Торжество Православия совершается в первую неделю Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия был введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др. Всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом. Из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г.

Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.


Каждая неделя Великого поста имеет своё значение. Праздник, отмечаемый в воскресный день, даёт название и всей седмице: неделя Торжества Православия, неделя святителя Григория Паламы, Крестопоклонная неделя… На что стоит обратить внимание? О чём читают и поют в храме? Что означает каждая седмица для современного человека? Особенности первой недели Великого поста изучил настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра священник Олег Кручинин.

Если не знать истории появления праздника, как победы над ересью иконоборчества, а исходить только из названия, то можно подумать, что его идея достаточно проста: в мире есть Православие, то есть учение о правильном прославлении Бога, и оно торжествует.

Действительно, можно привести немало примеров того, как Православие торжествует в отдельно взятом населенном пункте, храме или в семье. В городе или в селе построили храм? Это торжество Православия. В храме на Пасху собрались прихожане, чтобы прославить Воскресшего Иисуса Христа? Это радость и торжество Православия. В семье после слёзных молитв жены муж бросил пить и обратился к Богу? Бесспорно, это немалое торжество Православия.

Но если от частного перейти к общему и попытаться найти такую страну или континент, где бы Православие окончательно восторжествовало, то окажется, что этого сделать нельзя.

Мы видим, что православные храмы отбирают, их закрывают или сжигают, православных преследуют, да и внутри самого православия периодически возникают ереси и расколы. Более того, в мире число православных христиан меньше числа католиков или протестантов. Так где же и в чём Торжество Православия?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим историю праздника, его литургические особенности и богословский смысл.

ИСТОРИЯ: кому мешали иконы?

В VIII-IX веках в Византийской империи господствовало движение иконоборчества. Начиная с 730 года по указу императора Льва III Исавра были уничтожены тысячи икон, фресок, мозаик, закрашены или сбиты изображения святых на стенах храмов. Через четверть века — в 754 году — при поддержке императора Константина V Копронима начался ещё более суровый период гонений на рукотворные святыни. Основываясь на ветхозаветных законах «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5), иконоборцы называли изображения святых идолами, а почитателей икон — идолопоклонниками.

Нужно сказать, что повод для таких обвинений давали и сами христиане. Вот что об этом пишет протопресвитер Александр Шмеман: «В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием… Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т. д. … Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христологической основе, как плод и раскрытие веры Церкви в Христа, — они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодовлеющее, а следовательно, ниспадают обратно в язычество».

Помимо этого, у иконоборчества была и политическая причина: императорам было выгодно сблизить христиан с мусульманами и иудеями, чтобы их всех подчинить своей безраздельной власти. Именно фактор почитания православными икон сдерживал такое сближение. Еще одна причина — слишком заметный рост активности Церкви, неподчинение её государству. Это и привело к уничтожению икон и гонениям на Церковь.

Даже в условиях гонений преданных учению Церкви священнослужителей и мирян оставалось немало. В 787 году был созван Седьмой Вселенский собор, который восстановил и утвердил иконопочитание, а также осудил еретиков-иконоборцев. В 843 году, в царствование императрицы Феодоры и в патриаршество святителя Мефодия, верующие с иконами в руках открыто вышли на улицы. Это случилось в первое воскресенье Великого поста. В честь этого и был установлен праздник, который позже назвали Торжеством Православия.

Шли годы и столетия, но вокруг Православия и внутри него по-прежнему возникали ереси и проблемы. Взять хотя бы прекращение общения между христианами Востока и Запада в 1054 году. Именно тогда параллельно с Православной Церковью на Востоке стала независимо существовать Римско-Католическая Церковь на Западе. В XVI веке некогда единая апостольская Церковь подверглась ещё одному дроблению — на Западе появился протестантизм.

После этого служба Торжества Православия была значительно дополнена за счёт включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Теперь эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В ней утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.

БОГОСЛУЖЕНИЕ: «Тебе, Бога, хвалим»

Отличительная особенность богослужения воскресенья первой недели Великого поста — воспевание Торжества Православия. В субботу вечером богослужение совершается по Октоиху и Постной Триоди. На всенощном бдении поются стихиры, в которых славится Христос и прославляется иконопочитание.

«От нечестия к благочестию перейдя и светом познания просветившись, будем согласно псалму рукоплескать, благодарственно хвалу Богу принося, и на стенах, и досках, и священных сосудах начертанным священным образам Христа, и Пречистой, и всех святых, с почтением поклонимся, отвергая нечестивую бесславных веру, — ибо честь, воздаваемая образу, как говорит святой Василий, на первообраз переходит, — и прося по ходатайствам пречистой Твоей Матери, Христе Боже наш, и всех святых, даровать нам великую милость».

Тропарь праздника — тропарь Нерукотворному образу Спаса.

«Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: „Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!“».

Канон праздника написан Феофаном Начертанным, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором.

Утром после Божественной литургии святителя Василия Великого служится особый молебен. На аналое полагают иконы Иисуса Христа и Богородицы, перед которыми провозглашается вечная память всем защитникам веры православной и возносятся молитвы о Церкви. В древности на нем ещё и предавали анафеме различные ереси.

Слова молитвы священника звучат так:

«Святая Троице, сих прослави и утверди даже до конца в правоверии, отвращающих же ся святыя и спасительныя православныя веры и Христовы Церкве обрати и сотвори, да вси приидут в познание вечныя Твоея истины, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых».

БОГОСЛОВИЕ: торжественная встреча со Христом

Символично, что всего неделю назад — в Прощёное воскресенье, накануне Великого поста, мы вспоминали изгнание Адама из рая, его удаление от Бога, а уже в первый воскресный день поста радуемся Торжеству Православия. Два настолько полярных события разделяет только неделя. Но зато какая неделя!

Первая неделя Великого поста даёт возможность почувствовать себя монахом даже человеку, живущему в гуще мирской суеты. Торжественные и неторопливые ежедневные службы; убранство храма с преобладанием тёмных тонов; Распятие или икона «Иисус в терновом венце» в центре храма; земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина; чтение Великого покаянного канона Андрея Критского; неповторимая литургия Преждеосвященных Даров; возможность более частой исповеди и причастия наполняют душу человека особой радостью. Радостью встречи с Богом!

Не зря же в первые дни поста, здороваясь друг с другом, принято с ним поздравлять. «С постом вас!», — говорят. Посещая все или большинство богослужений, ты уже не думаешь о гастрономическом аспекте поста, ведь отказ от определенных видов пищи — это не цель, а всего лишь средство. Главная же цель — отказ от страстей и пороков. А это можно сделать только с Богом и только в Церкви.

В течение только одной недели поста мы становимся участниками сразу трёх разных литургий: Преждеосвященных Даров (в среду и пятницу), святителя Иоанна Златоустого (в субботу) и святителя Василия Великого (в воскресенье). Вот где действительно проявляется Торжество Православия и духовное ликование от встречи с Господом!

И тут ты понимаешь, что путь от падшего Адама до воскресшего Христа — это не только исторический путь Церкви, а то генеральное направление, по которому должна идти твоя душа. Это главная задача Святой Четыредесятницы. Истинное Торжество Православия, прежде всего, должно возникнуть в нашей душе.

«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), — говорит нам Господь.

«Радостью Ты наполнил всё, Спаситель наш, пришедший спасти мир!» — отвечаем мы. В этом и состоит смысл праздника — в торжественной встрече со Христом и пребывании с Ним в Церкви Христовой.

Священник Олег Кручинин

сайт Горловской и Славянской епархии