Храм в честь св. преп. Агапита Киево-Печерского врача безмездного, при Республиканской (областной) клинической больнице.
Пастырское душепопечение о больных и умирающих ведет своё начало от служения страждущим и немощным Самого Господа Иисуса Христа и Его апостолов. Господь в Своей земной жизни сострадал больным, исцелял их, являя Своё благодатное всемогущество. Приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их ( Мф.4,24). Эти чудесные исцеления не означали, что болезнь с этого времени должна исчезнуть с лица земли, но показывает, что Божественная всепобеждающая сила действует в падшем мире. Всех больных, испрашивавших помощи у Иисуса Христа, Он вопрошал о вере, ставя ее условием исцеления, ибо все возможно верующему (Мк.9,23).
В древней Церкви попечение о больных возглавлялось епископом и осуществлялось в двух направлениях.С одной стороны, уход за больными, оказание им материальной и медицинской помощи, с другой – молитва и Таинства.
Христиане, в том числе строгие аскеты, не считали лечение больных медицинскими средствами неугодным Богу. Они лишь всегда подчеркивали значение веры в Небесного Врача в преодолении болезни.
Многих святых Церковь прославила как безмездных целителей. Это святые Косма и Дамиан, Кир и Иоанн Пантелеимон, и многие другие. Их жития и летописи свидетельствуют, что они были носителями обетованного Спасителем дара исцеления (1Кор.12,28).
Точных дат появления больниц на Руси пока не установлено. Но не подлежит сомнению, что возникли они одновременно с монастырями. Первое упоминание о монастырских больницах, дошедшее до нас, относится к 10-му веку – время княжения Владимира Святого. В “Уставе святого князя Владимира крестившего Русскую землю” упоминаются бани, больницы и “врачи их”. По словам Н.М. Карамзина, лечцы и больницы были “отчуждены от мирского ведомства”, и в ряде летописей ( Книге степенной царского родословия, Смоленской грамоте, Устюжском летописном своде, и др.) лечцы назывались “люди церковные богадельные” и находились они в ведении Церкви, как и упоминавшиеся здесь же монастырские больницы, гостиницы, странноприимницы: их “не подобает судити ни князю , ни бояром, ни судиям их”.
Основатели русского монашества и Киево –Печерской Лавры ( 1051) свв. Антоний( 983-1073) и Феодосий Печерские (ок. 1036-1090 г.) отличались самоотверженным служением страждущим. С христианской любовью ухаживал за больными св. Антоний, которому во врачевании помогал прп. Агапит( +1095 гг.), прозванный врачем безмездным. Святой Агапит является небесным покровителем многих православных храмов, в том числе и тех, которые несут свою христианскую миссию в различных медицинских учреждениях России, Украины и Белорусии.

Есть и в нашем городе Луганске такой храм, расположенный на территории Республиканской Клинической больницы, — об истории и жизни этого больничного прихода мы поговорили с его настоятелем протоиереем Сергием Скороходовым.

— Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, когда и как возникла идея о создании здесь при больнице православного храма?
— Наш приход был открыт по благословению Митрополита Луганского и Старобельского Иоанникия (ныне Преосвященный находится на покое) в 2004 году, после обращения в епархию руководства и коллектива областной клинической больницы. Нам подыскали и выделили под храм бывшее складское помещение, и мы приступили к его благоустройству. При поддержке главного врача и медицинского центра действующего тогда при больнице, в кратчайшие сроки был сделан ремонт, помещение благоустроено под нужды храма и 9 августа, в день памяти святого Пантелеимона Целителя, была отслужена первая Божественная Литургия, так началась история нашего храма, покровителем которого по благословению владыки Иоанникия был определен Киево-Печерский монах преп. Агапит, врач безмездный.

— Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, были ли в вашей пастырской практике случаи, когда люди приходили к вере лишь тогда, когда вдруг оказывались на больничном одре? Трудно ли начинать разговор о Боге со взрослым человеком который впервые в жизни слышит слова Благовестия из уст православного священника, которые обращенны лично к нему?
— Конечно, случаи такие были, и действительно люди по-разному могут реагировать на появление священника в больнице. Основное больничное отделение, где чаще всего приходиться бывать — это реанимация, здесь находятся самые тяжелые пациенты. Как правило, их родственники приходят в храм, приглашают священника к близкому им человеку, в первую очередь, конечно, в надежде на помощь Бога, но сам больной увидев священника может отреагировать довольно резко, а порой, даже, агрессивно. Возможно, в силу того, что человек находится в тяжелой телесной болезни, а может в силу болезни духовной, — т.с. совершенной невоцерковленности или духовной безграмотности и сухости сердца. Вот совсем недавно меня пригласили родственники к больному в реанимацию, а он увидев меня, стал ругаться, кричать и выгонять, но после того как я к нему спокойно и участливо обратился, он стал разговаривать, интересоваться…он успокоился. На следующий день родственники этого больного приходили и благодарили за помощь и поддержку. Главное в такой ситуации — с состраданием и любовью отнестись к любому человеку, к которому тебя приводит Бог. Ведь именно к этому, а не к какому-то другому Господь привел, значит именно в это время и именно к нему нужно было обратиться со словами благовестия и утешения, по-видимому, именно он, в данный моммент, больше всех нуждался в помощи православного пастыря — такова особенность служения больничного священника.
Можно сказать, что в каком-то смысле больничный храм для многих становится своего рода духовными яслями, где человек впервые в жизни встречает священника и впервые слышит о Боге. Затем, когда он покинет стены больницы он уже сможет сам продолжить свой духовный путь в любом другом храме, там, где его дом, но свой первый храм, в котором он волей Божией оказался, когда его сразил тяжелый недуг, он будет помнить всегда.

— Меняется ли человек после общения со священнослужителем? И просят ли Вас о беседе снова?

— Конечно, человек, душу которого тронули слова пастыря, если встреча со священником для него стала откровением о Боге, любви, и, вселило надежду на помощь Господа, то безусловно он снова будет искать встречи со священником. Когда же человек выздоравливает, то, зачастую, сам приходит в храм, иногда даже через много лет, со словами благодарности за помощь и поддержку, оказанные в трудный момент его жизни и за указание пути к вере, ведущей к Богу.

— Часто ли в больничный храм приходят сотрудники больницы? Как относятся врачи к тому, что на территории лечебного учреждения действует православный приход?
— Со всем медицинским персоналом больницы давно сложились теплые, хорошие отношения, от главного врача до санитарки. Так что отношение к тому, что на территории больницы действует храм, вполне хорошее. Многие приходят помолиться и пообщаться со священником. Возможно, хотелось бы видеть их чаще, но я понимаю что основное место служения лекаря находится у одра больного. Там он исполняет свой профессиональный и христианский долг. Поэтому очень часто сам прихожу в больничные отделения не только к больным, но и для общения и духовной помощи врачам.

***
На протяжении многих веков человеческая мысль пытается точно сформулировать и истолковать понятие “здоровье” и противоположное ему – “болезнь”, установить четкую границу между ними, выделить набор признаков, по которым одно состояние можно было бы однозначно отличить от другого. Однако до сих пор не существует единого взгляда на эту проблему, есть лишь частные мнения: в сфере биологии, физиологии, психиатрии, а также общечеловеческое, бытовое понимание. Медицина ставит своей задачей сохранение и возвращение здоровья, а так же продление жизни на возможно больший срок. Постоянно совершенствуя свои методы, медицинская наука добивается значительных успехов в предотвращении и лечении многих заболеваний, что и приносит ей заслуженную славу.
Сфера охраны здоровья населения одна из важных приоритетных задач любого современного общества, ведь для того чтобы созидать и творить, любому человеку необходимо здравие как духовное так и телесное.

О попечении душ человеческих заботится Церковь и её пастыри, над поддержанием здоровья телесного пекутся заботливо врачи. О том, как же сохранить драгоценный Божий дар — здоровье, куда и к кому необходимо обращаться в случае, если всё-таки тебя постиг недуг, мы пообщаемся с главным врачом ГУ “Луганской республиканской (областной) клинической больницы” Вольманом Олегом Валерьевичем.

— Олег Валерьевич, расскажите, прежде всего, о медицинском учреждении, которое вы возглавляете, о его истории и деятельности, профильной специализации и планах на будущее.
— Луганская республиканская клиническая больница — одно из старейших лечебных учреждений Луганщины, созданная на базе окружной, построенной в 1924-1928 гг.
Я руковожу больницей с апреля 2015 года. В больнице функционируют 28 стационарных отделений; из них 15 — хирургического и 13 — терапевтического профиля, рассчитанных на 1110 коек. Кроме того, функционируют 4 отделения интенсивной терапии, то есть реанимации, на 51 койку. На данный момент в больнице работает 1354 сотрудника, хотя по штату положено 2400, от чего ощущается нехватка кадров. Ежедневно находится в больнице порядка 1000 пациентов. Так же в структуру нашего медицинского учреждения входит республиканский перинатальный центр который рассчитан, на данный момент, на 120 коек. В родильном отделении, рассчитанном на 40 коек, находятся самые тяжелые пациенты, так как наш перинатальный центр является центром последнего уровня, куда направляются самые сложные пациенты. Имеется реанимационное отделение для взрослых и детей. Это особое направление в медицине, поскольку, вообще, материнство и детство являются приоритетным в здравоохранении. Наша больница является научно-практической базой для 12 кафедр Луганского государственного медицинского университета.
Так же у нас действует поликлиника, которая оказывает консультативную помощь по различным медицинским направлениям.

— Хотелось бы узнать о коллективе вашей больницы, так как все-таки, несмотря на развитие современных медицинских технологий и науки, в целом главным, по-прежнему, в лечебном процессе остаётся личность врача, как специалиста, так и человека. Может быть, вы кого-то хотели бы выделить особо, или каждый врач в своей области уникален?
— Я считаю, что нужно выделить каждого, кто трудится в лечебном учреждении, поскольку из-за большой неукомплектованности на всех сотрудниках лежит большая нагрузка и не только на врачах, но и на медсестрах и на санитарках. К тому же, труд людей, который связан с болью и страданием других, усугубляет не только физические нагрузки, но, ещё и моральные, и психологические. В больнице часто находится особая категория больных — это пациенты, которые получили травмы в результате боевых действий, к ним нужен особый подход, так как вместе с болезнью физической они получают часто и травму душевную, и, поскольку, для выздоровления таких больных важно создать комфортную психологическую атмосферу, то необходим и нужен труд всех сотрудников, даже дворника, убирающего территорию больницы, делающего её уютной и красивой, помогает больным легче переносить боль и страдание.

  — Так что же все-таки, с точки зрения медицины определяется как болезнь, и что делать человеку, если он заболел? Можно обойтись какими-то подручными средствами, или все-же желательно обращаться к специалистам?
— Конечно, необходимо обращаться к специалистам. Прежде всего для того, чтобы был установлен правильный диагноз, после чего назначается соответствующий курс лечения. Но есть ещё один важный момент: причины многих болезней находятся гораздо глубже чистой физиологии, установить правильный духовный диагноз и, так сказать, назначить соответствующие лечение души человека, не менее важно, чем лечение его тела. В этом смысле я считаю очень нужным и полезным сотрудничество лечебного учреждения, которое я возглавляю, с нашим больничным приходом. Особенно важно участие священника в работе с тяжелыми пациентами, в большинстве случаев находящихся в реанимационном отделении, где, порой, человек находится на грани между жизнью и смертью. Я считаю, что в лечебном процессе медицина и Церковь, врач и священник, должны идти в параллельном направлении, в таком случае, будет достигнут максимально эффективный результат.

 — В служении священника и врача есть много общего. Для достижения максимального эффекта в своем труде пастырь должен искренне сопереживать человеку, который обратился к нему за помощью, в общении со страждущим проявлять терпение и учтивость… насколько важен в лечебном процессе, скажем так, психологический климат в отношениях между врачом и пациентом?
— Без всякого сомнения, первым, с чего необходимо начать лечение человека — это доброе слово обращенное к нему. Чуткое и доброжелательное отношение врача к его пациенту, понимание его внутреннего психологического состояния, будет создавать нужный лечебный эффект. Конечно бывает, что души врачей в определенном смысле черствеют и теряют способность к сопереживанию и состраданию в той или иной мере. Вот в таких случаях нам всем очень нужна помощь и поддержка Церкви и духовенства. Слова назидания, вразумления и, конечно же, молитва, безусловно оказывают благотворное влияние на чувства, мысли и душу врача. Хотелось бы ещё раз подчеркнуть: мы очень рады тому, что в стенах нашей больницы, мы имеем возможность встречаться и общаться с нашим батюшкой, с отцом Сергием, рады возможности приходить в нашу небольшую больничную церковь, где можно помолиться, побыть в тишине — один на один с Богом.

— Что еще может способствовать скорейшему выздоровлению кроме необходимых медицинских предписаний? Внутреннее состояние человека, его психологический позитивный настрой — будет ли иметь значение?
— Естественно, прежде всего настрой самого человека на выздоровление, как говорится дух способен победить недуг, будет иметь ключевое значение в лечебном процессе, ну, а непосредственно на духовное состояние пациента, могут повлиять те люди, которые его окружают, врачи, медсестры, санитарки, священник, который приходит к больному в палату, ну и, конечно же, Бог.

— Спаси Господи, Вас, за интересную, полезную беседу, и за ваш очень важный труд на благо людей! Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
— Берегите себя и своих близких, храните и цените драгоценный Божий дар — здоровье! Мира вам, добра и счастья!

Храм (молитвенная комната)
в честь преп. Агапита Киево-Печерского,
врача безмездного
Г.Луганск, Ленинский р-он,
кв. 50 лет Обороны Луганска 14;
91045,
тел. 77-03-20

Храм открыт ежедневно с 8.00 до 16.00.
В будние дни — в 9.00 — Молебен о здравии.
Воскресные и праздничные дни в 8.00 — Божественная Литургия.
Субботние и дни накануне праздников в 14.00 — Вечернее Богослужение.

Луганская республиканская (областная)
клиническая больница.

Приемная главного врача:
Тел. 50-14-42
Факс.53-51-57
Регистратура консультативной поликлиники
Тел. 50-01-45; 095-665-15-14.
Приемная перинатального центра:
Тел. 58-09-10

Материал подготовлен отделом Луганской
епархии “Миссия Церковь и Медицина”