Интервью с заведующим кафедрой мировой философии и теологии Луганского национального университета имени Владимира Даля (ЛНР) доктором философских наук, профессором Исаевым Владимиром Даниловичем.


ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ РЕКТОРАТА: «МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДРУЗЬЯМИ»

 — Далеко за границей нашего региона известен Луганский государственный университет имени Владимира Даля. Вуз относят к техническим направлениям, но откуда в его стенах появились гуманитарные специальности и, в частности, руководимая Вами кафедра «Мировой философии и теологии»?

— Становление гуманитарных специальностей в нашем техническом университете происходило на моих глазах. Начало положил  уважаемый многими специалистами Алексей Конеев, который работал тогда главным конструктором на  Ворошиловградском тепловозостроительном заводе. Политика властей на тот период была направлена на расширение производной и технической базы макроэкономики в  Ворошиловградской области. Для этого потребовалось много как инженеров, так и учителей, экономистов, юристов. Хозяйственно-производственная деятельность усложнилась, в вузах начали массово появляться гуманитарные факультеты со специальными задачами.

Господь открывает ровно столько, чтобы не навредить человеку.

Первым в нашем региональном вузе создали — экономический, затем по охране труда и природы. Стал актуальным вопрос: «Каким должен быть советский инженер?», ввели в программу обучения машиностроительного вуза на одной из кафедр углубленный предмет — философию, затем курс этики и эстетики, риторику.

Новые учебные предметы существенно расширили кафедру, увеличилось количество преподавателей и студентов, началась и обширная внеурочная исследовательская работа. На нашей кафедре появился общественный  факультет организации свободного времени, который по своей активности и значимости опередил вузовский комитет комсомола. Ректорат оценил нашу инициативу, летом ввели общественно-политическую практику, где ставились цели, направленные на умение студентов работать с людьми. В этот период к нам пришла работать доктор философских наук Виктория Суханцева, на кафедре начались обсуждения о необходимости открытия философского факультета. Поставили этот вопрос перед ректором  Голубенко, он вначале удивился. Вуз ведь с техническим уклоном и вдруг гуманитарное ответвление… Были напряженные раздумья в ректорате, пришлось напомнить, что существует Всемирная организация университетов, куда не принимают вузы, у которых нет философских факультетов.

Чтобы стать  сложившимся классическим университетом, требовалось наличие изучения традиционных дисциплин — философии, религиоведения, психологии, всемирной истории и ряда других гуманитарных предметов. Ректорат согласился с нашими доводами и в вузе появились новые гуманитарные факультеты и кафедры.

   — Что привлекает студентов, обучающихся на руководимой Вами кафедре? Какие предметы изучают будущие теологи и религиоведы?

— Привлекает престижность далевского университета, возможность получения хороших знаний и диплома, признанного в Российской Федерации. Учебные дисциплины в нашем вузе соответствуют аккредитации высших учебных заведений, студенты изучают предметы, позволяющие расширить профессиональный и личный кругозор, правильно применять полученные знания на практике. Наш университет дает возможность  обучающимся участвовать в различных научных кружках, конференциях, теперь и  Иоанникиевских чтениях, других подобных мероприятиях.

Наставники с нашей кафедры искренне передают свои знания и опыт будущим специалистам и молодежь это ценит.

— На кафедре, научающей теологии, религиоведению  и философии, должны быть и подготовленные к подобному научению профессора и преподаватели. Какими критериями руководствуется ректорат университета при подборе «учителей и наставников» для студентов-теологов и будущих философов?

— Главное требование ректората  к профессорско-преподавательскому составу один — мы должны быть друзьями. Это не удивительно, у нас все без исключения сотрудники кафедры — воцерковленные верующие, а Алексий Слюсаренко – священник и доктор богословия. Долгое время профессором на нашей кафедре служил владыка Иоанникий (Кобзев – ныне почивший), в добрую память о котором и проводятся чтения.

  — Привлекаете ли Вы для проведения лекций и семинаров, других публичных мероприятий подготовленный клир нашей епархии?

— Ректорат далевского университета и наша кафедра охотно общается со священнослужителями практикующих епархий, многие из клира ведь учились у нас, а мои ученики – прот. Александр Пономарев и архим. Варфоломей (Кузнецов) уже подготовили для защиты диссертации, батюшки почти готовые кандидаты философских наук.

С 1994 года мы приняли для преподавания на кафедру около 20 клириков, а 170 священников после обучения у нас получили светские дипломы. И это им помогает в их служении.

Помню один случай, когда батюшка хотел обучать в школе Слову Божьему молодежь, но директор отказал, основываясь на том, что Церковь отделена от государства, «а вы -духовное лицо…». Когда школьному руководителю  показали светский диплом, полученный на нашей кафедре, православному священнослужителю был дан «зеленый свет».

  — Как полученная в стенах университета специальность помогает выпускникам в повседневной жизни? Где затем работают или служат молодые интеллектуалы?

  — Полученное нашими выпускниками образование помогает в разных сферах, так как всех научает думать. Молодежь идет к нам, чтобы стать философами и теологами. Обучаясь в бакалаврате, часть полагает, что могут после окончания университета появиться проблемы с трудоустройством и по этой причине переходят на менее интеллектуальные, но практически востребованные специальности. Остальные  же выпускники работают в разных структурах макроэкономики и в государственных органах.

Господь создал человека по своему образу и подобию, а антихрист с момента сотворения человечества пытается этот факт опорочить.

 — В Вашем институте философии выпускники имеют возможность заниматься научной работой в области теологии, религиоведения и философии?

— Научной работой могут заниматься все предрасположенные к этому лица с высшим образованием. Требование для будущих аспирантов у нас общие, озвученные   для всех вузов. Главное — желание заниматься наукой.

  — У нас официально Церковь отделена от государства, но Она является пастырем для Ее духовных чад. Когда-то блаженный Августин говорил: «Что такое государство без справедливости? — Банда разбойников». Подобные вопросы обсуждаются на семинарах и конференциях, проводимых в далевском университете?

— Церковь воистину должна быть пастырем для всех мирян, поэтому на нашей кафедре в подобном ключе и научают. Вопросов студентами задается множество, на семинарах и во внеурочное время они исследуются, как из духовной области, так и светской. Мы научаем думать, растим интеллектуалов.

   — Наш земляк Владимир Даль как-то сказал: «Поверьте мне, что Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней Православие». Как авторитетный ученый и философ,  Вы согласны с данным высказыванием?

— Владимир Иванович Даль сказал правильно. Я, лично, также раздумывал о подобном, у меня есть даже моя работа об устройстве разных типов общества и все они должны состоять из цивилизации и культуры. Между ними — диалектическое отношение противоречия и единства. Все завязывается вокруг семьи и Православия. Запад хочет это разрушить, через музыку, через литературу для взрослых и детей. И так мыслю не только я, могу сослаться  на мнение автора многих книг — профессора Дунаева, он специалист по русской литературе и  понимает ее значение для нашего общества. В данной области также авторитет — митрополит Тихон Шевкунов, уважаемый иерарх нашей Православной Церкви. И у всех нас, православных, к Владимиру Ивановичу трепетное отношение, к его авторитету ученого.  Наш университет назван его именем, в декабре 2021г. мы проводили благодарственный молебен по окончанию года Даля, издали о нем книгу и сейчас готовится ее второе издание. В целом мы идем путем нашего Спасителя, который есть Истина.

«РЕКИ ИСТИНЫ ПРОТЕКАЮТ ЧЕРЕЗ КАНАЛЫ ЗАБЛУЖДЕНИЙ» (Рабиндранат Тагор – инд. поэт)

  — Что значат для Вас и преподавателей кафедры различные теистические учения античных времен и христианская вера сегодня? Полагаете, что они сосуществуют на антагонистической платформе или имеют один общий посыл?

— Хочу вновь сослаться на работу другого автора — профессора МДА Алексея Осипова – «Путь разума в поисках истины», а также на книги известного автора диакона Андрея Кураева «Сатанизм и интеллигенция», а также «Школьное богословие». Авторы утверждают, что путь ко Христу бывает самый разный – и через знания, и через невежество. При этом, один идет прямо, другой — вкривь. Это путь каждого к Богу. Известный индийский поэт Танагорат Тагор писал, что «реки истины протекают через каналы заблуждений». С этим трудно не согласиться, а я полагаю, что Господь открывает ровно столько, чтобы не навредить человеку. Проходит время — меняется взгляд на творения святых отцов, а что касается Евангелий и Библии – исчерпать их невозможно. Разные люди смотрят на одни вещи с разных  временных отрезков, проходит время — открывается новое. В поисках истины много делали Сократ, Платон, Аристотель, их путь поучителен, так как направлен на торжество истины, а это и есть общий посыл.  Философы верили в Абсолют и Перводвигатель, как мы верим в Бога Живого.

 — Бог совершенный, должна быть совершенной и Церковь. Владимир Данилович, Луганская епархия обращается на Вашу кафедру за разъяснениями, толкованиями богословских текстов или иной помощью? Ведь церковная жизнь базируется на обычаях и преданиях, учении святых отцов. Нет ли здесь канонических трудностей?

— Бог совершенный. Это аксиома, а мы живем между пространством цивилизации и культуры. В раю не было цивилизации, телефонов, машин, политиков. Человек просто жил.  А когда возникла необходимость идти добывать хлеб насущный в поте лица своего? После грехопадения… Появилась цивилизация и культура. Люди стали думать о себе, появились науки и философия. Любая философия изучает человека, его отношения с миром. В философии мира нет, есть только личные отношения с миром. Если я изменю отношения, то буду счастливее другого. Богословие внесло в эти устоявшиеся догмы революционную идею: «Ты — брат во Христе! Только через Творца можно узнать истину, ближнего и мир». Об этом приходится нам вести беседы со студентами и общаться с священнослужителями — из клира нашей епархии, и с владыками. С одними сразу складывается взаимное разумение, с другими, бывает, расходимся во мнении. Но, во всяком случае, такого рода общение является для всех полезным и назидательным.

Опыт прошлого, его уроки надо знать, чтобы не совершать ошибок в настоящем.

— Мы знаем, что познание Господа связано с познанием себя. Сегодня это понимают своеобразно. В мирской жизни, где нарциссизм и стяжательство не являются редкостью, какие задачи стоят перед преподавателями Вашей кафедры и вашего института философии, в целом?

— Господь создал человека по своему образу и подобию, а антихрист с момента сотворения человечества пытается этот факт опорочить. Владимир Даль это называл: «Фронт чернильной войны», то есть открытое противостояние через слабых духом, поддавшихся на посылы  сатаны, где «Я» поставлено  во главу угла. Но Церковь назидает  общину и наша кафедра также учит, как жить по-православному, по Правде. Сотрудники  и подготовленные студенты  кафедры планируют показать  духовный портрет Луганщины, а это означает, что надо рассказать о «внутреннем» человеке, его  психологии и обществе как социуме. А задача одна: «Как повысить уровень духовной безопасности человека и общества, и как изучать русскую литературу, в основе которой должно быть Православие?»

— Когда-то советский классик Ульянов-Ленин называл религию «поповщиной, философским идеализмом с гносеологическими корнями, являвшейся пустоцветом на живом дереве человеческого познания». Другие атеисты называли веру в Господа — «иллюзорными идеалами православия». Жизнь показала ошибочность данных позиций. Ваши студенты занимаются научными исследованиями подобных нападок, пытаются выявить истоки подобных утверждений?

— В нашем университете студенты изучают историю нашей страны, причем, как на семинарах, так и в научно-исследовательских лабораториях. Опыт прошлого, его уроки надо знать, чтобы не совершать ошибок в настоящем.

  — Известно расхожее выражение, что «знания  надмевают…». Как ученый, можете с подобным согласиться? Или это уловка невежд и агностиков?

— Знания не служат обузой и не являются грехом. К недостаткам личности относится невежество, недостаток знаний приводит к принятию неверных решений. Духовной работы сегодня много. В Интернете есть сайт «Мел» — о студентах, вузах, учителях. Открываем… в одном из номеров сразу бросается в глаза заголовок: «Лучший учитель года — 2022». Здесь и мнение лауреата: «…Я лично настаиваю, чтобы преподавать историю альтернативно, а  там пусть выбирают точку зрения». Это ошибочная позиция учителя, как и по системе школьного тестирования. Я видел школьные тесты с содержанием: «Существует ли Бог?» и ответы, которые надо угадать: 1. – Да,  2. – Нет,  3. – Бог – это природа,   4. Бог — это совесть… Можно ли ученику такие вопросы задавать официально? На чью мельницу льют воду? Атеистов? Сатанистов будущих? На неокрепшие умы такой разнобой ответов может действовать «альтернативно», т.е. негативно.

  — В наш век «космических скоростей» стали скоропалительными и многие выводы. Так, времЕнную триаду «прошлое-настоящее-будущее» превращают в вариант докетизма, а традиции путают с косностью. Теологи и богословы приветствуют новые знания? И как они способствуют укреплению духовности?

— Это косвенное продолжение предыдущего вопроса. Отвечу словами Евангелия: «Кто любит Бога, тому дано знание от Него». Христиане стремятся к новым познаниям, так как знания дают возможность избежать ошибок и помогают стать духовно зрелым.

— Старинное высказывание гласит: «Кому Церковь не Мать — тому Бог не Отец». Церковная община старается помогать своим членам и защищать в случае необходимости. А обучаются ли на Вашей кафедре или Институте философии студенты по направлению таких общин?

  — На нашей кафедре учатся прихожане нашей епархии. Раньше многие имели возможность обучаться за счет государственного бюджета, сегодня  существуют временные ограничения. Со своими духовниками верующие, конечно, общаются. Но общины студентам обучение не оплачивают.

Знания не служат обузой и не являются грехом. К недостаткам личности относится невежество, недостаток знаний приводит к принятию неверных решений.

 — Сегодня некоторые «деструктивные элементы» пытаются расшатать общество  с помощью старых клише – «национализм, сионизм, русофобия». Приемы также устаревшие. Например, евреев обвиняют в закостенелости, играх с  негативным прошлым, корыстолюбии. Но припоминается еврейская мудрость: «Если ты уронил деньги и книгу, первой подними книгу». Как ученый, можете это прокомментировать?

— Евреи, как и христиане, являются «людьми Книги». Поэтому на первом месте у тех и других стоит здравый смысл, у пожилых — мудрость. И это еще одно подтверждение, что мы имеем одного Отца Небесного, который всех создал и научает.

  — В завершение традиционный вопрос с учетом Вашего опыта и знаний. Что Вы хотите пожелать вашим студентам, будущим первокурсникам, желающим  учиться на Вашей кафедре и вообще молодым людям нашей страны?

— Прежде всего пожелаю здоровья… духовного здоровья, приглашаю всех, кто хочет у нас учиться — приходите с добрым сердцем, верою в лучшую жизнь и нашего Спасителя. Только так можно сохранить и упрочить свое духовное тело и разум. В этом нас вдохновляют первоверховные апостолы, другие апостолы, святые отцы. Приглашаем батюшек епархии читать богодухновенные лекции, а также на курсы повышения квалификации, чтобы еще лучше проповедовать Слово Божье. Мы помним, что «Человек, который не учится, не есть слуга Божий и верующий…».

 Беседовали протодиакон Геннадий ПЕКАРЧУК,

редактор газеты «Православная Луганщина»,

 Владимир ВЕТОВ, религиозный философ, литератор