«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимог)».

Каждый из вас, если зайдет в какой-нибудь христианский православный храм во время литургии, может отметить, что в какой-то момент службы перестает петь хор, и поют все люди. Эта традиция древняя, но возрождена она была недавно, в первые годы революции, по инициативе патриарха Тихона. Инициатива эта была неслучайной. Дело в том, что поется Никео-Царьградский Символ веры. И он, по мысли святителя, должен был врезаться и остаться в памяти людей на тот случай, если они будут лишены всего, даже писанного текста. А сам этот «символ» для христианской церкви исключительно важен. Поэтому каждый христианин должен знать его наизусть и понимать смысл его. Поэтому для тех людей, которые готовятся к принятию Таинства Крещения, для тех людей, которые были крещены в детстве, но не были воцерковлены, для тех людей, которые хотят познакомиться с основанием христианской веры, для тех людей, которые хотят знать основы мировой европейской и русской культуры, которая заключена в христианстве, знание главных пунктов и сущности Никео-Царьградского Символа — необходимо. Для историков, литературоведов, искусствоведов, писателей, поэтов, людей самых различных творческих специальностей и людей разных областей гуманитарного знания также необходимо быть в курсе дела в отношении фундаментального «Символа».

  Что такое Никео-Царьградский Символ веры в буквальном смысле этого слова? Никея — старинный город в Малой Азии, где в 325 году был собран всеимперский съезд епископов Христианской Церкви. При императоре Константине Великом для решения важнейших духовных и организационных проблем Церкви в Никее собрался этот съезд. Он назывался Вселенским Собором — первым по счету. Вселенная, Ойкумена, в то время была синонимом Римской Империи. Собор — это старое церковнославянское слово, которое обозначает собрание людей, собрание представителей Церкви. И вот на этом 1-ом Вселенском Соборе в 325 году, т. е. через несколько лет после того, как император Константин Великий провозгласил свободу вероисповедания в своей империи, было зафиксировано краткое исповедание веры, которое человек, вступающий в Церковь, должен был произносить в момент крещения, в процессе того обряда, который крещению предшествует.

  ***

   «Верую»

Первое слово, которое произносит читающий Символ веры – «Верую». Часто это слово употребляется в негативном контексте, например, — «слепая вера». Слепая вера. Нет. Мы решительно протестуем против такого определения.

Наоборот, вера является не слепой, а ясновидящей. Каждое познание требует определенного подхода.

Как говорил русский философ Иван Ильин, один из крупнейших метафизиков 20-го века, необходимо осуществить «правильный акт» (у него было такое выражение). Он говорил, что если человек хочет увидеть картину, он должен иметь глаза, — слепой или человек с завязанными глазами картину не увидит. Если хочешь слушать симфонию Бетховена, надо, чтобы у тебя были уши, слух. Если хочешь познать любую вещь, мельчайший объект, — нужен для этого микроскоп и другие приспособления; отдаленные объекты — радиотелескопы и другие телескопы. Для того чтобы постичь Высшую Реальность, духовную Реальность, инструментом служит наш собственный дух. И когда люди говорят, что им надо «пощупать Бога руками», то здесь выявляется некое недоразумение — самые важные на свете вещи пощупать нельзя. Покажите мне человека, который когда-либо пощупал совесть, любовь, вдохновение, мудрость. То, что делает человека человеком, то, что является главной особенностью нашего человеческого бытия, основано на вещах, которые пощупать нельзя.

С определенного времени в истории, ну, скажем, лет 300-400 тому назад, у человечества стало возрастать искушение придавать самое большое значение вещам, которые можно пощупать, измерить и взвесить. Никто не возражает — эти вещи существуют. И изучать их, и пользоваться ими, и создавать их, человеку необходимо. Но когда возникало увлечение ими, когда ничего в конце концов не оставалось, кроме чувственного мира, человек вступил на ложный путь развития. Потому что, он тем и отличается от животного мира, что в нем возможно развитие сверхчувственных сил и способностей. Познание, любовь, свобода — это все сверхчувственные вещи, сверхвременные. Подчеркиваю, способные стать сверхвременными, они потенциально заложены в человеке. Но перед нами огромное искушение. Человек ставил себе задачу: иметь как можно больше пищи, одежды, хорошие материальные условия личной жизни. Хорошо это? В принципе, да. Но только при условии, если человеческое в нем будет также развиваться. Ибо иметь как можно больше жилья, одежды и так далее — это не человеческое, но это общее у нас со всеми живыми существами. И птица должна иметь гнездо (дупло), и звери должны иметь нору, и антилопа должна иметь место, где она будет пастись, и каждая птица имеет свой охотничий регион, где она будет питаться. Это биологическая закономерность. Борьба за существование. Конечно, она есть и у растений, и у животных, и у человека.

То, что делает человека человеком, то, что является главной особенностью нашего человеческого бытия, основано на вещах, которые пощупать нельзя.

Но человек стал человеком тогда, когда в нем появилось вот это особенное начало, которое возвышается над этим.

Если мы возьмем лучших, подчеркиваю, лучших представителей человечества: великих мудрецов, святых, поэтов, художников, героев, то мы сразу увидим, что ради своего внутреннего мира, ради своих принципов, идей, убеждений они часто шли вразрез с потребностями тела. Они могли не спать ночами, они могли обходиться долго без пищи, они могли жертвовать своими удобствами, семьей, комфортом, даже жизнью.

И когда человек устремлялся только на материальное, он начинал душить в себе высшие потребности.

И возникли две модели. Одна модель — реальное стяжательство. Реальное стяжательство — это значит, что человек целиком устремлен на материальные блага. Эта болезнь до сих пор существует во всем мире. Чем она кончается?

Катастрофой, особой катастрофой. Потому что человек здесь обманывает свою природу. И насыщенный полностью, он уже начинает бесноваться. Вот откуда в высокоразвитых странах возникают самоубийства, наркомания и прочее.

когда человек устремлялся только на материальное, он начинал душить в себе высшие потребности.

Вторая модель — утопия, когда материальное благополучие не дается, но без конца обещается. И поэтому люди к нему стремятся в течение десятков лет, через любые жертвы, как к некоей недосягаемой цели. И в конце концов не достигают ни духовного, ни материального. Все это тоже кончается глубоким нравственным, материальным и хозяйственным кризисом.

Только гармония между духовным, физическим и психическим в человеке может создать нормальное развитие.

Вера есть стержень, в котором человек обретает единство собственного «Я». Поэтому, потенциально, каждый человек, даже воинственный атеист, в подсознании своем, является верующим человеком. Неверующих людей не существует, потому что дух человека запрограммирован на бессознательное стремление к высшему началу.

История 20-го века доказала нам это с необычайной наглядностью. Недаром Мао Цзэдун перед смертью говорил одному из журналистов, что он понял значение Тайны Бога, только раздумывая над собственным культом. Он понял, что человек, лишенный представления о Боге, в конце концов будет обоготворять все, что угодно. И это оказалось совершенно очевидным.

  Только гармония между духовным, физическим и психическим в человеке может создать нормальное развитие.

Во всех странах, где так или иначе пытались уничтожить понятие о божественном начале, его немедленно подменяли чем-нибудь другим, гораздо более вульгарным, гораздо более ничтожным. Создавался идол. Вместо Высшего Смысла и Творца Вселенной на этом месте оказывались либо отвлеченные социальные призраки, либо политические деятели, из которых больше половины были негодяями — всегда, во все века.

  Итак, вера есть бессознательное стремление человека к высшему смыслу Бытия, принятие Высшего Смысла Бытия. Более того, вера есть состояние человеческого духа, которое достигается вот этим бессознательным восприятием смысла Бытия. Если смысл есть — стоит жить. Когда смысл полностью уничтожается, у человека как бы выпадает стержень жизни, и он заживо гибнет. Есть вера осознанная — такова вера христианская. Она осознает, к чему человек стремится и почему.

Она-то и говорит нам о Едином Боге Отце, Вседержителе, Творце неба и земли. Это первый пункт Символа веры.

(Продолжение в Ч. 2)

Протоиерей Александр Мень