Редакция официального печатного издания Луганской епархии «Православная Луганщина» продолжает публиковать архивные материалы, которые вошли в газету, но не были опубликованы на ресурсах Интернета. Вашему вниманию представляем эксклюзивные материалы о жизни нашей епархии в былые годы. Вспоминайте вместе с нами, как было.

(!)Публикации оставляем в их изначальном виде без изменений.

Почившему протоиерею Василию Попову (+18.12.2021) посвящается


   Как одно мгновение пролетела Пасхальная Светлая седмица. Настало Фомино воскресение. Христос сказал апостолу Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ион. 20:29). Об умножении веры в сердце своем, о том, чтобы она была горячей, как и молитва к Богу, особенно истово молится православный народ в Фомино воскресение и в последующую за ним Фомину неделю. А как же иначе? Мы не были рядом с апостолом Фомой и не влагали свои руки в раны Христа, но мы веруем, так же как уверовал апостол Фома, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!». И так управил Бог, что имененно на Фомино воскресение «Православие Луганщины» побывало в Новоайдарском благочинии, на Божественной литургии, которую в Свято-Архистратиго-Михайловском храме возглавил благочинный округа протоиерей Василий Попов.

На Божественную литургию в Свято-Архистратиго-Михайловском храме я пришел в тот момент, когда благочинный округа протоиерей Василий Попов с амвона обращался с проповедью к верующему народу.

— Каждый из нас должен помнить о ранах Христа, в которые влагал свои персты апостол Фома, — сказал отец Василий. — Люди, восклицавшие, встречая Господа: «Осанна в вышних!», через несколько дней кричали: «Распни Его!». Потому что легко поддались искушению, отреклись от веры в Господа, от Него Самого. Каждый раз, когда мы грешим, мы тем самым, словно вбиваем гвозди в ладони нашего Бога. Поэтому каждый из нас должен следить за своим духовным состоянием, использовать любую возможность, чтобы исповедать грехи и получить прощение…

По окончании Божественной литургии в маленьком кабинете, расположенном в помещении воскресной школы, состоялась наша беседа с отцом Василием.

   — Отец Василий, Христос Воскресе!

— Воистину Воскресе!

   — Батюшка, я приехал к Вам в Фоминое воскресение. Ровно неделю назад православные праздновали Светлое Христово Воскресение. Как в Вашем округе люди праздновали Пасху?

    — Прежде всего, я хочу сказать о том, что Пасхальные празднования для нас, православных людей,  огромная радость. В Великую Субботу на гробе Господнем сошел благодатный огонь. Это вселило в нас радость и надежду, что мы проживем нынешний год под благословением Господа и омофором Пресвятой Богородицы, что в конце концов и в нашей, увы, многострадальной стране, воцарятся мир, а все мы, верующий народ, получили еще одну возможность  для покаяния, исповеди и исправления жизненного пути. Невзирая на все сложности, которые переживает наша страна, уповаем на волю Божью и надеемся, что Он помилует нас.

 

-Если сравнить нынешнюю Пасху и предшествующие ей пасхальные торжества, отмечаемые в прошлые годы. Как по-Вашему, столько же людей, как и в прошлые пасхальные праздники, посетило храмы Вашего благочиния?  Столько же или, может быть, больше или меньше?

— Объективности ради должен сказать, что люди идут к нам  не только на  пасхальные службы, но и в обычные дни. И должен отметить, что количество прихожан не только не уменьшается (хотя количество народонаселения в районе существенно не изменилось за последние годы), но и возрастает… На большие праздники особенно это заметно. Вы были на праздник Богоявления в прошлом году. Так вот, в нынешнем людей было еще больше. На Крестном  ходе в честь 1025- летия Крещения Руси тоже людей было очень много.  Возвращаясь к пасхальным праздникам, которые прошли  в нашем благочинии, отмечу, чо людей было очень много и, что очень важно, сами торжества прошли  организованно, в тесном  взаимодействии с властью. На всех приходах были наряды милиции, не было пьяных, не было хулиганов, все было  по-христиански, по-православному. И мы благодарим за это Бога нашего Иисуса Христа…

   — Как Вы считаете, что способствует притоку людей?

   — Разумеется, все годы, которые существует наше благочиние, мы не стояли на месте.  Есть такое выражение: вода камень точет. Тоже можно сказать о пастырях, которые пасут своих овец. Молитва, проповедь Евангелия – это, как вода, которая точит камень неверия, пробивает всю накипь, наслоившуюся в сердцах и умах людских за годы богоборческой власти. Сейчас на смену поколению, которое выросло  и состарилось в советские времена, идут молодые. Они сомневаются, спотыкаются, но, тем не менее, ищут путь к храму. Мы как умеем помогаем им в этом. И это очень важно.  Что еще можно сказать в связи с этим? В округе десять действующих приходов. Батюшки молятся, окормляют свою паству, откликаются на все просьбы и чаяния верующего народа, ведут спасительную просветительскую работу среди тех, кто находится еще вне церковной ограды. И это тоже приносит свои благодатные плоды.

Но я хотел бы сказать  еще об одной важной причине увеличения числа молящихся в наших храмах. Это, на мой взгляд,  – личное участие в молитве, личное присутствие на богослужениях нашего архипастыря, архиепископа Луганского и Алчевского владыки Митрофана. Судите сами: только на моем приходе, в Свято-Архистратига-Михайловском храме в Новоайдаре владыка был четыре раза. Дважды он побывал в Гречишкино, был в Денежниково – освящал  там новый храм. В ближайшее время планируется его приезд в Смоляниново… Поэтому  для наших верующих великая радость – видеть рядом с собой и молиться вместе со своим архипастырем.  Мне не раз приходилось слышать от прихожан, как их зажигает, вдохновляет живая проповедь владыки. После такой проповеди, признаются люди, им  хочется жить не так, как раньше, утопая в мирских помыслах и заботах, а именно  по-Евангельски. Поэтому  те добрые изменения, которые происходят в нашем округе и, в частности, увеличение прихожан я связываю с личным участием правящего архиерея.

 

— Отче, вопрос, возможно, набивший оскомину, но, увы, почти неизбежный: что Вас волнует сегодня?

— Как гражданина, а также и как священника меня волнует то, что происходит в нашем государстве. Политики так заигрались на противостоянии между востоком и западом Украины, что не заметили, как страна оказалась на краю пропасти. Разве раньше можно было такое представить, чтобы православные люди, которые живут на западе страны, противостояли православным людям, проживающим на востоке? Никогда такое в самом страшном сне привидиться не могло. Но сегодня, увы, это факт.  Поэтому наш святой долг – молиться за целостность державы, за преодоление нестроений в украинском обществе, чтобы брат не смотрел на брата сквозь прорезь прицела. С благословения нашего архипастыря мы молимся о преодолении нестроений в обществе, за вразумление православного народа, за братскую любовь между нами, за единение страны, за то, чтобы мир и согласие в православном народе воцарились…

    — Как-то раз в светских масс-медиа промелькнула информация, что в Новоайдаре много сектантов. Что Вы скажете по этому поводу?

— Сектанты есть. Но они настолько малочисленны, что на них не стоит обращать внимание. Другое дело – село Дмитриевка, а точнее, «янтарный комплекс», который разрастается вокруг храма в честь великомученика Пантелеимона Целителя. Семь лет  назад светские СМИ (в частности, издание «Наша Газета») писали, что  он стал достопримечательностью и что его за свои деньги построил местный житель, предприниматель-целитель и настоятель Николай Ищенко. Так вот,  протоиерей Иаков Лобов (в то время он был секретарем Луганской епархии) ответил на это, что, Николай Ищенко не является православным священником. В Луганской области и за её пределами он известен как оккультист и экстрасенс. Именно эта деятельность позволила Ищенко собрать средства для строительства храма.  В частности, об этом сообщал священник Алексей Слюсаренко, ассистент кафедры религиоведения Восточноукраинского университета им. В.И.Даля (г. Луганск). Согласитесь, нельзя быть экстрасенсом и читать проповеди с амвона. Это противоестественно. «Никто не может служить двум господам:… или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6:24).

  — Газета «Православие Луганщины» выйдет в предверии 9 Мая — Дня Великой Победы.  Появились слухи, что этот праздник можно и вовсе не отмечать, мол, не такой уж он важный.

    Что Вы обо всем этом думаете?

— Тот, кто распространяет подобные слухи, лжец и является слугой неправды и нестроений. Для каждого из нас День Победы, как поется в песне, праздник «со слезами на глазах». Он дорог всем нам. Потому что, наверное, нет в нашей стране такой семьи, где кто-нибудь из близких не воевал на фронте. Вот и мой отец  Андрей Иванович Попов вместе с такими, как он солдатами, ковал Великую Победу. Отец умер, когда мне было всего 12 лет. Я не помню его рассказы о войне. Но я хорошо помню, как  к этому празднику относились его друзья, именно, как к священному празднику со слезами на глазах. Отнимать этот праздник у людей – это кощунство. И мы никому не позволим это сделать. Для нас он святой, мы его праздновали, празднуем и праздновать будем. Вот и в этом году 9 Мая мы будем служить панихиду в центре поселка, у братской могилы наших воинов. Народу на День Победы приходит очень много. И я уверен: много людей на праздник соберется и в нынешнем году.  Поэтому в преддверии этого светлого и священного для каждого из нас праздника я хочу пожелать всем читателям «Православия Луганщины» мирного неба, счастья, благоденствия, здоровья на многие лета!

Материал подготовила редакция «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2014, Май