[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
   Храмы – свидетели и участники нашей истории, неотъемлемая часть нашей культуры, образа мышления, нравственности. Уходят люди, одна эпоха сменяет другую, а храмы остаются, передавая приходящим поколениям не только духовные традиции, но и силу веры, окрепшую за годы их существования. Так и Луганский Свято-Петропавловский собор стал для многих из нас храмом особым. Он пережил годы гонений и разрушений, но, чудом уцелевший, продолжает и сегодня радовать луганчан, поддерживая в трудностях, помогая расти духовно, укрепляя веру. Свято-Петропавловский собор уникален не только тем, что это старейший храм нашего города (по возрасту он старше самого Луганска, его по праву считают одним из красивейших сооружений нашего города, а еще Петропавловский собор внесен в Государственный реестр недвижимых памятников Украины), но еще и тем, что это единственный храм на Луганщине, настоятелем которого является наш правящий архиерей – Высокопреосвященнейший митрополит Луганский и Алчевский Митрофан. Именно с его благословения и совершаются сейчас в соборе все преобразования.

Пасхальные праздники 2013 года для Петропавловского собора были ознаменованы тем, что впервые за долгие годы перед его прихожанами открылся центральный вход. К сожалению, в советские времена процветала тенденция к тому, чтобы храмы как можно надежней закрыть от взора людского, великолепные храмовые сооружения стыдливо прятались за нагромождениями разнообразных городских построек. Не стал исключением и храм святых апостолов Петра и Павла – он был застроен со всех сторон. С одной стороны и сейчас располагается тяговая подстанция, рядом с которой до недавнего времени находились автомобильные боксы-гаражи, относившиеся к Каменнобродскому РОВД, которые уже долгое время не эксплуатировались по назначению, но надежно закрывали фасад храма с центральным входом, который выходит на улицу Артема. На сегодняшний день они разобраны и теперь храм прекрасно виден со стороны улицы Артема, а со ступеней старинного храма открылся неповторимый вид на город, на золотые купола его современных собратьев – храма в честь иконы Божьей Матери Умиление и Владимирского собора. Освободившуюся перед центральным входом территорию планируется благоустроить – разбить газоны и клумбы, установить скамейки, обустроить детскую площадку и автомобильную парковку.

Снаружи храм приведен в порядок –  был сделан капитальный ремонт, благодаря чему он и сейчас в замечательном состоянии, внутри в храме постепенно осуществляется его обновление.

Храм преображается, но вместе с тем живет своим извечным предназначением – каждый день совершаются богослужения: утром – литургия, вечером – вечерняя служба, также есть график молебнов, которые совершаются в будние дни. Субботние всенощные бдения и воскресная литургия, как правило, служится правящим архиереем, а также большие двунадесятые праздники, за исключением тех дней, когда владыка служит в других храмах епархии.

Каждую среду в восемь часов утра владыка Митрофан с духовенством епархии совершает молебен с чтением акафиста нараспев Божьей Матери пред местночтимой иконой Богородицы Луганской. Эта традиция сложилась с того времени, как икона прибыла в храм. Луганская Богородица была написана в 1992 году во время Великого поста по благословению владыки Иоанникия и по просьбам верующих одним из лучших иконописцев нашего времени, монахом-подвижником Псково-Печерского монастыря.

Наполнен храм многими святынями, среди которых – иконы Андрея Первозванного, чтимая икона преподобного Серафима Саровского, святителя Иннокентия с частицами их мощей; икона Божьей Матери Скоропослушница; чтимая икона Божьей матери Казанская, облаченная в очень красивую ризу, со множеством украшений. Они принесены благодарными прихожанами, которые получили помощь по своим молитвам. Это одна из старинных икон. Украшает храм еще одна старинная икона – Великомученика целителя Пантелеимона, которая была написана и освящена в русском Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне; есть икона Положение во гроб Спасителя со святой землей из Иерусалима, а также ковчежец со святой землей из Иерусалима. Есть также ковчежец с мощами многих святых, среди которых частицы мощей трех целебников – преподобных Агапита Печерского, Домиана и Ипатия, а также преподобного Нестора летописца –  покровителя учащихся и пишущих, Феодосия Кавказского, Иоанна Сочавского – покровителя людей торгующих и занимающихся бизнесом, Феодосия Черниговского, а также одного из Вифлеемских младенцев, убиенного Иродом.

Привлекают внимание иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь  которых назван храм, а также икона Божьей Матери Всецарица, иконы святителей  Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, священномученика  Владимира Митрополита Киевского, святителя Тихона митрополита Московского и Вениамина митрополита Петроградского – они были написаны специально для Петропавловского храма и отличаются особым стилем и изящной красотой.

Особое место в храме занимает икона  Преосвященнейшего Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского с частицей его мощей. С детства он проявлял  особую набожность. А когда будущий святитель пребывал еще в младенческом возрасте, его отцу было видение, что Матерь Божья, когда сын стоял на молитве, надела на него святительскую мантию. При жизни Преосвященнейший  Иоасаф был особый молитвенник, очень почитался народом, а после смерти был причислен церковью к сонму святых. Согласно документальным свидетельствам, на том месте, где находится сегодня Петропавловский собор, в 1761 году по его благословению была сооружена деревянная церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Но со временем деревянная постройка обветшала, и на ее месте был сооружен нынешний каменный собор.

Однажды святителю  Иоасафу было видение, что в одном из храмов его епархии стоит икона в неподобающем месте, и он принял решение отправиться в поездку по епархиии с целью найти эту икону, тем более, что ему было сказано, что этой иконой Матерь Божья являет свое особое заступничество тому населенному пункту, в котором она находится, и для всей страны в целом. В одном из храмов города Изюма святитель нашел икону, стоящую  за дверьми, он узнал в ней ту, которую видел во сне – это был образ Божьей Матери Песчанской. Святитель упал перед нею на колени, долго молился, а потом указал подобающее для этого святого образа место. Три дня и три ночи он молился перед обретенной иконой, очень скоро весть о ней облетела ближайшие села и города, люди стали приезжать к Богородице Песчанской, обращаться к ней с молитвами и получали исцеление и просимую помощь. По сути, обретение этого образа связано с именем святителя Иоасафа. С его же именем связано и появление Свято-Петропавловского храма в Луганске. И как-то очень символично воспринимается тот факт, что после назначения владыки Митрофана на Луганскую кафедру, первой святыней, прибывшей в Петропавловский собор, была икона Божьей Матери Песчанская, привезенная  из города Изюма…

О соборе Петра и Павла говорят: это храм намоленый, благодатный. Трудно даже представить себе, сколько молитв вознесли к Богу за два с половиной столетия служившие здесь священники. Сегодня во главе с владыкой Митрофаном в храме трудится более десяти клириков.

Более двадцати лет связывает с Петропавловским собором отца Василия Сомика, за эти годы значительно потрудившегося как на благо храма, так и епархии в целом. Заслуги протоиерея Василия Сомика были высоко оценены самим Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Кириллом, который лично вручил отцу Василию Патриарший крест во время своего визита в Луганск в 2011 году. На сегодняшний день отец Василий является почетным  настоятелем собора.

Основное послушание для каждого из клириков собора – это, конечно же, служение, но есть и индивидуальные послушания.

«Храм старинный, любим народом, – говорит отец Андрей Зозуля (ключарь собора), – кто-то здесь крестился, кого-то здесь венчали, у кого-то бабушка ходила сюда – у каждого из прихожан есть своя история, связывающая людей с этим храмом. И существует эта связь на протяжении нескольких поколений. Сейчас храм ремонтируется, все хочется сделать максимально красиво, ведь храм Божий – это небо на земле. Хотелось бы, чтобы для Бога было все самое лучшее. По сути, так и по канонам положено – для Бога, для церкви все должно быть самое лучшее. Работы много, и все это требует значительных материальных расходов. Дай Боже, чтобы появились хорошие люди, которые бы нам помогли. Мы  надеемся, что те, кто не безразличен к судьбе храма, и кто может помочь, эту необходимую помощь нам окажут».

Спасибо тебе, собор святых Петра и Павла, что ты, пройдя сквозь столетия, прочно вошел в нашу жизнь. Скорейшего тебе обновления на радость людям, во славу Бога!

Редакция «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2013, Сентябрь