Наше время интересно и необычно во многих аспектах. Взять хотя бы такой: современный воцерковлённый христианин куда в меньшей мере подвержен крупным грехам, нежели христианин XV, XVII или XIX веков.
Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с содержанием древних эпитимийников и сравнить написанное там с тем, что священник обычно слышит на исповеди от постоянных прихожан. Как известно, эпитимийники составлялись для упорядочивания практики наложения эпитимий, то есть прещений, налагаемых на согрешивших с целью уврачевания последствий греха. Касались они, безусловно, членов христианского сообщества своего времени, то есть указанные в них грехи для этого сообщества не были новостью или особой редкостью. Грубые и тяжкие грехи встречаются и в современной пастырской практике. Однако они по большей части остаются прерогативой так называемых захожан – тех, кто приходит в церковь раз в году, кто исповедуется потому, что в крёстные позвали или что жене или маме пообещал. Изредка тяжкие грехи случаются и с постоянными прихожанами, однако в большинстве своём сознательные христиане (а среди воцерковлённых таких большинство) не делают абортов, не изменяют супругам, не сожительствуют вне брака и не занимаются ростовщичеством.
Однако глупо было бы думать, что враг рода человеческого опустил руки перед лицом современного православия. Перестав массово искушать христиан воровством, блудом или мародёрством, он вместе с тем пополнил свой арсенал таким оружием, как подмена. В самом деле, к чему трудиться обманывая, обольщая и соблазняя христианина на серьёзный грех, когда можно всего-навсего слегка сместить акценты в духовной жизни? Тем более что христианин очень даже поддаётся, иногда даже с готовностью. Например, такие схожие, на первый взгляд, и отличные по сути понятия, как покаяние и чувство вины. Каждый ли из нас видит разницу между одним и другим? Не бывает ли так, что в нашем сознании эти понятия и вовсе не мыслятся одно без другого? А между тем это не просто разные, а буквально взаимоисключающие вещи. Покаяние приводит человека к примирению с Богом, к желанию покончить с грехом и изменить не только образ действия, но и отношение к отдельно взятому пороку. Так, что некогда любимое становится ненавистным, а то, к чему влекло с неодолимой силой, – противным. Результат покаяния всегда один – прощение греха и радость единения с Господом. Чувство же вины лишает человека покоя, но ни к чему созидательному не подталкивает. Сколько угодно проси прощения, исправляй последствия, меняй отношение к содеянному – оно никуда не денется. Если человек впустил это чувство в душу, оно будет пожирать его до тех пор, покуда не приведёт к унынию и отчаянию или не превратит несчастного в невротика или параноика.
А теперь представим на минуту, что вместо того чтобы каяться, человек начинает мучится чувством вины. Ему плохо и тошно, но он принимает происходящее за муки совести, считает, что так и надо, а нередко ещё и стимулирует это чувство в себе, полагая, что кающийся так и должен себя чувствовать. Только вот что бы человек ни делал, в нём самом ничего не меняется: грешить он не перестаёт, пожирание себя облегчения не приносит, ему ещё тошнее прежнего, но разве может окаянному грешнику быть хорошо? Так ведь и надо, правда? Незаметно человек подходит к финальному этапу: облегчения он так и не чувствует, поэтому остаётся одно – искать утешения в самом чувстве вины. Да, я грешник, да, мне плохо, да, я никак не исправляюсь, но ведь я же не знаю и минуты покоя! Непрестанно себя осуждаю, мучаюсь своей виной, может, хоть за это Господь да помилует? Хотя нет, непременно помилует, даром ли я так страдаю? Правда, временами накатывает отчаяние, да так, что хоть вой, но потом вроде отпускает… И так по кругу.
Что мы имеем в итоге? Имеем верующего человека, изначально настроенного на духовную жизнь, желающего каяться и исправляться, имеющего потребность в Боге и единении с Ним. Однако, будучи сбитым с толку в самом начале, человек вместо ревностного христианина становится готовым клиентом для психолога, и хорошо ещё, если не пациентом для психиатра. Так это лишь один пример подмены, а сколько таковых ещё можно привести? Внимание к себе, подменяемое самокопанием, умиление, подменяемое сентиментальностью, ревность по вере, подменяемая злостью… Всего сразу, пожалуй, и не перечесть. Зачем же лукавому трудиться, когда основную работу за него, не задумываясь, делаем мы сами? В этом, повторюсь, безусловное отличие нашего времени от древности и современных христиан от предшественников. Впрочем, есть и нечто общее для христиан всех времён – необходимость быть внимательными к собственной душе и происходящему в ней. Необходимость быть бдительными, чтобы вовремя распознать искушение, соблазн или подмену и не дать врагу ввести себя в заблуждение. А начинать нужно с недопущения главной подмены – излишнего внимания к духовной жизни ближнего вместо работы над собой.
Протоиерей Владимир Пучков
Источник: pravlife.org
Заявление Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в связи со сносом Десятинного монастыря
В РПЦ раскритиковали теорию о перенаселении Земли
Митрополит Пантелеимон возглавил празднование иконе Божией Матери Печерской
Послание Предстоятеля Русской Церкви по случаю 80-летия преставления Святейшего Патриарха Сергия
Сербского Патриарха не пустили в Косово на открытие Архиерейского Собора СПЦ
Сегодня, 15 мая, Церковь празднует перенесение мощей святых князей Бориса и Глеба
В РПЦ призвали вернуть науку в русло традиционных ценностей
Иерарх Иерусалима: Преследование УПЦ – это нападение на все Православие
В день Радоницы, митрополит Пантелеимон совершил Литургию и пасхальное поминовение усопших
Митрополит Пантелеимон совершил соборное чтение акафиста Воскресению Христову
Митрополит Пантелеимон поздравил архиепископа Павла с Пасхой Христовой
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Недели Фоминой
"Нечто невиданное". Почему Красную горку отмечают неправильно
Как верить в Бога, если не видел его вживую
В Светлую субботу митрополит Пантелеимон совершил Литургию в храме иконы Божией Матери «Умиление»
Митрополит Пантелеимон совершил празднование иконе Божией Матери «Живоносный Источник»
Митрополит Пантелеимон совершили Литургию на виноградных плантациях
Состоялся форум для студентов колледжей города, посвящённый сохранению духовных ценностей
Патриарх Кирилл призвал верующих через дела милосердия и участие в жизни Церкви присоединиться к победе Христа над смертью, чтобы обрести жизнь вечную
Митрополит Пантелеимон возглавил празднование в честь Иверской иконы Божией Матери