[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Большое разнообразие поездок предлагает паломнический отдел Луганской епархии, который возглавляет Алла Дмитриевна Шершун. Но и сами церкви не остаются в стороне. Стараются дружные, сплоченные молитвой и трудами во славу Божию коллективы вывезти на природу, совмещая с посещением святых мест. Александровский Свято-Вознесенский храм – не исключение.


Взяв благословение у настоятеля храма протоиерея Иакова Лобова, регент здешнего хора Алла Грантовна Дядус и свечница Светлана Гвоздева берут тетради, где записаны контактные телефоны прихожан и начинают обзвон. Каждому сообщают о ближайших поездках, намечаемых храмом. Кто-то выбирает «Белую гору», кто-то – «Боково-Платово», кто-то – «Святогорск – Харьков», кто-то – «Почаев», кто-то мечтает вновь побывать в Никольском монастыре у батюшки Зосимы. Есть и другие маршруты поездок, как ближние, так и дальние, но есть маршрут, на который всегда масса желающих поехать. Это – поездка в Киселеву балку с заездом в Чугинский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь.

Вот об этой поездке и расскажу подробнее. Луганчанам очень повезло, особо чтимое верующими заповедное урочище Киселева балка – целительница духовная и телесная совсем рядом: между селами Чугинка и Золотаревка. А ведь едут сюда паломники со всего мира, за счастье считают окунуться в святую купель, испить целебной водицы. По народным преданиям о первых исцелениях от недугов в Киселевой балке было известно уже в начале XVIII века, когда в урочище прозрел мальчик из ближнего села. К началу XX века слава об источниках Киселевой балки разнеслась далеко за пределы края.

После молебна о путешествующих, мы сели в большой мягкий автобус и поехали из Александровска… нет, пока не в Киселеву балку, а в село Красный Деркул, в женскую монашескую общину в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Настоятель – архимандрит Павел (Валуйский) (ныне – епископ Беловодский, викарий Луганской епархии).

Нас приветливо встретили старшая сестра обители Антония, и другие монахини, живущие здесь, но во временный храм не пустили, сказав, что из него все вынесено теперь на улицу. Мы не только в гости ехали сюда, а еще, чтобы пожертвования от прихода Свято-Вознесенского храма передать. Трудник подкатил к багажному отделению автобуса тележку, мы погрузили на нее мешки и пакеты с продуктами питания, и отправили в кладовую.

Помолившись у будущего восстановленного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, наша паломническая группа вернулась в автобус. Мы поехали… Да! Вот теперь в Киселеву Балку. До нее – 12 км от Красного Деркула. За окнами – фруктовые деревья, кустарники, перелески, поля, поля, поля…  За ними – наполовину заросшие травой, мергельные, белесоватые холмы, почти горы. Красиво смотрится на сочном зеленом лужке пасущийся белый конь! А вот пегий теленок стоит привязанным недалеко от дороги. А чуть дальше, и кормилица сельских жителей – черно-белая корова.

К тому моменту, когда наш автобус подъехал к урочищу, солнце уже успело подняться. Утро перерастало в жаркий и душный день. Мы спустились к источнику Казанской иконы Божией матери, набрали воду в привезенные емкости и вернулись в красивейший Свято-Благовещенский Храм.

Молебен служил настоятель Благовещенской общины священник Михаил Шиповский. Уже при его настоятельстве 24 июня 2001 года был заложен первый камень в фундамент будущего Благовещенского храма. Тщанием батюшки, благотворителей и паломников, приезжающих к святыням Киселевой балки из многих мест Украины и России, строительство храма было окончено в марте 2006 года. Цвет стен – голубой. Это цвет Богородичных праздников. Особенно ярко сияют на солнце золоченые купола. Внутреннее убранство храма встретило нас яркими цветами настенной росписи. Тут не в поклоне стоять хотелось (простите за смелость), а, подняв голову, рассматривать библейские сюжеты, нарисованные рукой хорошего мастера. Кроме многих картин, посвященных земному пути Спасителя и Божьей Матери, бросились в глаза прародители Адам и Ева и картины изгнания их из Рая. Не в каждом храме им выделяется столько места. В том же левом переднем секторе порадовало изображение во всю стену святых Равноапостольных Владимира и Ольги.

И еще очень сильное впечатление оставила икона Божьей Матери «Киселевская Целительница». Сначала я увидела, что люди, стоящие рядом и напротив меня передают друг другу какие-то иконки, запаянные в полиэтилен. Подруга засуетилась, желая срочно приобрести такую же, еще не понимая, что это. Я ее даже одернула, сказав, что всего не купишь, зачем излишне суетиться. И вдруг, обернувшись, увидела эту самую икону прямо у себя за спиной. Оказалось, что это икона Богородицы «Киселевская Целительница». На ней изображена Пресвятая Дева во весь рост, стоящая в небе. От Нее во все стороны расходятся золотые лучи. Над Ней – ангелы. А под Ней – само урочище. По сторонам – деревья, а внизу изображение святого источника. Со всем почтением я приложилась к иконе, после, подтолкнув к этому шагу и подругу. Эта же икона запечатлена и на внешней стене храма там, где находится алтарь. Из разъяснений отца Михаила: «Киселевская икона Божией Матери написана в 2003 году по благословению Патриарха Алексия II».

Из разъяснений отца Михаила: «Киселевская икона Божией Матери написана в 2003 году по благословению Патриарха Алексия II».

Освятив воду, мы цепочкой потянулись к кресту. И затем отправились к источнику.

Уже спускаясь по ступеням, ведущим к купели, мы почувствовали, как жара уступает место благодатному теплу, уютному микроклимату Киселевой балки. Напившись воды из мощных потоков, стекающих по трубам к маленьким часовенкам, мы пошли в купель. Несмотря на то, что кроме нашей, здесь уже были и другие группы паломников, ждать пришлось не долго. Хоть и боялись некоторые из нас, у всех хватило силы духа со словами «Господи, укрепи» войти в студеную (3-4 градуса) воду и с головой окунуться не менее трех раз. За то какая радость, какое блаженство окутало нас после этой благодатной процедуры. Говорят, что многие здесь получали исцеления, кто с верой прибегал к целительной силе воды. Это свидетельствует о неиссякаемой милости Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистой Матери Божией к немощам рода человеческого.

Из разъяснений отца Михаила: «Когда тут приехали бизнесмены и захотели сделать турбазу, поток воды почти исчез. Вода из труб текла тоненькой струйкой. А когда угроза миновала – поток постепенно восстановился. Это место не для отдыха, а для молитвы. Несколько лет назад тут чудо произошло. У мальчика в почке был камень около двух сантиметров. Врачи сказали, что нужно удалять почку. Больного мальчика привезли в Киселеву балку. Он жил тут некоторое время, пил воду из источника, а когда поехали в город на обследование, обнаружили – камень полностью рассосался».

Далее путь нашей паломнической группы пролегал в Чугинский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Игумен обители – архимандрит Варфоломей (Кузнецов).

История создания монастыря уводит нас в 1868 год. Тогда на имя наказного атамана Войска Донскова генерал-лейтенанта Черткова поступило прошение о постройке храма во имя святых Петра и Павла. Храм был построен, при нем была образована монашеская община, но в 1935 году она была распущена, а церковь полностью разрушена. Стройматериалы были использованы для постройки клуба. Богослужения возобновились только в 1942 году в здании бывшей церковной сторожки. Но в 1965 году и она была снесена. И только в 1995 году Сельский Совет передал для богослужений здание бывшего книжного магазина… Вновь образованная монашеская община, не теряя веры в то, что быть на этой святой земле мужскому монастырю, постепенно отвоевала для себя землю под постройку монастыря и начала строительство. И, хотя и сегодня еще далеко до завершения строительных работ, решением Священного Синода УПЦ в 2007 году в селе

Чугинка был открыт Мужской монастырь в честь пророка Божия Иоанна Предтечи.

Из разъяснений отца Михаила: «Когда тут приехали бизнесмены и захотели сделать турбазу, поток воды почти исчез. Вода из труб текла тоненькой струйкой. А когда угроза миновала – поток постепенно восстановился. Это место не для отдыха, а для молитвы. Несколько лет назад тут чудо произошло. У мальчика в почке был камень около двух сантиметров. Врачи сказали, что нужно удалять почку. Больного мальчика привезли в Киселеву балку. Он жил тут некоторое время, пил воду из источника, а когда поехали в город на обследование, обнаружили – камень полностью рассосался».

Для паломнической группы из Александровского Свято-Вознесенского храма (первый раз мы были в стенах нового храма), был отслужен молебен, после чего вернулись в автобус.

Последний запланированный пункт нашего путешествия – это святой источник, который находится на окраине села Чугинка. Он известен под названиями «Полюшкина криничка» и «Источник монахини Порфирии». Это имя одной и той же женщины, только до и после принятия монашеского пострига. Молодой девушкой она решила посвятить себя служению Богу и ближнему. Но только она приняла постриг, как грянула революция 1917 года. После чекистского террора монахине Порфирии из монастыря пришлось вернуться домой. Сама Царица Небесная приободрила голубицу. Она явилась Порфирии и указала место, где ископать колодец, чтобы не переводилась в Чугинке освященная вода. Порфирия-Полюшка со старанием исполнила волю Богородицы. И вот уже около ста лет люди утоляют и духовную и телесную жажду из ее кринички. Вода здесь

необыкновенно вкусная! Считается, целительной для глаз.

Набрав бутыли, поблагодарив Богородицу и монахиню Порфирию за щедрый дар, мы вернулись к автобусу, чтобы привезти набранную воду домой. На следующий день в Александровском Свято-Вознесенском храме был отслужен благодарственный молебен.

 Светлана Тишкина

Из архивов ПЛ2013, Сентябрь