[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Луганский храм Киприана и Иустины. На первый взгляд, это миниатюрное сооружение приютилось «на галерке» внушительного храма искусства – Луганского украинского академического музыкально-драматического театра. И в то же время оно невероятно притягательно своим особым уютом и радушием, начиная от любовно ухоженной прихрамовой территории с аккуратненькими скамеечками, беседкой, цветочными клумбами, заканчивая внутренним убранством и особой атмосферой тепла и понимания. Здесь, как в рукавичке из сказки, находится место всем, кто нуждается в духовной помощи, добром совете, искреннем участии. Об истории создания храма, его сегодняшнем дне и той особой роли, которую он играет в духовной жизни луганчан – наш разговор с настоятелем храма священномученика Киприана и мученицы Иустины протоиереем Игорем Лапиным.

«Церковь – это не только храмовое сооружение – это, прежде всего, сообщество людей,  объединенное верой, таинствами, священноначалием. Церковь – это приход. Образующиеся православные приходы обычно принято называть в честь какого-либо святого, прославившегося особыми подвигами или в честь великого праздника. Наш приход назван в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины, – рассказывает отец Игорь. – А создан был приход по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Луганского и Алчевского весной 2000-го года».

Дело в том, что почему-то именно в этом микрорайоне к концу 1999 года появилось множество сект различного направления, насчитывалось около двадцати так называемых молебных домов разного толка.

«Некоторые вообще ведут себя интересно, – говорит отец Игорь, – к примеру, в секте  «Эммануил» проводятся проповеди, а потом, скажем, на 14-00 назначается чудо, то есть, официально приглашают людей: приходите, чудо будем проводить. А то вдруг приехала   машина грузовая – борта пооткрывали, ковер постелили, кто-то танцевал, пели какие-то песни религиозного направления, раздавали какие-то конфеты детям…»

Местные жители были очень обеспокоены, что их дети не видят полноценной православной жизни, но зато видят множество сектантов, ведь ближайшим к микрорайону храмом на то время была Свято-Усекновенская церковь в районе 3-го километра.

Поэтому люди обратились к владыке с просьбой, чтобы здесь был построен православный храм, чтобы появилась православная община.

«Вновь созданную общину было решено назвать в честь православных святых Киприана и Иустины, потому что люди нуждались в молитве именно этим святым, и община должна была появиться именно в этом месте, где люди остались без православного окормления, – вспоминает отец Игорь. – Так, в декабре 1999 года православная община в честь Киприана и Иустины была официально зарегистрирована, нам была выделена земля для строительства храма. А мы начали с того, что привезли сюда три строительных вагончика, соединили их вместе, навели порядок внутри – где ДСП, где ДВП обшили, обустроили храмик и начали служить. В 2000 году в праздник Благовещения, 7 апреля в нашем храме  была совершена первая Божественная литургия. Люди пришли, им понравилось. Мы стали проектировать храм. Время было достаточно сложное, собственных средств на строительство не было, кого-то просить о помощи – сумма значительная, вот и решили мы построить пусть небольшой храм, но строительство которого было бы нам по силам. Поскольку община названа была в честь Киприана и Иустины, и большой храм планировалось назвать в их честь, то отстроенный маленький храм был назван в честь преподобного Серафима Саровского. Поэтому наш храм называют в народе и Киприановский, и Серафимовский».

На вопрос, есть ли надежда отстроить большой храм, настоятель отвечает:

«Такую надежду мы не теряем, у нас на территории уже собрана часть плит, завезены  фундаментные блоки. В общем, у нашей общины есть такое желание, и проект храма уже разработан, и порой меня спрашивают, почему мы до сих пор не начали рыть котлован. Мы сознательно с этим вопросом не торопимся, понимая, что быстро это строительство не закончится, а открытый котлован надолго оставлять небезопасно. В общем, мы собираемся с силами для осуществления этих своих планов».

Что же касается названия общины, на то есть особые объяснения: «Наш храмик был построен в 2003 году, в 2005-м владыка Иоанникий освятил его. Дело в том, что именно тот период времени отличался появлением огромного количества каких-то экстрасенсов, в наш обиход мощным потоком вливались такие понятия, которые настолько открыто не пропагандировались раньше – отвороты, привороты, пояс верности, белые маги, колдуны и колдуньи. И люди, обратившиеся за какой-либо помощью к этим силам, в результате оказывались в довольно сложных обстоятельствах, обращались за помощью в наш храм. А Киприан и Иустина – это как раз те святые, которые помогают именно при таких обстоятельствах, потому что Киприан в свое время был великим магом, колдуном. И однажды он понял, что его языческая вера в темные силы не такая сильная, как вера во  Христа, ведь Христос сильнее, Господь сильнее – это помогла ему осознать благочестивая девица Иустина, которая свою жизнь решила посвятить Христу, не побоялась вступить в противоборство с сильнейшим магом, веря, что силою молитвы и заступничеством Христовым она спасется. Великий маг почувствовал, что в этом противоборстве он проиграл, он искренне раскаялся, исповедовал Христа, и даже стал епископом. Подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу горячей веры во Христа, он обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам, и их капища были заброшены. Во времена гонений на христиан епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены, замучены пытками, а после казнены мечом. И вот этим святым, Киприану и Иустине, молятся, когда людей одолевают бесовские напасти.

Есть разные храмы – есть Преображенский храм, есть иконы Божьей Матери Умиление, Владимирский, Никольский, Александровский храмы. Нужны и такие храмы, когда человека особо одолевают какие-то козни дьявольские, экстрасенсы наводят порчу. Будучи на другом месте служения (я служил в Петропавловском соборе), многие  священники видели, что очень много людей нуждаются в молитвах именно этим святым – им заказывались молебны, акафисты. А еще так уж сложилось, что я живу тут недалеко, вот люди и обратились ко мне с просьбой окормлять новый приход, а владыка Иоанникий благословил меня на настоятельство».

Невольно возникает вопрос: а если люди не понимают, не знают, что им был нанесен какой-то вред, как спасаться?

«Я знаю, что невидимый мир духовный разделен на ангелов света и падших ангелов, которые низвергнуты были, поясняет отец Игорь. – Эти темные силы приносят очень большой вред человеку, и они значительно сильнее человека, поэтому человеку самому с ними не справиться, только если он обращается к Богу, то может получить защиту и спасение. Я точно знаю, что каждый человек знает этот путь – путь спасения. Я не верю, что человек, который пошел к какой-то колдунье, не слышал, что этого не следует делать – он обязательно об этом слышал, он знает, что к темным силам обращаться не нужно, а вот уже принять решение – идти или не идти туда, или пойти в храм – это собственная воля человека. Добро никогда не бывает насильственным. Есть такие понятия, как гордыня, тщеславие, которые рождают в нас мысли: «я сильный», «я сам справлюсь», «я сам  всего добился». Господь примет любого человека, стоит только к нему обратиться.

А что же касается тех, на кого может быть это действие направлено, то есть в жизни устав или закон, ведь в общем-то все живет по какому-то закону. И закон этот – вера. Вот что такое верить в Бога? Когда я учился в школе советской, стоял вопрос: есть Бог или нет Бога? В наше время этот вопрос не стоит, в существовании Бога никто уже не сомневается. Что тогда относить к понятию «вера»? Вера – это твое отношение к Богу, это то, как ты с ним живешь, это твой диалог с Богом. Если один человек знает, что есть Бог, но поступает лукаво, как зачастую в вопросах обращения к экстрасенсам, торговля такая – я сначала обращусь к этим силам, а потом пойду в храм, помолюсь, и Господь меня простит – это одна вера. А формула другой веры: «я свою жизнь всецело доверяю Богу». В Евангелии говорится: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение Иоанна Богослова, Глава 3, стих 20). То есть если я доверю свою жизнь Богу, если мой путь, который я должен пройти от рождения и до последнего своего часа здесь, на земле, я должен посвятить тому, чтобы Бог знал, кто я, чтобы мы были с ним вместе, цель моей жизни – это спасение, это быть с Богом. И если один человек может об этом только рассуждать, то другой может быть с Богом уже в этой жизни, земной. И вот если я доверил свою жизнь Богу, если открыл свою дверь, куда вошел Господь, и я знаю, что со мной Бог, кого я могу бояться? Могу ли я бояться этого экстрасенса, кто он в сравнении с Богом? Если я буду верен Богу, если буду исполнять его заповеди, самые главные из которых – это возлюбить Господа, верить и любить! А любить – это значит, не думать, кого надо наказать, кого не простить или простить. Наша вера – это научиться жить с Богом, это обрести страх Божий – бояться не только того, что Господь поразит или накажет, а бояться, прежде всего, не сделать ничего, что будет противно Господу, бояться его огорчить»…

Свой диалог с Богом отец Игорь ведет еще со школьной скамьи, после окончания семинарии служил дьяконом в Свято-Усекновенском храме, а через год был рукоположен в священника и направлен в Петропавловский собор, где отслужил почти 25 лет. Отец Игорь заметил, что в старых приходах сложен особый микроклимат, свой уклад, который зачастую укладывается в короткую формулу: «у нас так раньше было». А вот новый приход создают люди более молодые, но осознанно пришедшие к вере, это особая категория, потому и приход имеет свои отличия.

«У нас много людей среднего возраста, много молодежи. Отрадно замечать, что исповедь для них – это не формальность, ведущая к причастию, это инструмент исправления жизни, говорит настоятель. – Они понимают, что к исповеди необходимо готовиться, провести определенный анализ своих поступков, дать им оценку, искренне раскаяться, если что-то сделано неправильно. Я замечаю, что новое поколение следует именно этим подходам, люди среднего возраста, молодежь, посещающая храм, более осознанно идут и к исповеди, и к причастию, именно такие люди в большинстве своем и составляют наш приход – это радует. Они внимательны к проповедям, которые дают почву к рассуждениям. Люди приходят к осознанию, что чтение Евангелия должно быть постоянным занятием, ведь сколько бы раз оно не было прочитано, ты будешь вновь и вновь открывать для себя истины Божьи.

Когда я выхожу на проповедь, я вижу лица тех людей, которым я уже знаю, что сказать, я могу сказать: вы помните, мы в прошлый раз об этой притче говорили, а сегодня давайте мы посмотрим на эту притчу вот с такой стороны… Как будто идет продолжение уже давно начавшегося общения, духовного разговора».

 

Те, кто посещает этот храм, чувствуют ту благодать, которая от него исходит, пообщаться со священниками люди приходят в любое время – когда нужен совет, когда наступает отчаяние, когда нужно просто высказаться, когда не знаешь, как начать свое духовное возрождение. Но в любом случае  люди знают, что здесь есть священник, который будет разговаривать с тобой столько, сколько тебе будет нужно, будет отвечать на все твои вопросы, поможет тебе прийти к исповеди, к причастию, будет совершать с тобой  молебны, будет научать, вместе с тобой пройдет необходимый тебе путь, поможет  обрести духовную семьюобщиныстию, это  формулу»й скамьи, после окончания семинарии служил нтков, что вы и заступничествым Хр. С самого открытия здесь служит отец Дионисий Ермаков, позднее пришли отец Роман Омельченко и отец Николай  Шкондин – они вместе с настоятелем и составляют клир храма.

Не удивительно, что в храме чувствуется особая благодать, ведь здесь собрано много святынь, среди которых – частица Креста животворящего, камушек с Голгофы, с того места, куда Крест был установлен, частичка печати с гроба Господня, частичка гроба – это все собрано в кресте, к которому прихожане могут приложиться. Есть святыня особая –  скуфья Серафима Саровского.

Отец Игорь рассказывает: «Каждый воскресный день мы служим молебен преподобному Серафиму и выносим ее, люди прикладываются к этой скуфейке – очень многих она исцеляет. А получили мы ее от схимонахини, игумении матушки Олимпиады, эта старица была очень почитаемой. Есть у нас старинная икона Божьей Матери Козельщанская, которая исцеляет людей, у которых есть костные болезни. Ее привезли из Киева, а в нашем храме она начала мироточить. У нас собраны частички мощей многих святых, начиная от Марии Магдалины и Серафима Саровского, трех целебников киево-печерских Ипатия, Домиана и Агапита, а также всех Киево-Печерских святых. Недавно одним из прихожан была приобретена для нашего храма очень красивая икона Серафима Саровского. Сейчас для нее изготавливается киот, и тогда икона будет выставлена, сейчас она находится в алтаре, выносится к людям. Очень красивая писаная иконочка Киприана и Иустины, каждый вторник этим святым у нас служится молебен, на который собирается много людей зная, что Киприан и Иустина никому не откажут в своем заступничестве».

                                                                                                          Редакция «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2013, Декабрь