«Несть пророка в отечестве своем». Многие знают и используют эту церковно-славянскую фразу, которая сложилась на основе евангельского стиха: «…Иисус же — сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13:57).
Смысл выражения понятен. Мы, в большинстве случаев, не верим в святость, талант, гениальность тех, кто находится рядом с нами. Предполагается, что все мудрое, великое и правильное не может жить и родиться здесь, у нас, в соседнем доме или подъезде, в нашем храме или недалеком приходе. Все духовные подвиги и герои современности, по нашему мнению, находятся где-то в прекрасном далеке, куда надо долго добираться автобусом, поездом, пароходом или даже самолетом.
Сегодня, когда получен пусть и нелегкий доступ к документам недавней для нас эпохи гонений на веру, когда уже канонизирован сонм новомучеников и исповедников от власти безбожной пострадавших выясняется, что каждый наш приход, все действующие и разрушенные храмы имеют свидетельства подвига веры во Христа. Осталось лишь одно — открыть страницы нашей истории и тогда понятие «святость» не станет прерогативой только далеких монастырей и столичных городов.
Одним из таких подвижников веры в православной в нашем шахтерском городе есть последний настоятель, взорванного в конце 30-х годов Свято-Никольского храма, который находился на месте нынешней СШ№4, священник Николай Добровольский.
Родился Добровольский Николай Васильевич 28 марта 1874 года в Суздале, в религиозной семье (отец Василий Добровольский – дьячек одной из суздальских церквей).
В 1896 году Николай Добровольский окончил курс Донской духовной семинарии (г. Новочеркасск) по первому разряду. В том же году женился на дочери мещанина Марии Кузьменковой, родившейся в 1876 году. В октябре 1896 года определен на штатное священническое место и рукоположен во священника к Вознесенской церкви слободы Новопавловки (ныне село Новопавловка, северо-восточнее Новошахтинска).
В мае 1897 года, отец Николай подал прошение и перемещен священником в Вознесенскую церковь села Благовка, которая со дня окончания её строительства в 1894 году не имела постоянного приписанного к ней священнослужителя, то есть, отец Николай стал первым настоятелем Благовского прихода.
Десять лет прослужил о.Николай в с. Благовка. Его пастырская деятельность это не только богослужения, содержание храма и приходские заботы. Много времени уделял священник Благовской церковно-приходской школе, в которой он все это десятилетие являлся законоучителем. Его образованность, начитанность, многосторонность знаний не осталась незамеченной. С 1904 года он становится членом Ровенецкого благочиннического Совета, где исполняет послушание цензора проповедей, а так же является законоучителем в церковно-приходской школе, а затем и заведующим данной школы.
С 1904 по 1913 гг. отец Николай член Ровеньковского благочиннического Совета, исполняет ряд послушаний правящих архиереев Донской и Новочеркассской епархии Афанасия (Пархомович) (+1908), Владимира (Синьковского) (+1914), Митрофана (Симашкевича) (+1925).
У отца Николая было два сына (сведения о них пока не найдены) Николай и Сергий.
До 1931 года служил в городе Ровеньки отец Николай Добровольский, пережил все перипетии революционных лет, гражданской войны и первое гонение на Церковь в 20-х годах. В 1935 году церковь закрыли и служить было негде. Батюшка так и остался жить в Ровеньках. Жил он, как сам говорит «при своих сыновьях». В 1937 году к отцу Николаю пришла группа верующих и стали просить, что бы они вместе молились и совершали религиозные обряды. После чего, отец Николай съехал от сына и снял для себя отдельную квартиру по ул. Красной, дом №48. Обставил ее иконами и крестами и начал проводить богослужения и совершать обряды. Никакого разрешения на это он, конечно же, не имел.
Вскоре против его деятельности по доносу было открыто следствие.
Уголовное дело начинается с характеристики, которую написал Ровенецкий райисполком. В ней говорится, что Добровольский Николай Васильевич «на учете в отделе культов не состоит. За все время проживания занимался активной пропагандой среди населения, которым себя окружил. Ведет агитацию против мероприятий, проводимых Советской властью. В 1936 году в период переписи Добровольский ходил впереди счетчиков к своим верующим и вел агитацию, что бы они при переписи указывали себя верующими. Записью неверующих, будет запрещено открытие церквей, а когда большинство будут «верующие», в городе будет разрешено открыть церковь. Тогда же обругал нецензурными словами одного из счетчиков. Не оформив религиозную общину, он проводит крещение детей. Не имея на это разрешения в райфинотделе. В данный момент ходит по дворам избирателей с молебнами, когда никаких оснований на это нет. Ведет работу против выборов разъясняя, что старикам на выборы являться нельзя, потому, что этим нарушается вера в Бога (Священным Писанием правительство именуется «нечистым»), в следствие чего, при изучении положения о выборах по этому участку люди, особенно старики не являются в кружки и на выборы».
О каких кружках идет речь не совсем понятно, но то, что сельские жители при переписи показывали, что они верующие — это факт. И расплачиваться за этот факт пришлось отцу Николаю своей жизнью.
14 декабря 1937 года был выписан ордер №78 на обыск и арест священника Добровольского Николая Васильевича, в результате чего батюшку посадили в тюрьму, все имущество конфисковали. При аресте было изъято:
-церковная ведомость за №39,7,33 изданная 1916г.;
-«Донской православный вестник» за 1903 г.;
-то же №9 , №26 издательства 1916 г.;
-то же №25 за 1904 г.;
-книга «Солнце правды» И. Кронштадского и другое периода монаршеской литературы без обложек;
-послание Епископа Иосифа гр. Василию Белавину (Патриарху Тихону);
-заявление церковного совета Покровской церкви с.Медвежанки на 2-х больших листах;
-13 писем, подлежащих проверки.
В конце протокола следователь пишет, что «больше контрреволюционной литературы не обнаружено». И этого было достаточно, что бы следователь вынес свой обвинительный приговор. Но еще были показания двух свидетелей и был допрос, который тоже проходил 14 декабря 1937 года.
Из протокола допроса можно узнать об отце Николае, что он происходил из семьи «служителей религиозного культа» — отец был дьячком. Сам Николай Васильевич окончил духовную семинарию в 1896 году. После окончания семинарии он прибыл в Ровеньковский район в сане священника. Вначале служил в селе Благовка, а потом перешел в город Ровеньки. В Ровеньках служил до закрытия церкви, а именно до 1931 года. «Но и после закрытия не бросил своей должности священника и продолжал заниматься религиозными обрядами по квартирам» — так говорит батюшка на допросе. Ничего не тая и ничего не скрывая.
«Вопрос: состоите ли вы на учете в отделе культов в Ровеньском райисполкоме?
Ответ: На учете в отделе культов я не состою.
Вопрос: Вы проводили религиозные обряды по г. Ровеньки. Имели ли вы разрешение от райисполкома?
Ответ: Религиозные обряды и служения я проводил без разрешения.
Вопрос: Следствие располагает, что вы проводили антисоветскую деятельность. Подтверждаете?
Ответ: Это я не подтверждаю. Никакой антисоветской деятельности я не проводил. Правда, я должен признаться, что с 1934 года мной мое священное служение нигде не было зарегистрировано и оформлено. Без этого я проводил крещение детей, собирал в своей квартире всех верующих и проводил с ними молитвенное служение».
Вот и весь материал по делу священника Добровольского Николая Васильевича. Характеристика, анкета, протокол короткого допроса и показания двух свидетелей. И на основании всего этого, следователь пишет свое обвинительное заключение. Процитирую его полностью.
«Я, начальник Ровенецкого райотделения НКВД — лейтенант N, рассмотрев 26-го декабря 1937 года следственное дело по обвинению Добровольского Николая Васильевича — 1874 года рождения, уроженца города Суздаль. Проживал в городе Ровеньки Донецкой области, без определенных занятий, в прошлом поп. Установил следующее: Добровольский Н.В. в прошлом служитель религиозного культа, без определенных занятий, нелегально совершал религиозные обряды у себя не дому. Под флагом совершения религиозных треб, проводил антисоветскую деятельность, направленную против мероприятий Соввласти. В период подготовки к выборам в Верховный Совет, вел подрывную работу, призывал граждан не участвовать в выборах. В одном из своих выступлений Добровольский заявил: «Скоро колхозов не будет, т.е. эта власть переменится и на ее месте будет другая». В 1936 году, во время Всесоюзной переписи населения Добровольский ходил по квартирам и агитировал среди граждан, что бы записывались верующими».
При обыске у Добровольского изъяты рукописи явно антисоветского содержания. Вот наиболее характерные выдержки из них: «Драка за кусок хлеба и свою безопасность превратились в молчаливых покорных рабов безбожной власти и к стыду нашему оказались трусливее мирян. Мы, с одной стороны Ваши посланцы, а с другой стороны выразители воли и мысли Архипастырей, клириков, мирян всей России, знаем и понимаем в какой атмосфере террора и запуганности жил и живет не только духовный мир, но и все верующие: мы были очевидцами, как два или три палача вели на расстрел десятки сильных молодых людей».
И еще одна выдержка из этого послания: «Нет, мы зовем Вас вместе с нами на тяжкий подвиг несения веры христовой, то, что мы говорили в священном синоде, есть безумие и измена православию. Мы, Архипастыри и члены синода, что бы очистить свою совесть и искупить великий грех свой, должны нанести смертный удар преступному сотрудничеству священного синода в ГПУ». Контрреволюционное содержание этого обращения подтверждается еще следующим выпадом против Соввласти: «Вспомните о тысячах Архипастырей, больных и немощных, томящихся в Советских тюрьмах и ссылках».
Виновным себя не признал, но обличается показаниями двух свидетелей.
Далее следователь ПОСТАНОВИЛ: Следственное дело по обвинению направить на рассмотрение тройки УНКВД по Донецкой области».
Решение заседания тройки от 28 декабря 1937 года — Добровольского Николая Васильевича — расстрелять, имущество конфисковать.
Реабилитирован отец Николай 02.08.1989 года, согласно Указа ПВС СССР о реабилитации.
К сожалению, до дня нынешнего неизвестно место захоронения отца Николая Добровольского.

Использованные документы:
Выписка из «Клировых ведомостей» по Ровенецкому благочинию Таганрогского округа №24 1912 года;
Архив Луганской Народной Республики, фонд З-3747, опись 2. Дело № 16639-Р.
Материал подготовил
Прот. Александр Авдюгин