На исходе Великого поста я приехала в Свято-Владимирский храм — наш новый деревянный терем — для беседы с архимандритом Тихоном (Ильговым), настоятелем Свято-Казанского прихода, благочинным 2-го Луганского округа. Тихо и возвышенно звучат молитвы. Совершается Божественная Литургия Преждеосвященных Даров. Для беседы идём в трапезную ныне закрытого Свято-Казанского храма, который ещё совсем недавно располагался в металлическом модуле, приспособленном под храм.


 Настоятель архимандрит Тихон объясняет:

— Новый Свято-Владимирский храм — это составная часть Свято-Казанского прихода. Это как в любом монастыре или большом приходе. Возьмём, к примеру, Троице-Сергиеву Лавру. А при ней есть и Свято-Духовский храм, и Преподобного Сергия храм, и много других храмов. У нас тоже так. Есть приходы, в них есть верхний и нижний храмы. То есть, каждый приход может иметь по несколько храмов на своей приходской территории.

На данном этапе на территории нашего прихода нет большого, каким мы бы хотели его видеть, Свято-Казанского храма, поэтому какой на данном этапе построен храм, там и молимся.

  — Луганчане ждут, когда появится такая возможность — возродить утраченный в Советский период старинный Свято-Казанский храм.

— В этом плане, когда Господь даёт такую возможность, тогда и даёт. И слава Богу за всё! Свято-Казанский храм — это будет, наверное, завершающая часть строительства нашего храмового комплекса, потому что на той территории, на которую мы сейчас зашли и служим — это историческое место, где был раньше Свято-Казанский храм. Вообще, если брать время Царской России, то все прилегающие к храму здания относились к церковной территории. В них располагалась церковно-приходская школа, библиотека, был также дом священника. Но жизнь расставила свои коррективы, храм был взорван, дома были переданы в пользование людям. И о том, чтобы кто-то что-то возвращал, об этом сегодня говорить не приходится совершенно. Соответственно, когда нам выделили в 1991 году земельный участок под  храм, то, естественно, эти здания не рассматривались и в него не вошли. И мы исходим уже из той территории, которая у нас есть.

Но сам по себе храм, практически, не может существовать, обязательно должно быть подсобное помещение. Там может располагаться и церковная лавка, возможно, и котельная, и какое-то хозяйственное помещение, потому что надо элементарное хранить. Какие-то веники, швабры, тряпки и вёдра, инструмент инвентарный. Вот поэтому на территории, где мы сейчас служим, у нас в планах часть закрыть забором. Там мы собираемся построить хозблок, где будет располагаться определённое подсобное помещение.

 — Там же будет располагаться и административный корпус, о котором вы говорили в прошлом интервью?

— Нет. У нашего прихода имеется два земельных участка. Первый участок, это там, где находился временный Свято-Казанский храм, а второй участок — исторический, где находится новый Свято-Владимирский храм. На первом участке будет впоследствии выстроен административный корпус, а на втором участке мы планируем уже в этом году начинать работы по строительству вспомогательного хозблока для той территории. Ну и когда придёт время и Свято-Казанский каменный храм.

 — Здесь уже монастырь вырисовывается! Нет таких планов?

— Нет. Монастырь здесь не планируется, хотя бы по той причине, что монастырь должен быть огорожен на одной территории, на то он и монастырь. А у нас — два участка. Посмотрим, может центр какой-то духовный сделаем впоследствии. Пока об этом разговора нет, по той причине, что сначала нужно всё это строительство осилить.

 — А строительные работы в новом Свято-Владимирском храме — нашем Луганском деревянном тереме — полностью завершены? В каком он состоянии находится? Может, отделочные работы ещё проводятся?

— В самом храме идёт только благоукрашение. Оно не зависит не от стройки, не от времени года. Всё зависит от возможностей финансовых и желания сделать храм ещё величественнее и красивее. А так, уже всё построено. Что касается наружной части, то у нас ещё остаётся кое-что недоделанным, мы планируем весной сделать пандус для инвалидов-колясочников. И когда он будет сделан и выстроена вся площадка, тогда мы уже закроем, застеклим последнюю часть.

 — Как сейчас живётся приходу в связи с ковидом? Люди ходят на службы?

— Вы знаете, в связи с ковидом, у нас на приходе ничего практически не изменилось. Какой-то момент чуть меньше людей стало ходить, но, понимаете, это идёт волнами: то люди не ходят, то мало ходят, то приходят снова. То есть, как таковую градацию сложно провести. Но у нас и сильных таких ограничений не было, как в России, например, или на Украине, или в других странах постсоветского пространства, или даже западной Европы. У нас всё очень так лояльно и мягко проходило.

 — И не было ярых таких нападок на Церковь, критики, что люди ходят.

— И на Церковь не было и, вообще, в обществе не возникало никаких конфликтов, относительно ограничений. Люди по-своему разумению подходят к этому вопросу.

  «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29). Поэтому?

— Да, конечно. Но! «Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:5). Так что меры предосторожности мы со своей стороны соблюдали и продолжаем соблюдать. Но сказать, что намного меньше людей ходит, не получается. Где-то, может быть, меньше, где-то также, а где-то, в зависимости от праздника, и больше людей приходит. Это всё относительно.

 — Ваш приход славится «Молодёжкой». Знаю, что Вы возглавляете епархиальный отдел по работе с молодёжью. Расскажите об этой стороне деятельности Свято-Казанского прихода.

— Нельзя сказать, что наш приход славится «Молодёжкой», просто я, как руководитель отдела, аккумулирую здесь общение духовенства с молодёжной средой. Мы вместе генерируем на наших встречах какие-то идеи, мысли, для того, чтобы их воплощать в жизнь в социальной работе молодёжного движения. Хотя я знаю, что и в других приходах проводят такие встречи духовенства с молодёжью, тоже что-то организовывают, претворяют в жизнь. Это очень радостно, такая работа с молодёжью всегда приветствуется, потому что не все со всех уголков города могут приехать в наш приход. Если при каком-то храме организовывается какая-то группа, то молодцы, и помоги им всем Господи!

А в нашем приходе каждую неделю по воскресным дням в 15-00 проходят встречи молодёжи. У нас обязательно священники присутствуют, чтобы общаться с молодёжью. Хотя, после активной фазы войны стало меньше ходить, по той причине, что разъехалась молодёжь. Кто в Россию, кто в Украину, кто учиться, кто на заработки уехали, кто семью создал. Тоже такой фактор критический для молодёжи. Но теперь потихоньку появляются новые ребята, приходят сообщения от них, интересуются, посещают наши мероприятия. Слава Богу, оживаем.

 — Отец, Тихон, а какие темы вы поднимаете на встречах с молодёжью? Чем стараетесь их заинтересовать?

— Темы бесед наших могут быть самые разнообразные. Это Евангельские чтения, толкование Евангелие, толкование Апостола, а также темы могут быть библейской направленности, могут быть о житии святых, где мы разбираем некоторые моменты времени определённого, могут быть и какие-то вероучительные встречи. Иногда мы приглашаем православного психолога для того, чтобы подсказал и рассказал, как в некоторых моментах строить отношение к обществу, к людям. Молодёжное общение наше проходит в течение от полутора до двух часов, и делится как бы пополам. Половину времени священник рассказывает тему, а оставшееся время идёт беседа в режиме вопрос-ответ. Можно говорить на тему, которая была обозначена в беседе, так и на другие темы, смотря куда беседа выходит. Она может коснуться самых разных направленностей, которые ранее не предполагались. На злобу дня, как говорится. И проводятся дискуссии, и проводятся опросы, и где-то ребята сами что-то рассказывают, предлагают. Это вот такой, живой диалог.

 — А можете назвать имена священников, которые проводят такие беседы с молодёжью?

— Это не является секретом. В городе Луганске это священники: протоиерей Алексей Слюсаренко — клирик храма святых мучеников Гурия, Самона и Авива, протоиерей Павел Толстых — клирик храма Святой Ксении Петербургской, иерей Валентин Ковтун — настоятель храма-часовни Святителя Луки на посёлке Юбилейном и я, как руководитель отдела по делам молодёжи. Вот мы вчетвером, по очереди, периодически общаемся с молодёжью. И киноклуб у нас здесь проходит. И всегда один из священников занимается с теми, кто приходит к нам.

 — Возле вашего храма находится поклонный крест, поставленный в память о погибших казаках. И знаю также, что при храме совершаются казачьи обряды посвящения в казаки, другие мероприятия. Расскажите об этом.

— В 1991 году, после развала Советского Союза, когда вера перестала быть под колпаком власти, пришла свобода вероисповедания, то, так как это историческое место для церковной памяти, сюда был направлен настоятелем Протоиерей Николай Сопельняк, клирик Свято-Петро-Павловского собора, впоследствии он стал первым настоятелем Свято-Казанского прихода. Это был священник советского времени. Он был многодетным, и он, насколько я понимал, был казачьего рода. По крайней мере, к казачеству относился весьма положительно. И как-то он нашёл взаимопонимание с Луганскими казаками, и в то далёкое время он разрешил на церковной территории поставить поклонный крест всем павшим казакам. И этот крест до сегодняшнего дня стоит на том же самом месте.

  Но сейчас мы поднимаем вопрос о том, чтобы этот крест переместить на более подходящее место. Потому что на том месте, где он сейчас стоит, будет центральный въезд на территорию храмового комплекса. Как это и было исторически, с центральной улицы Казанской (сейчас это улица Карла Маркса) через ворота на территорию храма, который венчал эту улицу.

Но вернёмся к истории. Таким образом, протоиереем Николаем ещё в 90-е годы было налажено негласное такое общение между церковью и, непосредственно, казачеством, как неким направлением. Раньше в Царской России — это было казачье воинство. Они проводили разные мероприятия, присягу принимали у поклонного креста. Впоследствии владыка благословил клирику нашего прихода протоиерею Георгию Тарапуре возглавить отдел по взаимодействию с казачеством. И отец Георгий исправно выполняет своё послушание, совершает панихиды, принимает участие в мероприятиях, проводимых казаками. Эта та часть работы, которая выполняется клириком нашего прихода.

Конечно, со своей стороны, мы тоже просим казаков принимать участие в жизни нашего прихода. В большей степени, они помогают нам физическими трудами в строительных работах, в уборке и благоустройстве территории, в организации больших празднований. Когда мы начинали строительство Свято-Владимирского храма, они нам помогали лес разгружать, песок пересыпать. Мы просим их, они не отказывают в помощи, за что мы им очень благодарны.

  — И крестные хода часто заканчиваются у вашего прихода.

— Далеко не всегда. Мы просто периодически, не по нашему настоянию, попадаем в график празднования того или иного события, на которое совершается крестный ход. Они посещают наш храм, идут дальше. Крестный ход, в общем-то, является торжеством Православия! Поэтому, если шествие проходит через Свято-Казанский приход, мы только рады.

Недавно был, например, автобусный крестный ход. Есть у нас такая новая инициатива в епархии, что верующие собираются утром в каком-то одном храме, садятся в автобус и едут в какой-либо приход для того, чтобы вместе помолиться на литургии, а после неё они едут в следующий приход, и так несколько храмов за день посещали. И к нам заезжали, когда паломничали.

Крестные хода всегда помогали людям. Когда в этом есть необходимость, когда нас просят в них поучаствовать, мы откликаемся и идём навстречу верующему народу.

 — Возвращаясь к работе «Молодёжки», традиция «добрых дел» сохраняется?

— Ну, а как жить без добрых дел? Частным образом, каждый из нас, может оказать помощь нуждающемуся. Например, какой-то человек лежит в больнице, ему срочно нужна какая-то помощь. То ли медицинской направленности, то ли физической направленности, ребята наши откликаются. Могут собрать какую-то денежку, для того, чтобы оказать адресную помощь: купить памперсы, или одежду, или ещё что-нибудь. Есть у нас многодетная семья. Мама одна воспитывает детей. Она периодически просит о помощи. То ей надо мебель перевезти, то ещё что-то. Мы силами «молодёжки» оказываем эту помощь.

В этом заключаются у нас понятие — делать добрые дела. Добрые дела делаются, естественно, безвозмездно, но они приучают человека к пониманию необходимости их делать. Если ты не будешь помогать людям, то, в конечном итоге, и тебе никто не поможет, когда это будет необходимо. Живём по Евангелию.

 — Что ещё происходит на приходе интересного? Какие аспекты мы ещё не обговорили, не раскрыли перед читателем?

— Мы получили благословение правящего архиерея на создание своего приходского сайта, а также подали документы на перерегистрацию нашей церковно-приходской газеты «Догматик». Эти два направления, с Божьей помощью, должны у нас осуществиться. Сейчас мы в стадии регистрации и ждём ответа: положительного или отрицательного. Слава Богу, у нас снова появилась возможность на благотворительной основе раздавать это издание на приходе. Соответственно, вернулась и наша творческая группа, с которой мы издавали ранее православный листок. Теперь мы уже ориентируемся на издание своей православной газеты. Находятся благотворители, и, благодаря им, вот такая просветительская деятельность планируется на нашем приходе. Думаю, что весной этот вопрос будет решён. Соответственно, это будет выход на миссионерскую работу, потому что эта газета (тираж тысяча экземпляров) будет бесплатно распространяться среди прихожан. Ещё далее, наш церковно-приходской сайт будет находиться на просторах интернета, и там уже любой желающий может зайти и ознакомиться с историей прихода, информацией о нашей жизнедеятельности, прочитать приходские новости. Таким образом, мы популяризируем Православие через жизнь нашего прихода.

  — Отец Тихон, проходим Великий пост. Ждём Великое Воскресение Иисуса Христа! Пожелайте читателям газеты «Православная Луганщина», что считаете правильным.

— Хочу пожелать православным христианам, чтобы та пасхальная радость, которая приходит после многодневного поста укрепила душу. Каждый приходит к Великому Воскресению с тем трудом, который он смог стяжать во время Великого поста. Христос Воскрес, и этим человеку показывается, что в любых испытаниях нет места отчаянию в жизни, и есть место для радости, и что Бог всегда с нами, и Он укрепляет нас. А радость о воскресшем Христе показывает нам величайшую милость нашего Творца о том, что мы не погибнем и можем иметь жизнь вечную. Христос Воскресе!

Беседовала Светлана Тишкина