря, и бухгалтерию. Импозантный особняк, хотя и находился в старом купеческом районе Луганска, к началу 90-х годов прошлого века выглядел заброшенным, унылым и по-мещански неказистым. Во дворе центра всего православного Донбасса, за железными воротами, напротив владычных «хором», тянулся длинный сарай под гордой вывеской «Епархиальный склад». Еще одно продолговатое строение как бы дописывало в епархиальном дворе незавершенную букву «П». Оно вмещало в себе комнатку для приезжих, квартиру епархиального секретаря и гараж, в котором гордо возвышался черный «ЗИЛ» времен раннего Хрущева или позднего Сталина. На содержание этого железного коня уходила значительная часть епархиального бюджета, ибо он вечно требовал ремонта и крайне неэкономно пожирал топливо.

   Вот и все управление… на крыльце которого, в те, первые годы возрождающейся Церкви, вполне бы уместилось все священство двух областей и еще осталось бы место для регентов, алтарников и псаломщиц.

Владыка, носивший титул Донецкого и Ворошиловградского, больше все же полюбил патриархальный Луганск. Полумиллионный город оставался в тени юзовских, горловских и макеевских терриконов, промышленности и современности, но все же географически возвышался над оставшимися приходами, вынесшими лихолетья гонений 60-х годов и десятилетия государственного презрения остальных времен развитого социализма.

   В Луганске был много претерпевший, но выстоявший Петропавловский собор, который, как тогда казалось, и стал главным аргументом в выборе епархиального центра. Но, скорее всего, владыка уже тогда знал, что не пройдет и двух лет, как вторая кафедра станет первой. Так и случилось. Сперва городу Луганску вернули его исконное имя, а затем образовалась новая церковная административная единица: Луганская и Старобельская епархия».

    На ключевые руководящие посты, должности благочинных владыка митрополит Иоанникий ставил опытных, имеющих определенный стаж священников. Его Высокопреосвященство всегда уделял особое внимание подготовке образованных, ревностных и преданных своему делу священнослужителей, призванных стать «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).

Из воспоминаний иерея Андрея Нестерова: «Окунаюсь в воспоминания. Годы пономарства в Никольском храме Станицы Луганской. Счастливые мальчишеские годы. Вспоминаю первое архиерейское благословение… Петро-Павловский кафедральный собор. Как интересно было присутствовать при архиерейском богослужении. Те мальчишеские впечатления на всю жизнь в душе останутся.

     Время шло, прибавлялись годы, а с их прибавлением уже мы не просто пономарями были, а постепенно в кандидаты на рукоположение переходили. А тут…

     Вот в качестве кандидата и я был владыке представлен… Помню и первый прием у архиерея. Волнения было… Однако быстро прошло. Так тепло, по-отечески вел беседу владыка. Рассказывал о своем детстве, о храме…

     Не могу не отметить. Общение с владыкой Иоанникием — непередаваемо. Всегда интересно. Я всегда удивлялся его глубокой эрудиции. Что касается вопросов церковных, то здесь митрополита Иоанникия можно живой энциклопедией назвать. При этом владыка еще и великолепный рассказчик.

     Вернусь к своему «кандидатству»… Явился я в епархиальное управление с личным вопросом, собственно, к секретарю епархии. Сижу, жду отца Василия. Рядом еще несколько человек, тоже к секретарю. Про владыку в тот момент как-то и не думал. А тут митрополит входит… И как не подойти под архиерейское благословение?

    Подхожу и я… Владыка внимательно на меня посмотрел. Спросил:

     Где служишь?

     Отвечаю, что я не рукоположен. Владыка с сомнением большим переспросил как зовут, откуда я…

   — Что-то фамилия мне твоя очень знакома, — говорит, — точно не рукоположен? А по какому вопросу?

     Рассказал я владыке, что у меня за вопрос.

   — А… Это не ко мне, это к отцу Василию. Так ты точно нигде не служишь?

     Еще раз ответил митрополиту, что я не рукоположен. Хотя про себя недоумевал, почему он несколько раз переспросил?.. Спустя несколько лет в моей жизни сложились таким образом обстоятельства, что я все-таки стал священником. Но рукополагал меня уже преемник владыки Иоанникия – нынешний митрополит Митрофан». Не преувеличу, если утвердительно скажу, что владыка Иоанникий был поистине прозорливым человеком».


За время окормления паствы с благословения владыки на территории епархии были открыты Луганский Богословский Университет в честь Архистратига Михаила, три духовных училища, православная классическая гимназия. Митрополит Иоанникий непрестанно проявлял свои отцовские заботы о них и возносил святые молитвы об их процветании.

Гордостью и украшением Луганска, местом просвещения и духовного единения людей стал Свято-Владимирский кафедральный собор. Это красивое величественное сооружение, построенное на высоком открытом месте, видно издалека. Особое тщание в отношении него проявлял владыка Иоанникий. Первый кирпич в основание этого собора заложил Президент Украины Леонид Данилович Кучма 2 июня 1999 года. По окончании строительства в 2003 году освятил собор Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

В трудные минуты своей жизни мысль владыки Иоанникия всегда неслась к Той, Которая «покрывает нас от всякого зла честным Своим омофором» — к Пречистой Деве Марии. Приняв Луганскую кафедру, владыка благословил, чтобы каждый приход, помимо престольного дня, на таком же уровне чтил и одну из икон Пресвятой Богородицы. При владыке Иоанникии по его благословению и по просьбам верующего народа во время Великого поста в 1992 году лучшим иконописцем нашего времени – монахом-подвижником Псково-Печерского монастыря — была написана икона Луганской Божией Матери. Святой образ исполнен в византийской иконописной традиции, не имея аналогов в изображении во всем православном мире.

На сегодняшний день образ Луганской Божией Матери по благословению Высокопреосвященнейшего владыки Иоанникия установлен и украшает Свято-Петропавловский кафедральный собор города Луганска. Перед святым образом каждую среду перед началом Божественной литургии собором духовенства совершается служба акафиста Покрову Пресвятой Богородицы. Имея такую Покровительницу нашего города и области, православные христиане нашей Луганской епархии молятся перед ней об избавлении от всех бед и напастей, об утверждении в Отечестве нашем мира и согласия, испрашивая потребное благополучие.

21 мая 2008 года владыка Иоанникий с духовенством встречал Блаженнейшего Митрополита Владимира, который принял участие в торжествах, посвященных празднованию 200-летия Свято-Николаевского кафедрального собора г. Алчевска. А 14 сентября 2011 года – принимал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, прибывшего с Первосвятительским визитом на Луганскую землю для освящения закладного камня в основание строящегося тогда в центре Луганска храма в честь иконы Божией Матери «Умиление».

Добрый пастырь   

Возглавлял Луганскую епархию митрополит Иоанникий более 20 лет, построил в регионе сотни храмов и несколько монастырей. За эти долгие годы владыка снискал любовь и глубокое уважение как у духовенства, так и у паствы.

Большинство священнослужителей, несущих ныне свое послушание в трех епархиях Луганщины, были рождены возложением его святительских рук у Престола Божия.

«Случайностей, как известно, не бывает. Но до дня нынешнего удивительна последовательность событий, приведшая меня к владыке Иоанникию…

Все началось с аввы Дорофея. Вернее с его книги «Душеполезные поучения».

Эта книга, выпущенная в Оптиной Пустыни большим тиражом, стала началом возрождения издательской деятельности Церкви. Именно за «Душеполезными поучениями» и заехал в Оптину епархиальный секретарь из Луганска. Оставшись в монастыре на раннюю литургию, он ночевал в издательском отделе, где в то время трудился и я. Утром, после службы, загрузили мы машину секретаря архиерейского книгами, а он возьми и скажи:

— Ты бы ехал к нам. Священники нынче нужны.

Духовник монастырский был рядышком и все слышал. Он же и ответил:

— Приедет.

И я поехал. По благословению.

Владык до этого времени я видел не много, да и тех издали… Но нагоняй от брянского архиерея уже успел получить, когда, разволновавшись, назвал его по телефону — «батюшкой». Поэтому, стоя в кабинете епархиального секретаря, с тревогой и боязнью ждал, когда откроется дверь и выйдет строгий епископ двух областей. Секретарь успокаивал, но его слова не уменьшали дрожь в коленках и сухость во рту.

Дверь в кабинет архиерея была высокая, двухстворчатая. Владыка приоткрыл ее немного, с улыбкой посмотрел на меня, затем распахнул и вторую створку и жестом пригласил:

— Ну, заходите, заходите…

Дальше не помню.

Ни как брал благословение, ни как отвечал на вопросы. Страх прошел практически сразу. Да он и не мог не пройти, потому что архиерей смотрел на меня внимательно, с любовью и легкой лукавинкой, чуть прищурив глаза… по-отечески! Запомнились лишь вопросы о матушке, да где учился и чем занимался. Затем, усадив меня на стул, владыка что-то негромко сказал секретарю. Тот вышел, а я остался в архиерейском кабинете. Так просидел часа полтора. Владыка в это время беседовал с заходящими, звонил куда-то, вызывал кого-то…

В какой-то момент даже подумалось, что обо мне забыли. Зря я так решил. Вошла женщина, взяла у архиерея благословение, а потом вынула матерчатый метр и стала меня обмеривать…

Оказывается, пока я в кабинете архиерейском восседал, уже съездили за портнихой, которая, как благословил епископ, должна была «быстренько» пошить мне подрясник. Потому что именно в ближайшую субботу, в день небесного покровителя владыки, Иоанникия Великого, меня будут рукополагать в сан диаконский…

Это была первая встреча с моим архиереем. Духовник монастырский был рядышком и все слышал. Он же и ответил:

— Приедет.

И я поехал. По благословению.

Владык до этого времени я видел не много, да и тех издали… Но нагоняй от брянского архиерея уже успел получить, когда, разволновавшись, назвал его по телефону — «батюшкой». Поэтому, стоя в кабинете епархиального секретаря, с тревогой и боязнью ждал, когда откроется дверь и выйдет строгий епископ двух областей. Секретарь успокаивал, но его слова не уменьшали дрожь в коленках и сухость во рту.

Дверь в кабинет архиерея была высокая, двухстворчатая. Владыка приоткрыл ее немного, с улыбкой посмотрел на меня, затем распахнул и вторую створку и жестом пригласил:

— Ну, заходите, заходите…

Дальше не помню.

Ни как брал благословение, ни как отвечал на вопросы. Страх прошел практически сразу. Да он и не мог не пройти, потому что архиерей смотрел на меня внимательно, с любовью и легкой лукавинкой, чуть прищурив глаза… по-отечески! Запомнились лишь вопросы о матушке, да где учился и чем занимался. Затем, усадив меня на стул, владыка что-то негромко сказал секретарю. Тот вышел, а я остался в архиерейском кабинете. Так просидел часа полтора. Владыка в это время беседовал с заходящими, звонил куда-то, вызывал кого-то…

В какой-то момент даже подумалось, что обо мне забыли. Зря я так решил. Вошла женщина, взяла у архиерея благословение, а потом вынула матерчатый метр и стала меня обмеривать…

Оказывается, пока я в кабинете архиерейском восседал, уже съездили за портнихой, которая, как благословил епископ, должна была «быстренько» пошить мне подрясник. Потому что именно в ближайшую субботу, в день небесного покровителя владыки, Иоанникия Великого, меня будут рукополагать в сан диаконский…

Это была первая встреча с моим архиереем» — рассказывает протоиерей Александр Авдюгин.

Вспоминает протодиакон Геннадий Пекарчук: «Самая долгая в моей жизни беседа с человеком в архиерейском сане состоялась в 2005г. Это был прием меня владыкой Иоанникием в своей резиденции. Без малого четыре часа лицезрел я добродушного, мягкого и любвеобильного перед собой человека. То, что он говорил в тот день с улыбкой на лице, как показалось мне поначалу, было простым и незамысловатым. Однако вся глубина сказанного тогда этим мудрейшим человеком, мне открылась впоследствии.

   Некоторые эпизоды той речи владыки Иоанникия, неожиданно для меня, оказались настолько необходимыми и востребованными моей собственной жизнью, что стали, буквально, руководствующим пособием в тех или иных случающихся ситуациях. Большая часть из того, что он говорил, и поныне остается для меня актуальным. Не преувеличу, если скажу, что митрополит Иоанникий – человек, обладающий редким даром дальновидности, и, даже, провиденциальности…

  Закончилась та беседа в итоге следующим: «Будешь служить в кафедральном соборе!» — сказал мне архиерей. Вот уже 16 лет с тех пор я несу диаконское послушание в этом храме.

   Помню владыку всегда жизнерадостным. Это – неизменная черта его характера. Шутил часто, но к месту, по делу и со смыслом, который не улавливался умом сразу. Понимание приходило позже. На богослужение в кафедральный храм приезжал всегда загодя. За час до начала литургии он входил в алтарь, усаживался на стульчик и молился, быстро перебирая четки, иногда подзывая к себе то одного, то другого для какой-то просьбы или сообщения.

  Во время литургии, особенно, Евхаристической ее части, был сосредоточенным и погруженным в себя, — иногда казалось, будто он всем собой находится где-то «по ту сторону» того, что мы обычно называем «преходящим».

  К священникам архипастырь часто обращался ласкательными «Сашенька», «Тихончик». Я также не был исключением и всегда отзывался на его ко мне обращение «Генчик» или «Геночка».

  Много нужно было бы рассказать об этом человеке. Но все, чтобы не говорилось и не сказалось в его адрес, будет, несомненно, приводить к исходному и главному его качеству, которое, собственно, и являлось его неизменной сутью, из чего состоял он сам. Это – любовь, а отсюда, и доброта, и широта души, и снисходительность, и радушие. Это был добрый пастырь».

Доверие людей к владыке Иоанникию было безграничным. Он мягко наставлял мудрым словом, дарил прихожанам надежду, помогал укрепиться в вере, найти утешение.

Вспоминает прихожанка Свято-Вознесенского храма г. Александровск (Луганщина) Светлана Тишкина:

«Мне Господь даровал возможность не только присутствовать на Божественных литургиях, которые возглавлял Высокопреосвященнейший митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий, но и записывать рассказы духовенства епархии о делах возрождения нашей епархии. Такими свершёнными трудами во Славу Божию являются десятки возведённых и восстановленных храмов, на строительство которых с удовольствием благословлял любимый всеми владыка Иоанникий.

  С каким благоговением, искренним почитанием и уважением говорили священники о нём мне, корреспонденту газеты «Православная Луганщина». Не умеющих строить, не имеющих средств священников владыка смело благословлял на возведение храма и, с Божьей помощью, по молитвам архиерея, множились уголки Неба на земле и прославляли Бога.

  А ведь в те годы и духовенства не хватало, и светских людей надо было срочно учить богословию. Тяжёлый крест выпало нести владыке Иоанникию, и он нёс его, не стеная, и не жалуясь, так, что мы все видели только свет радости и благодати, исходящий от этого необыкновенного служителя Господу.

  Вот так в 2012 году рассказывал о начале возрождения монастыря в селе Хорошее настоятель архимандрит Иоанн (Сухина). Ему тогда всего-то 21 год был: «8 сентября 2006 года сбылись слова схиигуменьи Олимпиады. Меня вызвал к себе владыка Иоанникий и сказал:

  «Я тебя назначу настоятелем Свято-Вознесенского храма в село Хорошее, в котором впоследствии нужно будет открыть мужской монастырь».

  Так мы, 8 братьев, приехали в село Хорошее. Храм, построенный из песчаника в 1910 году, был действующий, но без колокольни. Она была разрушена еще в 30-е годы прошлого века. Вокруг храма – никаких построек, только заросший бурьяном пустырь.

  Первым делом мы купили ближайший к храму дом для жилья. Свято-Вознесенский храм был неотапливаемый, поэтому зимой нам приходилось в одном из пределов топить небольшую печку. Благодаря ей мы спасались».

  А так началось воскрешение Свято-Введенского храма Свято-Ольгинского монастыря в с. Красное, где «Голгофу» о. Андрей Дубина на горе возвёл:

  «Меня позвали в кабинет. Владыка и говорит:

  – Батюшка Андрей, у меня к тебе есть одна просьба. Ты не должен мне отказать.

  Спрашиваю:

  – Какая просьба?

  – Ну вот – просьба. Ты обещаешь, что мне не откажешь?

  Куда деваться? Говорю:

  – Обещаю.

  Владыка тут же в ответ:

  – Ну всё. Ставь руки под благословение.

  Поставил.

  – Я тебя благословляю взять храм Свято-Введенский в Красном.

  Я удивился, говорю:

  – Ну куда ещё? У меня и так уже их много. Как я смогу?

  – Вот ты поедешь, тебе точно всё понравится.

  Что ж там могло понравиться? Я как поехал, как посмотрел на то, что там творится, так чуть не упал… Он же громадина какая! И в ужасном состоянии. Весь пропитался химикатами. Дышать невозможно. И ничего нет: ни материальной базы, ни бытовых построек. Холодина в храме. Жуткое было дело в начале!»

  И таких примеров начала восстановления разрушенных и полуразрушенных храмов в Луганской епархии можно много приводить. Не могли, не умели, а сделали — восстановили и открыли храмы.

  Такими высокодуховными делами и доброй памятью паствы своей жив будет в нас наш дорогой владыка Иоанникий. Так мы все его привыкли называть, и в глаза, и за глаза — по-доброму, по простоте душевной, по отклику сердец наших через святую любовь Господа Иисуса Христа и Его Угодников к нам».

 

  20 июля 2012 года митрополит Иоанникий  был почислен на покой. Местом постоянного пребывания определен г. Луганск с назначением настоятелем Николо-Преображенского собора г. Луганска.

   Последние 8 лет владыка пребывал на покое, претерпевая тяжелый недуг, приковавший его к болезненному одру.

   17 октября 2020г., на 83 году жизни, Высокопреосвященный преставился ко Господу.

  В памяти Луганчан навсегда останутся самые тёплые воспоминания об этом выдающемся человеке.

Протоиерей Александр Авдюгин: «Часто спрашивают: «Строгий ли у вас архиерей?» Мне, да и, наверное, большинству епархиальных священников ответить на этот вопрос непросто, потому что ответ парадоксален. Абракадабра какая-то выходит. Оксюморон. Единство противоположностей. Ответ звучит так:

— Строгий, но добрый.

Объяснить, как сочетаются отеческая доброта и архиерейская строгость по отношению к более чем трем сотням клириков, можно лишь тем, что владыка, имея феноменальную память и держа в уме информацию обо всех и каждом, обладает бесконечной любовью…

Это не громкие слова и не попытка лести. Отнюдь. После почти двух десятков лет священства становится очевидно: никакого другого способа удержать в единстве и истине столь разных по мировоззрению, уму и образованию служителей Церкви, кроме любви, нет.

Причем это не любовь «в общем», не «любовь» сильных мира сего, которые любят всех, не зная никого. Здесь иное. Христово. Одна овечка в стаде заблудилась, и на нее архиерей силы тратит: о ней молится и беспокоится.

А кто заботы архиерейские сосчитает? Есть ли что-то в нашем церковном бытии, о чем не нужно заботиться владыке, о чем не надо печалиться?

Добавьте сюда еще дела государственные, представительские, попечительские. Не перечесть.

На каждой службе мы молимся о священноначалии, понимаем, что без него корабль наш церковный к доброму берегу не пристанет, что житейские мудрования и страсти не туда могут его привести. Именно поэтому отношение к владыке особое…».


Архиереи об архиерее

 Блаженнейший Митрополит Онуфрий: «С юных лет ушедший прошел большой и тернистый путь. Горячая вера и любовь к Богу поддерживала его всю жизнь, вдохновляя преодолевать все препятствия, которые появлялись впереди. Он много видел и через многое прошел, когда без страха перед лицом богоборческой власти связал свою жизнь с Христовой Церковью, не пренебрегая ни одним послушанием, которое поручало ему совершать Священноначалие.

Преосвященный Владыка Иоанникий был счастлив служить Богу, — счастлив, несмотря ни на какие сложности, которых было немало как в советские, так и в последующее время. Еще начиная с преподавания в Одесской духовной семинарии, он стал настоящим примером духовной стойкости, мужества и выносливости для младшего поколения священнослужителей. Восстанавливая Православие на Луганщине, покойный Владыка неизменно представлял собой образ любящего архипастыря, мудрого наставника и попечителя о благе вверенных его окормлению словесных овец стада Христова.

Почивший митрополит Иоанникий сподобился прожить долгую жизнь и уйти из земного бытия, являясь одним из старейших архиереев Украинской Православной Церкви. Вслед за апостолом Павлом он мог бы повторить: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия (2 Тим. 4: 7-8). Те, кто знал Владыку Иоанникия, запомнят его человеком необычайной духовной высоты, способным каждого одарить радостью во Христе».

Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан: «Владыка митрополит Иоанникий духовно окормлял Луганскую епархию свыше 20 лет.  За это время благодаря его трудам, на Луганской земле возродилась вера в Господа, утвердилась Святое Православие, были восстановлены порушенные и оскверненные старые храмы, построены новые, открыты монастыри и духовные учебные заведения. Результатом этих трудов стало то, что в настоящее время на территории Луганщины существуют три полноценные самостоятельные епархии – Луганская, Северодонецкая и Ровеньковская.

Большинство духовенства этих епархий получили благодать священства именно через его святительские руки.

У меня лично остались самые добрые и светлые воспоминания о почившем Владыке, который был моим учителем и наставником. Господь судил мне быть его приемником на Луганской кафедре».

Материал подготовили:

Протоиерей Александр Авдюгин,

Протодиакон Геннадий Пекарчук