Отвечает протоиерей Владимир Долгих


Поминальных суббот в православном календаре немало, потому немного о них и поговорим.

Наверное, каждый, кто присутствовал на богослужении поминальной субботы, может сказать, что отличаются они от прочих суббот лишь количеством молящихся в храме людей да размером панихидных столов с продуктами. В принципе, такое мнение небезосновательно, хотя здесь есть определенные нюансы.

Для начала коснемся мистической стороны вопроса. По-хорошему, на эту тему можно много рассуждать, но вот дать какие-то четкие определения не получится.

О чем я говорю? Первое: мы не знаем, какова загробная участь наших близких, и узнать это нет никакой возможности. Второе: мы точно не знаем, как именно наши заупокойные молитвы влияют на состояние душ в потустороннем мире, однако точно знаем, что они нужны. Обобщая, скажем, что молитвы, возможно, сейчас облегчают участь тех, кто находится в муках, а возможно, являются и неким залогом предстоящего спасения во время Страшного суда.

Также мы можем говорить о том, что степень положительного влияния молитвы на душу умершего зависит от степени нашего молитвенного усилия и количества ходатаев перед Богом. Отсюда несложно сделать вывод, что богослужение родительских суббот – особое, потому что на него собирается большее количество христиан, чем в прочие субботы. Однако во всем этом немалую роль играет субъективный фактор, ведь может быть и так, что на заупокойной службе не будет никого, кроме священника.

Собственно, если мы действительно христиане, если мы действительно любим наших усопших родственников и друзей, то общее собрание для молитвы за них должно быть естественным порывом этой любви. Таким образом, всё сказанное не поддается какой-то систематизации или вписыванию в четко определенные алгоритмы и «механики», но мы точно знаем, что своей любовью, своими молитвенными усилиями мы можем сыграть, возможно, даже решающую роль в облегчении участи или спасении тех, кто сейчас находится в муках.

Что же касается уставных особенностей поминальных суббот, то они неуловимы и незаметны для подавляющего большинства православных христиан. Так происходит потому, что мы не вслушиваемся и не понимаем того, что читается и поется в храме.

Напомним, что титул Вселенских носят только две субботы в году – Мясопустная и Троицкая. Их смысловое содержание в самом деле особенное, но об этом чуть дальше. Есть еще три (вторая, третья и четвертая) родительских субботы Великого поста, а также Димитревская поминальная суббота, отмечаемая в традиции Русской Церкви. Возникла она в XIX веке, сначала в память о воинах, погибших в Куликовской битве, а затем и всех воинов, отдавших свою жизнь в сражениях за Отечество. Сегодня на богослужении Димитриевской субботы мы просто молимся за всех усопших.

Что же касается великопостных суббот, то их выделение было связано с необходимостью особой молитвы за умерших в период, когда совершение Евхаристии запрещается, а соответственно, нет и привычного поминовения на проскомидии. Не секрет, что во все субботы, в течение всего остального года, мы служим заупокойные ектеньи на Литургии и панихиды, и в этом плане с родительскими субботами действительно нет разницы. Самое же существенное различие касается Вселенских суббот и содержится в богослужебных текстах. Если в прочие субботы главная тема песнопений – это память всех святых, а потом только молитва об усопших, то в Мясопустную и Троицкую субботы – наоборот. В первом случае – она предваряет неделю о Страшном суде, т. е. символично молитва за души людей предшествует окончательному решению относительно их участи в вечности. Во втором случае – молитва за усопших предваряет раскрытие Царства Небесного, пришедшего в силе в День Пятидесятницы. Именно эти темы и составляют тематическое ядро данных богослужений.

По-хорошему, какие бы причины, исторические или литургические факторы ни лежали в основе поминальных суббот, самое важное – наше молитвенное усилие за наших усопших сродников и друзей. Очевидно, что, помимо милосердия и любви Божьей, и от этого зависит их участь в вечности. И как нам будет стыдно перед Господом, если мы не сделаем всё, от нас зависящее, чтоб их спасти!

Источник: pravlife.org